раннее развитие. интересно ваше мнение и (желательно) опыт

наткнулась на такую статью сегодня. у меня и самой похожие мысли закрадывались, но поскольку опыта в этом я еще не имею, развития они не получали

кому не лень прочитать до конца, что думаете по этому поводу?

Сегодня, как и 15 лет назад, прогрессивные мамы озабочены тем, что ребенка надо развивать прямо-таки с рождения. А как же! Ведь “после трех уже поздно”. К услугам мам методики Глена Домана, Лены Даниловой (на основе того же Домана, дополненная и адаптированная к российским реалиям), Сессиль Лупан, Масару Ибука (по большому счету, вариации того же Домана), Марии Монтессори, Тюленева и Сузуки, система Никитиных, методический материал Кюизенера, Денеша, Воскобовича, Чаплыгина, школа 7 гномов… Думаю, хватит для начала. И это только то, что я вспомнила. Уверена, что на поприще раннего развития подвизаются гораздо больше педагогов, психологов, просто талантливых людей, которым есть что передать детям.

Современная жизнь подливает масла в огонь, не отставая в своих требованиях. На моей памяти 3-х летний малыш должен был проходить собеседование, чтобы попасть в элитный детский сад, а собеседования при приеме на курсы подготовки к школе – сплошь и рядом.

Вот и боятся родители отстать от этого темпа. И начинается: не успел человек родиться, как 10 раз в день карточки с кружочками, 5 раз – занятия по программе развития интеллекта, столько же – физические упражнения, сон и сеансы ползания в треке; по дому развешаны карточки со словами, а еще нужно послушать за день несколько музыкальных отрывков и текстов на иностранных языках, позаниматься развитием памяти, зрительного восприятия, тактильных ощущений…

Думаете, я утрирую? Ничего подобного! Жизнь моих старших детей протекала именно по такому графику с самого рождения. Как и жизнь еще 52-х детишек друзей и знакомых единомышленников, увлеченных в то время ранним развитием.

Математика, чтение, развитие интеллекта, музыка, рисование, иностранные языки, физкультура, развивающие игры всех сортов – вот что наполняло их детскую жизнь. Времени на “ничегонеделание” просто не было. Если дети просто играли, то взрослые следили, чтобы игра все равно охватывала зону ближайшего развития и тем самым развивала ребенка. На прогулке – занятия по окружающему миру. Кубики Зайцева и штанги Монтессори моя средняя дочь до сих пор вспоминает с ностальгией (как прикольно было первые грызть и вторыми драться). Дополняли картину ранняя социализация и общая развивающая среда (привет монтессори-классам и вальдорфской педагогике, про нее тоже не забыли).

К началу школьного возраста мы все были более, чем довольны результатами: общительные, не по годам физически и интеллектуально развитые, рассудительные, начитанные (а как же, читали все – самое позднее с 2-х лет), самостоятельные, отлично социализированные, с огромным кругозором дети – о чем еще могут мечтать родители? Такими детьми так удобно и приятно хвастаться!

А потом у всех начались школы. И школы были уже разные. Должна заметить, что не знаю, каков был бы результат эксперимента, останься кто-то из этих детей на домашнем обучение, так как все то поколение, рожденное в 1997-2000-х годах, пошло в школы.

Трудности начались с первых классов. Нашим детям попросту было скучно даже в самых продвинутых гимназиях. С одной стороны, они очень многое знали и по многим вопросам гораздо больше, чем предполагала программа. С другой, знания эти характеризовались негибкостью, частичной систематичностью и по отдельным предметам обнаруживались большие дыры, которые не позволяли перепрыгнуть через класс. Ликвидировать пробелы теми же скоростными темпами не получалось, так как желание учиться, познавать новое, искать и добывать знания отсутствовали у этих детей напрочь.

У кого-то родители схватились за голову и успели вернуть радость познания, к кому-то нашли подход учителя, а кто-то в этом вялотекущем состоянии так и проковылял до почти конца школы (самые старшие сейчас в 11-м классе).

