"Дневник развития ребенка от рождения до трех лет"А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина продолжение

Активная речь



ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ
У младенцев и детей раннего возраста речь еще не является ведущим средством общения. Однако она стремительно развивается, чтобы во все последующие годы обеспечить возможность эффективного диалога с другими людьми и с самим собой.
Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития.
1,5-2 МЕСЯЦА Появляются гласные и гортанные звуки (гуление).
2-7 МЕСЯЦЕВ Малыш учится управлять интонацией.
7-9 МЕСЯЦЕВ Произносит некоторые слоги (лепет).
9-11 МЕСЯЦЕВ Подражает звукам речи взрослых.
11-13 МЕСЯЦЕВ Ребенок уже использует несколько слов, количество которых к 2 годам значительно увеличивается.
OT ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке и т.д. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро.

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Произносит гласные звуки близкие к «а», «ы», «у», возможно, в сочетании с согласным «г» (гулит) 4 мес
Произносит серии одинаковых слогов:«дядядя...», «бабоба...», «мамама.,,» (лепечет) 10 мес
Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах!), «дя» (да) и т.п. 1 год 2 мес
«Говорит на своем языке» — произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации 1 год 6 мес
Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: «мама», «дядя». 1 год 6 мес
Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: «а», «о», «у»" «и», «м», «п», «б», «к», «г», «дь», «ть», «нь», «ль», «сь». Например: «мама», «ляля», «дя» «дай», «ня» «на» и т.д. 1 год 6 мес
Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: «тетя», «кися» (киса). 1 год 8 мес
Произносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: «тетя», «катя.», «синя» (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный 1 год 10 мес

Мышление


Все понимают, чем разумное поведение отличается от неразумного. Мыслить — значит организовывать целенаправленную деятельность, используя свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки.
По современным представлениям интеллект — это не что-то одно, чего у одних людей больше, а у других меньше. Во-первых, это множество относительно независимых способностей (языковых, двигательных, математических, зрительных, музыкальных и других), на основе которых формируются соответствующие знания и навыки (включая мыслительные операции, т.е. способы мышления). Во-вторых, это рабочая (или кратковременная) память, необходимая для удержания программы текущей мыслительной деятельности, обслуживающая все виды мышления. Чем больше объем рабочей памяти, тем более сложные, многоступенчатые мыслительные процессы, включающие условия и промежуточные действия, доступны человеку. Важна также достаточная скорость умственных действий.
Некоторые способы мышления усваиваются людьми естественным путем, без особых усилий. Другим же, таким, как чтение, письмо, счет, различные виды профессионального мышления, необходимо специально учиться.
В какой области интеллектуальность вашего ребенка окажется наиболее очевидной — предсказать трудно. «Сверхчеловеки», т.е. одаренные во всех отношениях люди, если когда-нибудь и рождаются, то очень редко. Остается внимательно наблюдать, чем интересуется ваш малыш и что у него получается лучше всего.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным. Малышу всего несколько дней, а мама и папа уже пристально вглядываются в его глаза, пытаясь угадать в них проблески разума. Но природа устроила так, что мышление начинает развиваться позже многих других психических функций. Сначала ребенок должен накопить какое-то количество знаний и умений, а потом уже учиться ими управлять.
0-2,5 МЕСЯЦА
Психические действия ребенка в основном спонтанны, не связаны друг с другом, интеллект почти ни в чем себя не проявляет.
3-6 МЕСЯЦЕВ
Поведение становится целенаправленным. Например, ребенок настойчиво пытается дотянуться до интересующего его предмета, привлечь к себе внимание взрослых. Появилось ожидание многократно повторяющихся событий. Так, вид бутылочки может вызвать у ребенка уверенность, что его будут кормить, и т.д.
6-12 МЕСЯЦЕВ
Это время «включения» рабочей памяти. Теперь исчезнувшие из поля зрения предметы или люди продолжают существовать для ребенка, остаются для него желанными. Поэтому одна из любимых игр — «прятки». Другое достижение — появление возможности подражать движениям и действиям взрослых. И еще одно важное событие, от которого зависит многократное повышение эффективности мышления,- это начало понимания слов.

