как мы обманываем друг друга.

Ты сегодня опять в садике не спала? — Спала, спала! Я сама видела, как я спала. Вообще-то, все мы знаем: врать нехорошо. Но при этом врём (ну, привираем) гораздо чаще, чем нам бы хотелось. Иногда делаем это так бездумно и привычно, словно отыгрываем сценарий, роли в котором расписаны заранее. Когда ученик опаздывает на урок, учителю положено на это отреагировать. Реагируют по-разному. Некоторые выпроваживают опоздавших, некоторые, бросив укоризненный взгляд, кивком головы позволяют войти и сесть за парту, большинство же приступает к расспросам (допросам?): а где, мол, тебя носило, отвечай, голубчик. И редко кому придёт в голову спросить себя: а узнаю ли я правду, если спрошу? На такую неожиданную мысль натолкнули меня однажды собственные ученики. Как-то после долгой оттепели грянул мороз—и наш город в один миг превратился в большой каток. Естественно, первый урок никак не мог начаться нормально— опоздавшие тянулись бесконечной вереницей. «Итак, — начинала говорить я, — тема нашего...» — тут раздавалось «тук-тук-тук», потом открывалась дверь и в проёме возникал очередной опоздавший. Далее следовал типичный диалог: — Ты почему опоздал? — Да, понимаете, автобус сломался. — Понимаю… Заходи, садись. Итак, тема нашего… «Тук-тук-тук...» Первый, второй, третий, четвёртый… Все как один говорили про сломанные автобусы и дурную дорогу. Класс бурно радовался каждому новому явлению, я слегка нервничала и поглядывала на часы. Но вот все опоздавшие подтянулись, и только мы как следует взялись за «Отцов и детей»…… снова раздался стук. Явился последний, очаровательный и абсолютно безалаберный, ученик, по совместительству — мой сосед. — Можно? – спросил, как и положено опоздавшему, он. Я (как положено педагогу) сделала вид, что нахмурилась: — Ты почему опоздал? Он открыл было рот: «Да-а...» — и тут весь класс грянул хором: — Автобус сломался… — Ага, — подтвердил он, — автобус. — Заходи… — согласно сценарию кивнула я головой. Он расплылся в улыбке. И тут же до меня дошло, что автобус ему как раз без надобности: в училище он всегда ходит пешком! «Соврал», —подумала я, и тут же мне стало ужасно интересно: а другие лгали или нет? Весь урок промаявшись этой мыслью, к концу я не выдержала и спросила ребят:

Скажите честно, кто сегодня на самом деле опоздал из-за того, что сломался автобус, а не из-за чего-то другого? По классу покатились смешки, потом поднялась пара рук. Впрочем, одна, поколебавшись, опустилась. — А есть такие, кто опоздал без уважительной причины?— не унималась я. — А это смотря что вы за вескую и уважительную считаете, — получила я в ответ. Вот тогда-то я и подумала: интересно, а кто инициатор этого вранья, учащиеся или их учитель? С тех пор вопрос «почему опоздал», дабы не побуждать к вранью, я отмела напрочь. Лучше поверить: на всякий поступок есть своя причина. И не толкать на заранее запланированный обман. (Кстати, опозданий после этого не стало больше. Ну а с теми, кто ввёл личную моду на опоздания, велись другие разговоры. И уж точно — не на уроке и не при всём классе.) По природе своей дети честны. На обман детей мы провоцируем сами. Сначала — провоцируем, а потом, если им раз за разом удаётся избежать неприятностей благодаря своим «сказочкам», они привыкают лгать. Как мы делаем это? Самый типичный способ — поставить ребёнка в ситуацию, когда ему приходится изворачиваться, придумывать — сочинять сказки для родителей. Дочка вернулась с прогулки: колени грязные, лицо чумазое, хлястик на платье оторван. — Ты что, опять играла в эти дурацкие «казаки-разбойники»? Больше на улицу одна не пойдёшь! — говорят ей дома. Как вы думаете, скажет ли девочка правду родителям или предпочтёт сочинить «сказку про то, как она не виновата»? — Можно, я не пойду в школу, голова болит… горло… — жалуется сын. Мама пощупает лоб (вроде всё нормально!) и отправит ребёнка на уроки. Она молодец, она сумела разоблачить ложь. Но, к сожалению, не обратила внимания на то, что правды так и не узнала. Ведь не только лень заставляет детей срочно заболевать, пить горькие настойки и даже лежать в постели. Ребёнок умолчал, не сказал правду: почему не хочет идти в школу. Может быть, у него большие неприятности, такие, что одному не справиться? Почему он о них не говорит? Уже не надеется на вашу помощь? Стесняется? Не доверяет? Боится? Он будет искать помощи в другом месте? А найдёт ли? И если найдёт, то что? Как видите, детская ложь опасна не только тем, что вас обманывают. Обманывая (или умалчивая), ребёнок просто отстраняется от вас. И это говорит лишь о том, что маленький человек сомневается в вашей безусловной любви. Ребёнок честен со своими родителями, только когда: • доверяет им; • не боится их гнева или осуждения;

