Детский сад и выход мамы на работу. Обязаны ли власти дать место в детском саду на полный день

Конституция нашей страны определяет наше государство как социальное. Ее важнейшая функция как социального государства – организация для любого желающего возможности получать образование, в том числе, согласно 43-й статье Конституции, общедоступное и бесплатное дошкольное образование, получение которого гарантировано Основным законом страны в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Логично, что в таком случае государство в лице федеральной, региональной власти и наши муниципальные образования обязаны предоставлять места в детских садах, а в случае необходимости – например, при нехватке мест – увеличивать их количество любым доступным путем: строить новые детские сады, реконструировать старые, выкупать и брать в аренду помещения, делать пристройки, помогать частным детским садам и так далее.

Ряд местных властей, видимо поняли эту свою обязанность так: вот мы сейчас налепим групп кратковременного пребывания и предложим всем подряд туда ходить. Так мы и от прокуроров себя оградим, и перед людьми вроде как чисты будем: хотите – получайте там 3 часа в день дошкольное образование, не хотите – не получайте. А то, что мамам на работу надо идти – так это их проблемы, в законах не прописано что мы обязаны их право на свободный труд реализовывать. Главное, что мы им дали возможность развивать ребенка.

И ведь прокуроры действительно поднимают лапки кверху, и .

Выходит, правы ушлые чиновники? Ведь вроде бы не написано в законах ничего про то, что родители вправе выбрать себе группу полного дня, тем более если им надо идти работать…

Все не так просто, как хотелось бы чинушам. Фокус в том, что мы не знаем законов и не заставляем власти их исполнять.

Так как же все обстоит на самом деле? Должны ли нам дать детский сад или ясли на полный день или не должны?

Давайте разберемся.

В , на основе которой пишутся законы, каждая статья написана не сама по себе, а взаимодействует с другими статьями. Статьи зачастую разбиты на несколько частей, которые тоже взаимодействуют между собой.

Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют — исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о детях — многоплановую роль публичной власти в этой сфере.

Конституция и федеральные законы – не единственные источники наших прав и свобод и, соответственно, обязанностей властей их соблюдать и обеспечивать. Такими же источниками являются международные договоры Российской Федерации (то есть всевозможные конвенции, хартии и т.п., ратифицированные нашей страной) и общепризнанные принципы международного права.

Зачастую такие источники требуют подтверждения и расширения в наших федеральных законах. Но не все и не в каждом конкретном случае.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 к признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.

При рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Иными словами, если международный договор нашей страны прямо не предусматривает для применения его положений принятие специальных законов или внесения изменений в уже действующие законы, то он становится фактически самим федеральным законом, а его нормы действуют напрямую и должны применяться в любых действиях и мероприятиях властей вне зависимости от того, предусмотрен ли механизм их реализации или нет.

Как раз такой международный договор нам и поможет.

Российской Федерацией ратифицирована Конвенция от 23 июня1981 года «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями” Международной организации труда (далее — Конвенция), которая согласно ее статье 1 распространяется на трудящихся мужчин и женщин, имеющих семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности.

Данная Конвенция своими статьями установила, что:

  • для обеспечения подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин одна из целей национальной политики каждого члена Организации заключается в том, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации и, насколько это возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности (статья 2);
  • для установления подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин принимаются все меры, соответствующие национальным условиям и возможностями, с тем чтобы трудящиеся с семейными обязанностями могли осуществлять свое право на свободный выбор работы (статья 4, пункт „а”);
  • принимаются также все меры, соответствующие национальным условиям и возможностям, с тем чтобы учитывать потребности трудящихся с семейными обязанностями при планировании мероприятий на местном уровне; развивать и содействовать развитию государственных или частных служб быта, таких, как учреждения и службы по уходу за детьми и оказанию помощи семье (статья 5);
  • данная Конвенция может осуществляться посредством законодательства или положений, коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка предприятия, арбитражных решений, решений суда или сочетания этих методов или, с учетом национальных условий, любым иным способом, соответствующим национальной практике (статья 9).

То есть все мамы, у которых есть дети и которые имеют на руках трудовой договор (даже если они сейчас в отпуске по уходу за ребенком), должны быть обеспечены возможностью отдать своих детей в детский сад на полный день — на время, которое мамам необходимо исполнять свои обязанности по трудовому договору, чтобы мамы могли наравне с другими работниками трудиться полный рабочий день и получать соответствующую зарплату. Хорошим подспорьем, кстати, станет пусть формальный, но письменный вызов из отпуска по уходу за ребенком на работу.

