Ну зачем я их читала ребенку… Белоснежка, Золушка и т.п… Теперь у ребенка любые ролевые построены так, ( я дочь, она мама) папа умер, но скоро будет новый! Сейчас думаю как реагировать, стоит ли что-то объяснять и как?
На эту тему мне понравилась «исповедь» одного папы:
Почему я не читаю классические сказки дочке. Мнение папы.
У меня есть дочь Майя. Сейчас ей два года. Но еще до того, как она родилась, я мечтал о том, как я буду ей читать книги-сказки. Ведь я очень люблю читать. И считаю, что через чтение можно многому учиться, познавать мир и просто развлекаться. Тогда ко мне не приходила мысль о том, что надо подбирать, что читать.Есть довольно широкий ассортимент классических сказок, которые большинство из нас слушало в раннем детстве, и мы все их так любим.
И вот я и моя жена Ольга купили несколько таких сказок, другие нам подарили. И я ждал момента, когда буду все это читать Майе.
Сначала я много общался с Майей без книг. Просто много всего рассказал о том, что мы видим вокруг. И мне было очень приятно заметить, как внимательно она слушала. Так что мой интерес к чтению еще больше возрос.
Первую сказку, которую я читал 9-месячной Майе, была «Кот в сапогах». Не могу описать мое разочарование и растерянность после окончания прочтения. Я переосмыслил прочитанное. Из сказки можно сделать вывод, что если ты обманываешь людей, то можешь добиться успеха, и при этом тебе не накажут. А даже наоборот: кот — обманщик, хитрый, нечестный — положительный герой! Я сразу сказал Майе, что считаю, что это неправильно, и что мы не должны так поступать в жизни. Только после этого я смог успокоиться, и моя совесть была чиста.
Через некоторое время на очередь попала сказка «Белоснежка». Я уверен, что каждый из нас прекрасно знает начало этого «триллера»: живет маленькая, красивая, беззащитная девочка-принцесса, у которой умерла мама. Ее папа снова женится. Через некоторое время мачеха недовольна, что маленькая принцесса очень красивая, и приказывает прислуге убить ее! У меня и сейчас волосы дыбом! Слава богу, сначала я успел прочитать это про себя и моментально закрыл книгу. Так как я никак не мог читать подобную историю маленькому ребёнку, который только начинает понимать жизнь! Для этого случая я уже не нашел пояснения!
Я был не только разочарован, но и озадачен. Я очень хотел с помощью сказок развлекать и развивать Майю. Но при этом был твердо уверен, что только не сказками такого содержания. Мы с Олей совершили тщательную «экскурсию» по классическим сказкам: Красная шапочка, Хенсел и Гретел, и т. д. Я не буду сейчас описывать каждую из них, а приглашаю вас самих это сделать и подвести итоги. Наше решение было таким: почти все эти сказки отправить «в печку», как говорил профессор Преображенский, Булгаковский герой из повести «Собачье сердце».
Я стал думать об этой ситуации и пришел к выводу, что надо делить эти сказки на две категории.
Первая категория — это сказки, написанные с целью напугать детей, формировать в них страшные образы, при помощи которых можно будет ими легко управлять. Например, если не засыпаешь, то «…придет серенький волчок и укусит за бочок, и утащит во лесок под ракитовый кусток»!
Вторая категория — это сказки, направленные на изучение морали с детьми. Например, Буратино (Pinoccio). И я знаю родителей, которые говорят детям, что если те будут врать, то у них вырастет длинный нос, как у Буратино. Какое противоречие! Ведь мы хотим учить детей не говорить неправду, и при этом сами именно это и делаем!
Первую категорию я отверг, потому что никогда не ставил себе цель культивировать страхи у Майи, а вторую — потому что считаю, что морали надо учить при помощи личного примера. Если хочу, чтобы мой ребенок говорил правду, то я не должен обманывать, и в первую очередь его самого. Если я хочу, чтобы мой ребенок был вежливым, здоровался, прощался, говорил «спасибо», то я должен постоянно так поступать везде и со всеми.
Есть еще одна веская причина не читать эти «классические» сказки нашим детям. Эти сказки были написаны более 150 лет назад! Согласитесь, тогда все было по-другому — другие дети, другие условия, другое общество. На мой взгляд, все это же не вписывается в нашу действительность. Многое меняется, а сказки остаются!