уверен: что бы ни случилось, его не унизят как личность; • обсуждать будут не его, а поступок, который надо исправить; • помогут, поддержат, когда ему плохо; • ребёнок твёрдо знает: вы на его стороне; • знает, что даже если накажут, то разумно и справедливо (у детей вообще сильно развито чувство справедливости, и они часто презирают тех, кто её не проявляет, — и деспотов, и слишком мягкотелых). Маленькие дети (лет до трёх-четырёх) обманывать вообще не способны. У них ещё не развита внутренняя речь (они не умеют говорить «про себя», мысленно), потому и выбалтывают — говорят всё подряд, что приходит в голову. С развитием внутренней речи постепенно появляется и «внутренняя цензура», то есть умение прикинуть, что говорить стоит, а что — нет. К этому времени ребёнок уже успел сформировать отношение к дилемме: ложь— правда. Что говорить, где соврать, о чём умолчать. А выводы свои он делает из наблюдений за нами, родителями, и другими близкими взрослыми людьми. От того, как складываются ваши отношения, насколько искренни с ним вы сами, будет зависеть, насколько правдив будет с вами ваш ребёнок. Не учите детей лгать. Мы сами часто обманываем своих детей. Правда, зачастую считаем, что делаем это из хороших побуждений. Но так ли они хороши? И стоят ли утерянного доверия? «Иди поиграй. Я здесь рядом посижу», — говорит мама плачущему малышу, оставляя его в детском саду на весь день. Он конечно, скоро успокоится и вечером радостно кинется маме навстречу, но где-то там, в глубине души, уже осталась отметочка: «Меня бросают». «Завтра мы пойдём с тобой в кино», — может сказать папа и забыть. А у ребёнка другая отметочка: «Обещанья не выполняют». «Нет, я вовсе не сержусь, это всё твои выдумки», — говорят ребёнку. Но забывают добавить, что на него-то вы не сердитесь, а вот на босса, который загрузил работой, — очень даже сердитесь, и поэтому настроение — хуже некуда. А ребёнок, не зная правды, но чувствуя плохое настроение взрослого, всё принимает на свой счёт и переживает: что же я сделал не так? И опять появляется отметочка: «Это я виноват, из-за меня маме плохо». «Нет, я не выбрасывала твоего хомячка, он сам убежал». «Нет, тебе не звонил твой Васька» (а он звонил, тот самый, которого вы терпеть не можете). Отметочки, отметины, отметание правды. Маленькая ложь, множась и множась, порождает большое недоверие. С уходом доверия… потихоньку разрушается безусловная любовь. Ребёнок понимает: есть условия, при которых меня будут любить. Любовь для него становится иной — обусловленной.

Если вы поймали своё сокровище на лжи, не торопитесь его обвинять. Спросите себя: почему он не говорит мне правды? А ещё — посмотритесь в ребёнка, как в зеркало. Как аукнется, так и откликнется. Далее перечислены лишь некоторые, самые явные признаки того, что ребёнок говорит вам неправду. Но, ещё раз напоминаем, это не повод его обвинять. Это повод задуматься: в какие условия вы ставите свою любовь? Что надо сделать, чтобы вернуться к изначальной, истинной и безусловной любви? Итак, вас должно насторожить, если ребёнок, рассказывая что-то или отвечая на ваш вопрос: • старается не смотреть вам в глаза; • начинает что-то говорить и вдруг быстро подносит руки ко рту; у малышей этот жест явно выражен, у детей постарше он сглаживается, становится менее выразительным (одна ладонь или только 2-3 пальца быстро касаются рта); • потирает глаз; • часто покашливает во время разговора; • потирает подбородок или виски; • неосознанно прикасается к носу; • подёргивает мочку уха; • почёсывает шею или оттягивает воротник; • если при разговоре с вами ваш школьник держит руки в карманах, вполне вероятно, он пытается от вас что-то скрыть. Признаков, по которым можно определить, что родители говорят неправду, перечислять вообще не надо. Не хотелось бы вас пугать, но дети всегда это прекрасно чувствуют.