1-1,5 ГОДА
Более зрелые рабочая память, зрительное и слуховое восприятие, произвольные движения дают возможность управлять целыми процессами, состоящими из 2-3 повторяющихся действий. Дети учатся есть ложкой, строить башню из кубиков, вставлять фигурные блоки в соответствующие пазы, повторять бытовые действия с предметами и т.п. Характерно, что эта активность контролируется ребенком — после отвлечения он продолжает начатое, исправляет допущенные ошибки и неточности. В это же время появляется чувство юмора.
1 ,5-3 ГОДА
У ребенка увеличивается количество знаний, навыков, словарный запас и объем рабочей памяти. В результате мыслительные процессы приобретают новое качество. Осознание себя и окружающих порождает ролевые игры. Например, ребенок представляет себя в роли <<мамы" или «папы» и начинает что-то делать «понарошку»: готовить еду, водить машину, ходить в магазин. Успешно развивается непосредственная целенаправленная деятельность — он уже может сам одеться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), правильно использует вилку и ложку, строит сооружения из кубиков. К концу третьего года с ним можно поговорить на некоторые темы: о нем, о его близких, об игрушках. Он понимает значение нескольких предлогов, правильно относит предметы к некоторым классам (" еда ", " одежда", «животные»), имеет представление о людях разного пола, возраста и профессий. В лексике и грамматике он ориентируется настолько, что иногда сам придумывает новые слова.

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции Настойчиво пытается что-либо достать. 5 мес
После отвлечения возвращает взгляд на то место, где было лицо человека или предмет 9 мес
Играет в «прятки» — либо ищет, либо прячется, ожидая реакции взрослого (реагирует, когда он нашел или его нашли). 1 год
Достает предметы из коробки. 1 год
Смотрит на предмет, на который указывает или смотрит взрослый. 1 год
Пользуется указательным жестом 1 год
Долго наблюдает за бытовыми действиями взрослых. 1 год
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из трех, если она была спрятана у него на глазах. 1 год
Запоминает местонахождение предметов, которые на несколько минут были выпущены из поля зрения. 1 год
Понимает (смеется), когда взрослые ведут себя, как маленькие, или совершают странные действия. 1 год 1 мес
Кладет предмет в коробочку и смотрит в нее. 1 год 1 мес


Совершает действия с предметами (расческой, ложкой, телефоном, пультом от телевизора, машинкой и т.д.) в соответствии с их функциональным назначением. 1 год 3 мес
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из четырех, если она была спрятана у него на глазах. 1 год 4 мес
Вытягивает за веревочку спрятанный предмет. 1 год 4 мес
Показывает 3-5 частей тела на себе. 1 год 4 мес
Показывает 3-5 частей тела на кукле 1 год 4 мес
Складывает все кубики в коробочку. 1 год 5 мес
Строит башню из 3-4 кубиков 1 год 5 мес
Выполняет простые просьбы (что-то знакомое найти, выбрать, принести). 1 год 6 мес
Обращается (жестами, словом) к помощи взрослого, если что-то не получается. 1 год 6 мес
Вставляет фигурные блоки в отверстия соответствующей формы 1 год 8 мес
Воспроизводит бытовые действия с предметами по памяти, возможно, через несколько часов после наблюдения. Например, подметает пол, складывает белье в стиральную машину и т.п. 1 год 8 мес
Понимает 2 предлога расположения («в», «на», «под» или другие). 2 года
Убирает предметы на свои места. 2 года
Сортирует предметы (яблоко — морковь, машинка — мячик и т.п.). Раскладывает предметы двух видов в две разные коробочки 2 года 2 мес
Строит «мостик» из трех кубиков после показа. 2 года 2 мес
Играет в кого-либо 2 года 2 мес