Оля — сторонник здорового образа жизни: правильное питание, одежда и игрушки, сделанные из безвредных материалов, и т. д. Ей не менее важна и «пища» для души. В поисках этой «пищи» она нашла замечательные издательства. Я хочу описать некоторые книги этих издательств, чтобы можно было наглядно почувствовать разницу:
1. «Очень голодная гусеница» (автор Эрик Карл). Гусеница появляется из яйца и со временем превращается в прекрасную бабочку. Книга из толстого картона и очень интересно оформлена. Она учит считать, запоминать дни недели и названия фруктов.
2. «От головы до ног» (автор Эрик Карл). Рассказывает о разных животных и о том, как они двигаются. А вопрос «а ты так умеешь?» приглашает ребенка повторить эти упражнения!
3. «Хочу к маме» (автор Джулия Дональдсон). Это моя любимая книга. Маленькая обезьянка потерялась, и добрый мотылек помогает его найти маму. Мотылек старается, но постоянно путает маму то со слоном, то с лягушкой. В итоге ребенок знакомится с несколькими животными и их характеристиками.
4. Ротраут Сузана Бернер придумала серию из четырех интересных книг большого формата с огромным количеством прорисованных деталей: «Зимняя Книга», «Весенняя Книга», «Летняя Книга» и «Осеняя книга». В книгах нет слов, кроме очень короткого описания на последней странице. Это помогает развивать фантазию, речь и наблюдательность.
Еще хочу отметить другие полюбившиеся нам книги, но уже без подробного описания:
• «Танцующий жираф» о таланте (автор Джайлс Андрэ),
• «Улитка и Кит» о дружбе (автор Джулия Дональдсон),
• «Лисенок Фокстрот» об особенных детях (автор Гельме Гейсе),
• «Дядя Амос не идет на работу» о поддержке и дружбе (автор Филипп Стел),
• «Замечтательная книжка» о детских и взрослых мечтах (автор Даллас Клейтон).
Справедливо добавить, что у всех этих книг замечательные иллюстрации. Хотя иллюстрации — это спорный момент.
Мне кажется, что есть существенная разница между сказками типа «Белоснежка» и теми, которые я только что перечислил. Очевидно, весь вопрос о том, что каждый из нас хочет читать своему ребенку. И эти желания могут не совпадать. Но я твердо уверен в одном: мы должны действовать именно так, как нам подсказывает сердце. А не как кто-то написал или потому что сосед сказал, или потому что бабушке так хочется. И это относится ко всему, что мы делаем, а не только к чтению детям.
Поэтому прежде чем читать сказку Вашему чаду, предлагаю сначала прочитать ее самим, послушать сердце и только потом принять решение. Чтобы быть уверенным, что именно такую мысль вы хотите донести до сына или дочери. После этого — вперед! Читайте с удовольствием! Главное — сознательно!
Мое сердце мне подсказало, что читать Майе про гусеницу и обезьянку гораздо лучше, чем про убийц и чудовищ. Как спокойно у меня на душе, ведь дочка повторяет слова «мартышка», «мама», «друзья», а не «убить» и «обмануть». Кроме того, я вижу, какое большое удовольствие Майя получает при чтении этих сказок! Она очень часто просит читать ей эти сказки и уже сама их «читает». И меня это очень радует!
Напоследок хочу добавить, что я ни в коем случае не хочу навязывать свое мнение. Просто делюсь своими мыслями. И желаю всем приятного чтения!
дети воспринимают все иначе, себя вспомни, я таких выводов не делала и моя психика никак не страдала. Отец рассуждает с точки зрения взрослого человека, все слишком преувеличено и накручено
Мне безумно жалко было всех…
в закладки
Мы читаем Репку, КОлобок, Кто сказал мяу, Барто, Чуковского всего, Заюшкина избушка, теремок, волк и семеро козлят, книга степанова — стихи малышам, маша растеряша, глупый мышонок, умный мышонок… и много чего… я читаю ей классику, но для меня это русская классика, на которой выросли мы, и вполне нормальными людьми..
а вот иностранные авторы… я считаю что в детстве надо прививать свою культуру, своих родных авторов… к школе да, можно уже и иностранных..
