10-00. В этот солнечный, но не очень жаркий апрельский денёк я отправилась посоветоваться к знакомым водолазам, с чего начать первое погружение. Встретившись с Андреем, я уже приготовилась забросать его вопросами, но не тут-то было.
– Поедем погружаться, – безапелляционно заявил он.
«Забавная шутка», – подумала я. И до последнего была уверена, что меня просто решили разыграть.
11-00. Спасательная группа № 124 к заданию готова! Нас в машине пятеро. В такой компании не заскучаешь! Оказывается, спасатели – очень весёлые люди, несмотря на все тяготы профессии.
12-00. Мы приехали на водолазную станцию. Вокруг всё во льдах. Куда здесь можно нырнуть, даже не воображаю, но полностью доверяю ребятам. Постепенно превращаюсь в «капусту». Надеваю один костюм, потом второй и следом третий. Выгляжу не очень эстетично, зато понимаю, что точно не замёрзну. Дальше соображаю с трудом: на мне – водолазная маска, рядом стоит баллон со сжатым воздухом. Алексей инструктирует меня, как правильно дышать под водой. Появляется большое желание сорвать с себя маску, чувствую себя, как в тисках. Знаю, что бояться глупо, вокруг все спокойны. Предварительная подготовка завершена, но самое интересное ещё впереди.
13-00. Водолазные снаряжения погружены в машину, и мы тем же составом отправляемся на карьер. До спуска под воду осталось совсем немного. Сердце бьётся с бешеной скоростью. Уже не страшно, настроение приподнятое, вот он кураж! Температура воды +4º С, почти столько же на воздухе, глубина 3 метра, видимость полтора. Осталось добавить недостающие детали в костюм, и можно погружаться. Снова на помощь приходит Алексей. На мне оказывается пояс с девятью грузами по полтора килограмма каждый, чтобы не всплывала при погружении, жилет-компенсатор для экстренного всплытия, перчатки, баллон с воздухом, маска, ботики, – кстати, целое состояние. Водолазная экипировка стоит порядка 150 тысяч рублей. Я в костюме сухого типа, то есть промокнуть не должна. А вот Марат – в мокром. При погружении туда попадёт вода, которая нагреется от тела, и водолаз не замёрзнет. Я с трудом держусь на ногах, ведь на мне 50 лишних килограммов. Хотя какое там держусь?! Стоять мне помогает Александр.
13-30. И вот тот самый час настал. Друг за другом водолазы спускаются в воду. Меня страхует Алексей, к поясу привязан сигнальный конец. У представителей подводной профессии существуют свои условные обозначения. Когда Алексей дергает страхующий конец один раз, значит, он спрашивает, как себя чувствую. У меня всё в норме, поэтому я в ответ тоже тяну трос один раз. Если водолазу срочно нужна помощь, то он дёргает шнур больше четырёх раз. Медленно начинаю погружаться в воду. С каждой ступенькой вниз я как будто становлюсь легче. Это и есть так называемая невесомость. Теперь я полностью в воде, дышу, как учили, немного задерживая дыхание при вдохе. Вокруг меня – маленькие рыбки, они не боятся подплывать так близко. Рядом Андрей и Марат. Я им показываю, что всё в порядке. Над головой лёд переливается на солнце разными цветами. Романтика, хочется петь, но пускаю только пузыри. Странно, под водой ощущаю себя очень комфортно, а ведь думала, что как только погружусь, сразу же глаза закрою. Чудеса! Но хорошего понемножку. Четыре раза дёргаю за сигнальный конец, и Алексей медленно начинает меня поднимать. Теперь всё наоборот: шаг за шагом я чувствую на себе всю тяжесть экипировки. Приближаюсь к поверхности воды, доли секунды, и я на воздухе. Всё ещё продолжаю дышать через маску. С помощью Алексея и Александра оказываюсь на понтоне. Постепенно «из чудища морского» превращаюсь в человека. Оказывается, под водой я провела целых десять минут. Пока я переодеваюсь, ребята продолжают погружение. По пузырям можно с лёгкостью определить траекторию движения водолаза. А вот и первые трофеи. Марат достаёт из воды монетки. У Андрея в «улове» солнечные очки. Чего только не поднимают со дна. Однажды вытащили дельтаплан, бывали и ценные находки, например, золотая, сорокаграммовая цепочка.
14-00. Нам пора возвращаться на базу.