По просьбе находит 2-3 картинки или предмета из 4-6, относящиеся к определенным классам («цветочки», «зверюшки» и т.д.) 2 года 2 мес
Среди 5 картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый. 2 года 2 мес
Выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Примеры вопросов: «Покажи, что можно есть?», «Покажи, у кого есть ножки?» и т.п. 2 года 2 мес
«Разговаривает» с игрушками, играет в их общение друг с другом. 2 года 4 мес
Среди 10 картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый. 2 года 4 мес
Выполняет сложные просьбы, состоящие из двух частей. Например: «Покорми Лялю, потом положи ее спать». Взрослый может повторить задание 2-3 раза, но во время его выполнения ребенком подсказывать не следует. 2 года 6 мес
Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий его рисунку. 2 года 6 мес
Раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую — одного цвета. 2 года 6 мес
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из четырех после отвлечения (примерно на 10 секунд), если она была спрятана у него на глазах. 2 года 6 мес
Складывает разрезную картинку (или пазлы) из двух частей. 2 года 6 мес
Раскладывает предметы по величине (большой — маленький) или по цвету в две разные коробочки. 2 года 8 мес
Строит «домик» или другое сооружение из пяти кубиков после показа (кубики не образуют вертикальный или горизонтальный ряд). 2 года 10 мес
Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий рисунку его характерной части. 3 года
По просьбе выбирает «один» предмет и «много» 3 года
Задает вопросы «Почему..?» 3 года и старше
Складывает разрезанную картинку из четырех частей. 3 года и старше
Понимает 4 предлога расположения («в», «на», «под», «за»). 3 года и старше
Понимает 1 предлог направления движения («к», «от» и т.п.) 3 года и старше
Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку человека на целой картинке-образце. 3 года и старше
Самообслуживание


Самообслуживание включает в себя освоение навыков: приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела и опрятности. Эти умения формируются под воздействием воспитания при условии нормального развития движений, зрения, мышления, личности.


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРИЕМА ПИЩИ

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Производит жевательные движения (двигая челюстями вверх-вниз). 6 мес
Ест густоватую пищу с ложечки, захватывая ее губами. 6 мес
Держит бутылочку, из которой сосет, или придерживает грудь матери. 7 мес
Направляет бутылочку: тянет ко рту или отталкивает. 7 мес
Пьет из чашки, которую держит взрослый. 8 мес
Помогает держать чашку, из которой поят. 9 мес
Тащит в рот сухарик, мусолит его. 9 мес
Ест полутвердую пищу (бананы, хлеб, печенье), жует. 10 мес
Ест сам, берет пищу пальцами и помещает в рот. 1 год 1 мес
Откусывает кусочек от печенья и жует. 1 год 2 мес
Пьет из чашки, которую держит сам двумя руками. 1 год 3 мес
С помощью взрослого подносит ложку с пищей ко рту. 1 год 3 мес
Подносит ко рту ложку и ест, захватывая пищу с ложки, часто проливая. 1 год 5 мес
Хорошо прожевывает твердую пищу. 1 год 6 мес
Пьет из чашки, которую держит сам одной рукой 1 год 7 мес
Зачерпывает пищу ложкой из тарелки. 1 год 8 мес
Ест и пьет самостоятельно, используя ложку и чашку (аккуратно). 2 года
Сосет жидкость через соломинку. 2 года 6 мес
Переливает жидкость из одной емкости в другую. 2 года 6 мес
Переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую. 2 года 6 мес
Помогает убрать со стола. 3 года
Помогает накрыть на стол. 3 года
Ест вилкой 3 года
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ И РАЗДЕВАНИЯ


Название реакции Приблизительный возраст появления реакции Поднимает руку, ногу, когда его одевают (раздевают), по просьбе взрослого. 1 год
Стягивает носки. 1 год 2 мес
Снимает ботинки 1 год 6 мес
Просовывает руки в рукава, а ноги в штанины (или вытаскивает — при раздевании). 1 год 6 мес
Снимает или надевает шапку. 1 год 8 мес
Снимает расстегнутое пальто, куртку… 1 год 10 мес
Снимает расстегнутые штанишки. 2 года
Снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку… 2 года 6 мес
Надевает обувь, носки, штаны. 2 года 6 мес
Застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию. 3 года
Расстегивает и застегивает большие пуговицы. 3 года
Надевает рубашку, джемпер, платье, брюки… 3 года и старше
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ГИГИЕНЫ


Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Активно участвует в мытье и вытирании рук 1 год 6 мес
Позволяет, чтобы ему почистили зубы. 2 года
Самостоятельно моет руки (лицо) 2 года
Вытирает нос, когда дают платок. 2 года
Самостоятельно вытирает руки и лицо. 2 года 6 мес
Самостоятельно моет руки с мылом. 3 года
С помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой 3 года
Самостоятельно пользуется носовым платком. 3 года
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПРЯТНОСТИ

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Реагирует на мокрые или грязные штанишки 1 год 2 мес
Реагирует на потребность в туалете беспокойством или голосом. 1 год 6 мес.
Дает знать взрослому, что хочет в туалет, доступными ему средствами (не словами). 1 год 10 мес.
В течение дня остается сухим. 2 года
Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок. 2 года
Просится в туалет (используя слова) 2 года 3 мес
Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам). 3 года
Под руководством взрослого использует по назначению туалетную бумагу. 3 года и старше
Индивидуальные особенности и личность


Индивидуальность человека определяется его внешним видом, манерой общения, способностями, знаниями, интересами, привычками, здоровьем и многими другими признаками. Дети различаются между собой не менее, чем взрослые, причем с первых месяцев жизни. Кроме того, можно выделить особые категории детей. Например, преждевременно рожденные (недоношенные), при оценке развития которых необходимо учитывать, на сколько месяцев они не доношены. Несколько медленнее обычного могут развиваться и дети от многоплодной беременности (из двойни, тройни и т.д.). Приблизительно 1-2 на 100 детей имеют необычное развитие, обусловленное нарушениями зрения, слуха, движений или других функций.
Формирование личности ребенка — особая область надежд и тревог родителей. Личность, в широком смысле этого слова, включает в себя индивидуальные психические свойства, традиционно объединяемые в несколько групп. Основные из них: темперамент, способности, характер, осознание себя, интересы, ценности.

ТЕМПЕРАМЕНТ
Темперамент образуют свойства поведения человека, обусловленные физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Эти свойства передаются с генами, которые малыш может унаследовать от родственников из двух — трех предыдущих поколений.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА1. Активность — это интенсивность психической и двигательной деятельности. Активность может быть высокой, средней и низкой, В соответствии с этим людей делят на высоко активных, умеренно активных и медлительных.
2. Преобладающее отношение к новому — проявляется в характере реакций человека при встрече с незнакомыми явлениями, ситуациями, предметами, людьми, пищей и т.д. Это отношение может быть положительным (улыбка, интерес, любопытство), отрицательным (тревога, страх, избегание), безразличным.
3. Преобладающее настроение — повышенное, хорошее, сниженное.
4. Эмоциональная возбудимость (чувствительность) — может быть высокой, средней и низкой. Соответственно этому людей называют возбудимыми, уравновешенными или мало эмоциональными.
5. Гибкость — отражает способность человека быстро переключаться, приспосабливаться, т. е. менять цель, точку зрения, настроение, поведение и т.д. Поэтому людей можно разделить на:
гибких, умеренно гибких и негибких.
6. Внимательность — отражает способность сосредотачиваться на чем-либо, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Внимательность бывает высокой, средней и низкой.
Хотя темперамент с возрастом заметно меняется, многие его свойства, проявившиеся у ребенка до 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.
СПОСОБНОСТИ