Согласно статье 13 данной Конвенции, для Российской Федерации она имеет обязательную силу.

Таким образом, исходя из содержания статьи 9 Конвенции № 156 МОТ ее положения не требуют обязательного принятия внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права, то есть в том числе и для властей. Следовательно, в деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в Российской Федерации эти положения должны применяться непосредственно, то есть и при организации, и при распределении мест в детских садах потребность мамы в выходе на работу должна сотрудниками управлений образования учитываться. Предложение группы кратковременного пребывания в случае, если мама об этом не просит, должно быть признано необоснованным.

Непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ). То есть, как вашему ребенку не имеют права дать место вне очереди, точно так же власти не могут создавать препятствия маме в реализации своего права свободно распоряжаться своими способностями к труду исполнением обязанности по организации предоставления дошкольного образования — например, путем “впаривания» группы кратковременного пребывания.

Поэтому несмотря на отсутствие в федеральном законодательстве норм прямого действия, закрепляющих право занятых родителей — трудящихся с семейными обязанностями на равное обращение с другими работниками, а также их право на присмотр и уход за их детьми в дошкольных образовательных организациях на все время занятости, а также обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленные на обеспечение этих прав, положения Конвенции № 156 МОТ должны непосредственно применяться при решении вопроса определения ребенка в государственную или муниципальную дошкольную образовательную организацию с учетом режима ее работы.

Так, согласно пунктам 13 и 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 (далее — Порядок организации) образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 — 10,5-часового пребывания); продленного дня (13 — 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Аналогичные положения были закреплены и в пункте 9 ранее действовавшего Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 № 2562.

Вышеуказанные режимы функционирования (кроме кратковременного пребывания) позволяют родителям с семейными обязанностями осуществлять свое право трудящихся с семейными обязанностями на равное обращение с другими работниками на время нахождения их ребенка в группе с одним из таких режимов.

Согласно ч.1 ст. 67 ФЗ «Об образовании в РФ”, дошкольная образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Аналогичное положение закреплено в пункте 6 Порядка организации.

Комплектование государственных или муниципальных детских садов осуществляется согласно соответствующему порядку.

Важный момент: ни один из таких порядков в стране не предусматривает и не может предусматривать исключение из очереди в детский сад или ясли в случае предоставления места в группе кратковременного пребывания. Это потому, что такие группы были придуманы как временная мера при ожидании ребенком своей очереди в детский сад или ясли.

Получение ребенком дошкольного образования в группе кратковременного пребывания государственной образовательной организации либо отказ родителя от устройства ребенка в такую группу не влечет за собой лишения возможности получить в соответствии с установленным порядком очередности место в группе полного дня или иных режимов пребывания в такой организации, чем фактически устанавливает право ребенка на получение места в группе полного дня (в числе прочих режимов пребывания) вне зависимости от факта получения дошкольного образования в группе кратковременного пребывания либо от факта предложения посещать такую группу.

Согласно ч.4 ст.67 ФЗ „Об образовании в РФ” в приеме в образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Согласно ч.3 ст.55 этого же закона, прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, общие начала и смысл законодательства, включая положения Конвенции № 156 МОТ, устанавливают необходимость соблюдения прав родителей — трудящихся с семейными обязанностями на равное обращение и равные возможности с другими трудящимися при обеспечении прав их детей на общедоступное бесплатное дошкольное образование, в том числе путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения в дошкольных образовательных организациях. При этом отсутствие свободных мест в образовательных организациях не является препятствием для ввода дополнительных мест в таких организациях.

Следовательно, родители имеют полное право требовать от властей при организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования соблюдать свое право трудящихся с семейными обязанностями на равное обращение с другими трудящимися, в том числе требовать – в качестве способа защиты своего права – организовать дополнительное место в группе полного дня детского сада и предоставить его своему ребенку в установленном порядке очередности к сроку возобновления мамой своих служебных обязанностей. Это право подлежит судебной защите.

Успеха!


Светлая
Светлая
Вика
6 лет
Сочи
0196750

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Инесса Лиса
Инесса Лиса
Кемерово

допустим должны)))но если мест нет? то что делать? протащат вас вперед ребенка матери одиночки и все… а она так и будет ребенка соседке подкидывать, что бы полы вечерами где-то мыть....