Отрывок из книги ''Перестаньте детей воспитывать-помогите им расти.''


Катерина
Катерина
Кропоткин
320733

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
lina
lina
Сало́ники

Эта книга у меня давно лежит в шкафу, надо прочитать. Лгать детям не стоит конечно, сама помню еще как в детстве маме лгала, боялась говорить правду..

Пожаловаться
Катерина
Катерина
Кропоткин
Вот и я хочу, чтобы мой ребенок рассказывал все как есть, не боясь быть на наказанным или пристыженным.
Пожаловаться
lina
lina
Сало́ники
Главное чтобы ребенок сам хотел поделиться, иначе это допрос… я например знала что моя мама и подслушивает, и дневник мой читает, и пока не ответишь не перестанет расспрашивать. Иногда так хотелось с ней поделиться чем- то, но после несколькиз неудачных попыток перестала ей доверять. Это я о подростковом возрасте в основном.
Пожаловаться
Катерина
Катерина
ПервыйМалыш
12 лет
ВторойМалыш
12 лет

Как мы любим всегда знать правду, но иногда лучше пусть помолчит.

Я обычно вовсе не рассказываю, что и где случилось. У каждого своя жизнь, свои проблемы, зачем моими пустяками голову забивать.

Пожаловаться
Наталья
Наталья
Кропоткин

Хорошая статья))) Возьмем на заметочку.




Пожаловаться
Светлана
Светлана
Железнодорожный

Как все верно! напоминать бы это себе почаще в суете дней...

Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Оленька
8 лет
Кропоткин
Спасибо. Очень интересно мы на многие вещи вообще не обращаем внимания а деткам они так важны (((
Пожаловаться
Катерина
Катерина
Кропоткин
Как у вас дела?
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Оленька
8 лет
Кропоткин
Да нормуль.в понедельник едем к бабушке моей в деревню.вернемся позвоню.как мелкий?
Пожаловаться
Катерина
Катерина
Кропоткин
Воюем:-) не знаю что с ним творится…
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Оленька
8 лет
Кропоткин
Ничего скоро пройдет)))))
Пожаловаться
Arivle
Arivle
Элина
11 лет
Ильгам
5 лет
Нягань
Хороший отрывок… вроде все это- прописные истины, но как полезно иногда самой себе об этом напоминать в ежедневной спешке и суете…
Пожаловаться
Катерина
Катерина
Кропоткин
Люди ведь часто ищут совета, ходят к психологам, гадалкам и т.д., ищут сложные пути. А ведь истина на поверхности, просто поступай так, как правильно. И не нужны будут никакие методики.
Пожаловаться
liza
liza
Елизавета
23 года
Малыш
9 лет
Вологда

В очередной раз поймав дочку на вранье, спрашиваю почему???

Чтобы не расстраивать тебя)))

Значит где-то я допустила ошибку, ведь мне хочется с дочкой доверительные отношения!!!

Замечательная книга, возьму на заметку, надо будет прочитать))) Спасибо!!!

Пожаловаться
Катерина
Катерина
Кропоткин
Рада, что кому-то помогла:-)



Пожаловаться
Яна Пилина
Яна Пилина
Санкт-Петербург
Хорошая статья. Меня всегда пугает, когда дети обманывают, не договаривают, что на самом деле произошло.
Пожаловаться
МамоНесс
МамоНесс
Фасолька
11 лет
Агурчик
8 лет
Киев
Пожаловаться
настена губина
настена губина
Владислав
8 лет
Керчь

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ!!!!

можно репостнуть?

Пожаловаться
Катерина
Катерина
Кропоткин
Конечно. Автор думаю не обидеться, раз уж книгу издал!)))