У меня большая библиотека моих книг, их мама сохранила, так что мало чего покупаем, точнее почти ничего)
А мы поддались на общее помешательство «принцессами»… Есть места, где ребенок это «впитывает». И в магазине книжном, она уже идет и ищет этих принцесс...
ну вы постарше...
мы смотрим тв только с флешки, телелевидение не подключаем, мультики только советские, хеллоу китти, и развивающие, классика фоном играет… так что выбираю пока я) читаем достаточно много)
Мы тв вообще не смотрим… Мульты стала смотреть где-то с 2х лет.
ну вот мы тоже, только с флешки, то что я выберу)
Мне вот очень Джани Родари нравится, не припомню там ничего такого страшного)
Если будет интересно, могу тебе помочь в подборке) Сейчас хочу пост сделать о новинках, старинках. По возрастным категориям.
да я даже не знаю будет ли ему интересно сказки читать
Да я же не только про сказки… а в общем, «книжный пост».
страшные сказки тоже нужны. Без страха нет смелости и мозгу в целом. Получается ребенок наивным совсем будет. Ребенок все эти страхи по-другому воспринимает и не шибко боится, потому что с ним мама и все это в сказке происходит.
Любые народные сказки содержат страшилки. Самые страшные — это сказки братьев Гримм (то есть слегка облагороженные немецкие, сами немецкие вообще улица Вязов), дунганские, японских тоже страшных много.
страшные сказки разные бывают, многие могут только негативно на психику повлиять, те же братья Гримм и прочие.
Педагоги не советуют.
я думаю, надо на ребенка смотреть. моему вон море по колено. Маленький был — пугался как муж чихает, отучили, потом падает если что-то — пугался, приучили «бабах» говорить и спокойно относится. А базовые страхи должны быть — к чужим, незнакомым, слушаться родителей. Педагоги не советуют, а жизнь советует.
вот вот я тоже уже давно задумалась чтоже там в этих класических сказках поучительного да ничего. а еще интересная книга есть удивительные истории меленького ежика от монаха Лазаря. и например книга из серии книжек от маленького ежика: как божья коровка на небо летала
Есть отличная книга: «Книги, которые читают наши дети и книги, которые им читать не следует» Ю.Ю.Поринец, написал профессор педагогического университета. Стоит почитать.
Интересно, погляжу)
там рассматриваются сказки и старые, и современные, и русские, и зарубежные. Но только авторские, не народные.
Мне читали все эти сказки в детстве. Ничему такому ужасному они меня не научили. Дети же иначе все воспринимают. Не так, как взрослые
+1
книги современных авторов ближе и понятнее, но классику всё равно знать надо. в детстве всё по-другому воспринимается, а когда читаю сыну, ужасаюсь. кто-то кого-то съедает, убивает, вспарывает живот. и это сказки, на которых мы выросли- Колобок, Волк и семеро козлят, Красная шапочка.
Ну да, если я привела в пример 2 сказки, то мы их только и читаем, да?
Те же «Репка» и «Колобок» и т.п малышковые сказки наизусть 100 раз рассказаны ребенком, проиграны в кукольном театре. А надо все время что-то читать… Знала, что в Золушке, но почему-то до прочтения ребенку-не задумалась...
Вот даже вспомнила. «Золушку» ребенок сам увидел в магазине ( книжка была сделана необычно) и я купила.
Еще вспомнила, на эту тему есть видео какого-то знаменитого психолога, который рассказывал, что дети не так воспринимают смерть и т.п… Может в этом и нет ничего такого, что я себе нарисовала....
Как бы это и так понятно, но как-то так рассказал интересно. Поищу сейчас его видео.
Библиотека у нас уже богатая) Я и сама посты создаю с подборками)
И группы есть хорошие. Просто «наболело» именно по этим сказкам.
www.baby.ru/blogs/post/266174948-4108307/
о, нашла , я оказывается сама это видео здесь выкладывала)) Жесть, памяти совсем нет...
Можно)
Я сейчас как раз собираюсь сделать большой пост о наших книгах и от тех, которые хочу приобрести.
можно в друзья добавиться?
как будто «русские-народные» лучше! животные, которые друг друга грозятся убить и сожрать, птицы, которые украли мальчика и т.д...