В подростковом возрасте у всех обнаружился и еще ряд проблем, а так как все эти проблемы оказались общими (мы, родители, периодически до сих пор общаемся друг с другом, многие так и работают в одной организации, так что информацией обмениваемся), то с определенной долей уверенности можно сказать, что корни этих проблем лежат там же, в раннем детстве, которое целиком было посвящено “развивашкам”.

  • У всех детей очень лабильная самооценка, при этом она скачет от резко заниженной до неадекватно завышенной, но никогда не бывает адекватной.
  • Почти никто из них не умеет крепко и по-настоящему дружить, хотя поверхностно общаются в коллективе все очень легко. Ни у кого нет “лучшего друга”.
  • Для всех характерна сильная ориентация на сверстников и потеря привязанности с родителями (так ей, привязанностью этой никто и не занимался, как-то не до этого было).
  • Им очень сложно с профессиональной ориентацией и поиском своего пути в жизни – ничто не привлекает, все уже заранее кажется скучным и неинтересным.
  • Среди них очень мало творческих людей и практически нет исследователей по натуре, кого бы можно было назвать искателем, экспериментатором.

Зачем я все это пишу?

Часто я слышу на мамских форумах от родителей дошколят: “мы ходим в садик на целый день и с привязанностью все в порядке”…

А меня так и подзуживает спросить, а каким эти мамы хотят видеть своего ребенка в подростковом возрасте? И готовы ли они в этот сложный период столкнуться с оборотной стороной раннего развития?

Большинство из развивающих методик для малышей не развивают креативные способности, не стимулируют творчество, не учат учиться, не прививают любовь к познанию, вообще не учат осознавать, что вот он, этот познавательный интерес у меня появился и мне надо удовлетворить эту потребность познания нового.

Также большинство обучающих методик учат решать задачу в специально организованной среде, никак не обучая переносу навыка в реальную жизнь. Если Ваш ребенок лихо шнурует рамку Монтессори и на соседней так же быстро застегивает пуговицы, это совсем не значит, что завтра он так же лихо будет управляться со своей рубашкой и шнуровкой ботинок. Все методики Домана – обычное натаскивание, предполагающее переход количества в качество, который не всегда происходит. Кубики Зайцева отлично учат читать, но за скобками у большинства педагогов, а значит и детей, остается смысл прочитанного и осознание душевных переживаний героев (а этому тоже надо учить – сопереживать, сочувствовать, вырабатывать свое отношение к добрым и злым, видеть неоднозначность мира…) И так можно продолжать бесконечно.

А кому что важнее, — каждый родитель сам выбирает для себя… и своих детей.

P.S. Сейчас у нас растет младший, ему 6 месяцев. Мы с ним тоже занимаемся отдельными упражнениями из самых разных методик, но только когда и у него, и у меня есть настроение, нам обоим нечего делать и нет настроения заняться чем-нибудь более полезным, например, поесть грудного молока или поспать вместе :), т.е. исключительно ради моего развлечения и ни капли не систематически.


meow
meow
Москва
013349

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
ЭтоЯ
ЭтоЯ
Сыночек
8 лет
Ижевск

сейчас старюсь больше уделять внимание физическому развитию (танцы, бассейн) и развитию логики. Да иногда учим буквы, цифры, сложение, но не постоянно, по чуть-чуть. Не хочу торопить дочь.

Понимаю, что сейчас требования другие, но когда я в школу пошла читать не умела даже (мама рассказывала) и ничего техникум и скоро вуз с красным дипломом заканчиваю. Нагнать всегда можно

Пожаловаться
МамаАля
МамаАля
Чудесинка
6 лет
Дмитров

Идиотизм! Ребенка нужно развивать, но нужно это делать в меру и если есть желание! Как это так, не осается времени для свободных игр?! Ну это уж извините родители идиоты, у нас даже в садике занимаются с детьми 2-3 урока по 15 минут! Дома есть желание, позанимались, нет играет с братом или пошли гулять с друзьями! А вот на счет сада вообще не поняла, типо на целый день водить это плохо?) Интересно чем? На *** тогда вообще водить на полдня, уж проще тогда дома сидеть)