Способности обсуждались в главах «Общие движения», «Движения рук», «Зрение», «Слух», «Общение и речь», «Мышление». Существуют две противоположные точки зрения на способности ребенка и возможности их развития. Согласно одной из них, любого ребенка можно научить чему угодно, согласно другой, обучаемость полностью зависит от наследственности. Истина, скорее всего, находится посередине. Наблюдая за ребенком, можно заметить — что у него получается с особой легкостью и что вызывает большие трудности. Часто родители 1,5-3-летних детей говорят: «она с первого раза запоминает стихи», «он прирожденный спортсмен», «у него врожденное чувство юмора», «он совсем не обращает внимания на книжки», «он такой неуклюжий», «она любит слушать музыку и танцевать» и т.д.
ХАРАКТЕР
Характер объединяет устойчивые способы поведения человека, приобретенные в процессе взаимодействия со средой. Таким образом, в отличие от темперамента характер является продуктом воспитания и личного опыта.
Формирование характера начинается уже в раннем возрасте и продолжается практически всю жизнь. По общепринятому мнению, наиболее интенсивные его изменения происходят на протяжении дошкольного, школьного, подросткового и юношеского периодов жизни.
Набольшее влияние на характер оказывает семья. Манера взаимоотношений в семье является для ребенка первым образцом культуры общения. Образ жизни родителей во многом определяет интересы и ценности ребенка, его отношение к самому себе и к окружающим. Особое значение имеет стиль воспитания. Так, командный стиль воспитания способствует формированию таких качеств, как замкнутость, робость, тревожность, отсутствие инициативы. Чрезмерно мягкий или непоследовательный стиль может привести к тому, что ребенок вырастет неуверенным в себе, плохо контролирующим свои поступки. Стиль, основанный на уважении, последовательности и справедливости укрепляет такие черты, как независимость, уверенность в себе, упорство, целеустремленность, легкость в общении со сверстниками.Приличное поведение ребенка на людях, иначе говоря, его воспитанность — это то, что волнует большинство родителей в первую очередь. Ведь речь идет о своеобразной визитной карточке семьи. Как же происходит усвоение норм поведения?
С 7-10 месяцев дети начинают знакомиться с нормами поведения. Качество и успешность усвоения правил в большой степени зависит от последовательности родителей и от общего эмоционального фона при общении взрослых с ребенком. Известно, что спокойное и доброжелательное отношение способствует хорошему поведению и послушанию. Наоборот, неуравновешенность родителей, вспышки гнева с применением физического наказания могут оттолкнуть ребенка, вызвать упрямство, действия «назло». В период с 2 до 3-3,5 лет дети активно изучают пределы допустимого. Это время стремления к независимости, время конфликтов между «хочу» и «нельзя», «не хочу» и «надо», что проявляется в капризах, истериках, непослушании и агрессивности. При уравновешенном и последовательном отношении к ребенку в семье к 30-36 месяцам проявления детского негативизма постепенно угасают. Малыш привыкает вести себя «как положено». Другой способ усвоения ребенком социальных правил — представление себя в новой роли. Уже с 2-2,5 лет дети начинают подражать поведению взрослых (обычно родителю того же пола) или играть в кого-либо. Сказки и сюжеты из повседневной жизни дают ребенку материал для освоения новых ролей, а реакция взрослых помогает «актеру» выяснить их отношение к его различным поступкам.ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ
Одной из ключевых сторон формирования личности ребенка является развитие осознания себя. Выделение себя как отдельного существа является многоступенчатым и многолетним процессом, ранние этапы которого приведены ниже.
0-3 МЕСЯЦА
Проявляет интерес к другим людям
Изучает других (рассматривает, прислушивается).
3-8 МЕСЯЦЕВ
Отличает себя от других
Изучает себя (рассматривает себя и свое отражение в зеркале, ощупывает себя). Продолжает изучать других. Приобретает первый опыт общения. Узнает других. Различает «своих» и «чужих».
10-12 МЕСЯЦЕВ
Узнает себя
Узнает себя в зеркале. Поворачивается к тому, кто его позвал.1,5-2 ГОДА
Обобщение знаний о себе и возникновение понятия о себе Ослабление привязанности к взрослому
Постепенно объединяются знания своего тела (показывает части своего тела по просьбе), своего имени, своих возможностей. Пытается все делать самостоятельно. Уменьшается зависимость от матери (или того, кто его воспитывает). Может удаляться от матери в незнакомой ситуации.
2-2,5 ГОДА
Возникновение понятия «Я»
Следующим шагом на пути к самоосознанию является употребление ребенком местоимений «Я» и «МОЙ», знание своего пола, своих вещей.
ИНТЕРЕСЫ
Другая важная сторона развития личности — сфера интересов. Считается, что поведение человека зависит от его желаний и целей, которые формируются на основе интересов.
Интересы ребенка во многом зависят от его способностей. Однако значительное влияние на их формирование оказывают родители, демонстрируя свои предпочтения в повседневной жизни, поощряя определенные виды игр и занятий своего малыша.
ЦЕННОСТИ
По мере накопления ребенком индивидуального опыта предметы, события, люди, слова и другие составляющие окружающего мира приобретают для него различную Ценность. В группе «ценное» оказывается все желаемое и приятное, в группе «отвергаемое» — все неприятное и нежелаемое, в группе «неопределенное» — все, что не вызывает никакого интереса или эмоций.
Важно отметить, что формирование ценностей не всегда происходит однозначно. Нередко одни и те же объекты или люди в разных ситуациях могут вызывать у малыша разные чувства и, следовательно, оцениваться им по-разному, что приводит к внутренним конфликтам и может быть причиной его противоречивого поведения.
Игра