Пожаловаться
ТаСамая
ТаСамая
А́ттика

ну там всего то три ребенка не попало в сад, могли уже и раскидать их по группам и без этой шумихи…

Пожаловаться
Светлая
Светлая
Вика
6 лет
Сочи

тут уже всех набрали. нам либо сделают доп места либо откажут.

Пожаловаться
Светлая
Светлая
Вика
6 лет
Сочи

и кто мешает маме одиночке написать как и я? мой муж тут никак не участвовал. кому нет других вариантов и позарез нужен садик те и роют ...

Пожаловаться
Инесса Лиса
Инесса Лиса
Кемерово

Может быть, как ум моей знакомой получилось, в прошлом году, дали такой же датанеориентированый ответ, она прождала до октября, потом поинтересовалась, ей сказали, что осень еще не кончилась… и ваши претензии не обоснованы. Потом прошел ноябрь… ей ответили, что мест на данный момент еще не создано, так как несколько воспитателей уволились (в связи с переездом, другая замуж вышла)короче, создать дополнительные места не представляется возможным, так как по НЕЗАВИСЯЩИМ от них причинам в 3(трех.ТРЕХ)где планировалась организация мест-недобор персонала… а это форсмажор.Она куда только не писала… в итоге пока писала, подошла очередь и ребенку три года, сами позвонили из сада и сказали приходите.

я к тому, что надо обговаривать временные сроки более конкретно.

Пожаловаться
Инесса Лиса
Инесса Лиса
Кемерово

а доп места это как? это дополнительная группа? тогда надо где-то брать воспитателей, и само помещение, если бы они были, то все было бы нормально с самого начала...

скорее всего вас вопреки саннадзору и минобразованию, запихнут в уже существующие группы.

не знаю, как они это провернут, но это будет нарушение норм содержания. Конечно, один ребенок погоды не сделает.Но если, кто-то пожалуется (уволенная например воспитательница)то вся жта схема полетит к чертям...

надо добиваться нормальную группу....

Пожаловаться
Светлая
Светлая
Вика
6 лет
Сочи

согласна. буду звонить уточнять. просто нам в осени уже 3 года. и места не дали. типа на след год приходите. но… в следующем если много сельских будет нас опять отодвинут.

Пожаловаться
Светлая
Светлая
Вика
6 лет
Сочи

ну вообще там спальные места есть например куда ставить.про остальное не знаю. но читала что когда добиваются организации мест. то докупают кроватки шкачики столы и берут дете. либо пристраивают и новое помещение делается… а воспитатели не проблема новые если финансирование дадут… например через суд если добиваться то все находят

Пожаловаться
Светлая
Светлая
Вика
6 лет
Сочи

а еще такой момент в садах… мест нет… но за деньги есть… значит резерв какой то заведующие оставляют так?

Пожаловаться
ЮляшкаТолстаяЛяшка
ЮляшкаТолстаяЛяшка
Великие Луки
Не лень вам это делать?
Пожаловаться
Светлая
Светлая
Вика
6 лет
Сочи

садик добиваться? нет.мне он нужен

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Москва
Это не реально прочитать… Хотя вопрос интересный
Пожаловаться
Светлая
Светлая
Вика
6 лет
Сочи

я прочитала)




Пожаловаться
Linda
Linda
Сын
17 лет
сын
18 лет
ну вот пока суд и дело как раз и подойдет место в саду)))
Пожаловаться
Светлая
Светлая
Вика
6 лет
Сочи

у меня не пододет. в следующем году так же могут сдвинуть в конец если много деминских придет

Пожаловаться
Юлёк
Юлёк
Необычный
8 лет

хочется верить, что все законы у нас исполняются

Пожаловаться
Виктория Козырь
Виктория Козырь
Алиса
8 лет
Ставрополь

ну ты взялась серьезно за дело)))

Пожаловаться
ТаСамая
ТаСамая
А́ттика

+тоже об этом подумала)))пусть только попробуют не взять! до телевидения и европейского суда дойдет!

пы.сы. с таким настроем я уверенна что вас возьмут! не переживай даже!

Пожаловаться
Светлая
Светлая
Вика
6 лет
Сочи

Актуальные посты
большая голова у ребенка
сколько молока должен съедать 1.5 месячный ребенок