Пожаловаться
МамаАля
МамаАля
Чудесинка
6 лет
Дмитров

Со мной мама тоже занималась и к 3,5 годам я уже умела читать, а в 4 писать, в 5 стихи сочиняла и в школе мне было интересно и друзей много было и училась отличницей)

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Дочь
11 лет
Сына до 4 лет учила только жизни. В 4 пошел в сад. Сейчас умеет читать, считать, учит английский. Веселый и любознательный ребенок))

У дочки сейчас в приоритете физическое развитие




Пожаловаться
Ксения
Ксения
Ульяновск

развитием ребенка (в том смысле, в котором мамы погнимают это — развивашки, буквы, цвета и тд) надо заниматься с 3 лет. если забивать ребенку головенку раньше, он не усвоит что-то полезное для его возраста, просто мимо ушей пройдет.

а вот развитием физическим — надо заниматься с рождения! плевать на буквы! учите ребенка взбираться по шведской стенке!

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Липецк

честно, не дочитала статью, но выскажу свое мнение.

Я за развитие, занималась с дочкой, занимаюсь и буду заниматься, но все хорошо в меру

Пожаловаться
Алата
Алата
Матвей
11 лет

всё правда. ребенок должен играть, а не буквы учить. ловить букашек и жрать песок. палкой по луже колотить. для букв вполне хватит нескольких недель в 6 лет, когда он будет готов. то же и про всё остальное...

Пожаловаться
Леди Радость
Леди Радость
Черепашка
12 лет
Краснодар

М-да!

Пожаловаться
meow
meow
Москва

неоднозначно)

Пожаловаться
Леди Радость
Леди Радость
Черепашка
12 лет
Краснодар

у меня просто младший такой неординарный, к нему никакие методики не подходят. Он хочет конфету и только это его может заставить сказать — отдай ОДНУ! (при это протягивает две руки). Или увидел ромашки и сказал слово «ЦВЕТЫ». Так что ни Монтессори, ни Доман нам не помощники. Просто как и девушка, оставившая комментарии, я могу сказать, что мы тоже лепим песок на реке, трогаем колючки на елке и сосне. Нюхаем цветы. Хлопаем по воде рукой. Лепим из пластилина шарики. Но это как бы наши интуитивные действия. Без методик.

Пожаловаться
Татьяна Баландина
Татьяна Баландина
Дмитрий
14 лет
Дарья
10 лет
Челябинск

Давненько я в жж переписывалась с автором этой статьи. Все, как то, поверхностно, что ли. Я использую вот эти методики, к примеру, . И мои сыновья выросли на них. Сколько их помню, всегда скакали, играли, веселились. Мальчишки очень любознательные, сами теперь игры придумывают. Просто обычно такие статьи пишутся, когда опыт проведения игр не соответствует ожиданиям, или что-то не правильно сделали родители. От этой статьи у меня такое же ощущение. Не получилось, значит все фигня...

Пожаловаться
meow
meow
Москва

да нет, конечно не все фигня) я за раннее развитие, но умерено)) вокруг меня много семей, которые просто помешаны на этом! так получается должно вырасти поколение гениев)) а пока что-то его не видать(

спасибо за ссылку

Пожаловаться
Татьяна Баландина
Татьяна Баландина
Дмитрий
14 лет
Дарья
10 лет
Челябинск

не будет поколения гениев. Сейчас окружающий мир и общество просто на много больше требований к уровню образования предъявляет к детям, нежели 10-15 лет назад. И сейчас то, что раньше считалось воспитанием гениальности — теперь норма. Вспомните — мы играли в денди, сеги, комп — это было что-то сложное и недосягаемое. Мои сыновья с 3-х лет уже умеют обращаться с компьютером, планшетом. И не только игры… Для них это норма. И как бы скептики с тапками не смеялись, в школе видно будет, кто декрет для халявы использовал, а кто детьми занимался. Но это, ИМХО.

Актуальные посты
роддом при 1 меде официальный сайт
картофель фри при грудном вскармливании