Игра — это особый вид активности ребенка, позволяющей ему в безопасной ситуации наращивать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать навыки. Игра относится к основным источникам радости. Поэтому игровая деятельность у детей является ведущей, а партнер по игре — наиболее авторитетным взрослым и одновременно объектом привязанности.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ
В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые, более сложные виды игры. При этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных «игровых действий». Ниже приводится обычный порядок «включения» новых видов игры в первые годы жизни.

3-4 МЕСЯЦА
Игра — исследование окружающего мира, предметов, людей и своих физических возможностей (так называемая «сенсомоторная игра»). Ребенок производит одни и те же действия с разными предметами: тянет в рот, трясет, несколько позже вертит, ощупывает, бросает и т.д. Малыш пытается установить эмоциональный, зрительный, звуковой контакт со взрослым, улыбаясь, заглядывая в глаза, издавая звуки, реагируя на попытки взрослого оставить его одного. Иногда ребенок совершает непонятные для взрослого стереотипные движения (раскачивается, стоя на четвереньках или в кроватке, стучит рукой по столу, бросает предметы на пол), которые позволяют ему почувствовать свое тело, тренировать навыки сохранения равновесия, изучать глубину пространства и т.д.
9-12 МЕСЯЦЕВ
Игра — подражание, выражается в многократном воспроизведении действий или слов окружающих в конкретной ситуации. В результате ребенок научается производить адекватные (специфические) действия с предметами и использовать уместно слова. Так, малыш начинает катать машинку, прикладывать телефонную трубку к уху, нанизывать кольца на пирамидку, нажимать кнопки на пульте телевизора, произносить «ба!», когда что-нибудь упало, и т.д.

ПОСЛЕ 1,5 ЛЕТ
Игра — отображаемые действия, т. е. специфические действия с предметами в искусственно созданной ребенком (или взрослым) ситуации, «понарошку», с использованием игрушек:
«кормит», «причесывает» или «купает» куклу, «пьет» из чашки и т.д. В игре ребенок легко замещает реальный объект другим или вообще предполагает наличие отсутствующего предмета. Так, малыш возит кубик вместо машинки, имитируя при этом звук мотора, «кормит» маму несуществующей кашей и т.д.
ИГРА ПОСЛЕ 2 ЛЕТ
Игра — последовательные отображаемые действия (элементы сюжета). Сначала ребенок совершает всего два последовательных действия (например, нагружает и возит машинку), к 2,5-3 годам — три-четыре действия (например, кормит куклу, раздевает ее, затем укладывает спать).

2 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ — 3 ГОДА
Игра — исполнение принятой роли (элементы ролевой игры). Ребенок отождествляет себя или куклу с персонажем сказки, представителем какой-нибудь профессии, с одним из родственников, с животным. Совершая ряд последовательных игровых действий, малыш имитирует характерное для принятой роли поведение. Например, играя в доктора, ребенок подходит к игрушечной «больной» собачке с ложкой, заглядывает ей в пасть, говоря при этом: «Не плачь!», укладывает ее в кровать и накрывает одеялом. Войдя же в роль собачки, он ползает на четвереньках, имитирует лай, кусается. Ребенок может называть себя именем персонажа, говорить за него. В норме мальчики начинают предпочитать мужские роли, девочки — женские.
Этот вид игры получает свое дальнейшее развитие в дошкольном возрасте (после 3 лет), когда ребенок договаривается о принятии ролей с партнерами (другими детьми или взрослыми) или играет один сразу за несколько персонажей. При этом наблюдается увеличение половых различий в игре. Девочки чаще играют в «дочки-матери», «в принцессу», а мальчики — «в войну», «в корабль» и т.п. Исполнение роли учит ребенка придерживаться определенных правил поведения, что готовит его к более сложным играм.


ИГРУШКИ
По мере проявления у ребенка новых способностей меняется сложность и характер его игры. Старые игрушки становятся для него неинтересными или используются им по-новому. Например, погремушки обычно занимают младенцев до 5-6 месяцев. Мяч, напротив, одинаково интересен и для грудничка и для взрослого: пятимесячный малыш пытается его схватить, в 8-11 месяцев дети любят бросать мяч на пол, с 12-15 месяцев — пинать ногой, с 14-16 месяцев — бросать в сторону взрослого и т.д.
Разнообразие игрушек и детского оборудования для игры, имеющееся в магазинах, отражает широту интересов детей разного возраста. Однако совершенно очевидно, что ни один ребенок не в состоянии «переиграть» во все игрушки, прослушать все детские аудиокассеты, пересмотреть все детские книжки и т.д. Основной ценностью для ребенка является сама игра. Поэтому малыш нуждается всего лишь в единичных моделях живых и неживых объектов окружающего мира, а не в обширных коллекциях игрушечных зверей, автомобилей, роботов и т.п. Особую ценность представляют материалы для развития детского творчества (кубики, музыкальные инструменты, краски и фломастеры и т.д.).
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГРУШЕК, РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ ЛЕТ



0-6 МЕСЯЦЕВ
1. Подвижная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой.
2. Колокольчики.
3. Погремушки («гантели», кольца, шар с рукояткой и т.д.).
4. Висящие погремушки — «бусы», подвески.
5. Разноцветные воздушные шары.
6. Мячи разных размеров.
7. Мячик с колокольчиком внутри.
8. Игрушки- пищалки.
9. Неваляшка.
10. Забавные маски.
11. Игрушка с подвижными частями и фиксированной мелодией (музыкальная шкатулка и др.).
12. Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малышей (серия «Happy baby», «Знаки зодиака», «Классика для малышей» и др.).
13. Детское креслице с наклонной спинкой.
14. Коврик (упругий, моющийся, типа туристического).
6-12 МЕСЯЦЕВ
1. Активный центр.
2. Заводные механические игрушки.
3. Тряпичная (гибкая) кукла.
4. Книжки-картинки с плотными страницами, лучше — моющимися.
5. Набор для игры с водой.
6. Фигурки животных (средние).
7. Игрушки для жевания, кусания.
8. Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше — одноцветная).
9. Мягкая игрушка (может быть музыкальная).
10. Машинка среднего размера с веревочкой.
11. Металлофон.
12. Игрушечный телефон.
13. Куклы с подвижными частями тела (маленькая и средняя).
14. Кукла, одевающаяся на руку (лучше — с большим открывающимся ртом).
15. Корзинка, сумочка.
16. Набор пластмассовой посуды.
17. Коробочки с крышками.
18. Стульчик со столиком.
19. Игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.д.).
20. Качели.
21. Ходунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом).
22. Прыгунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом).
1-1,5 ГОДА
1. Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.
2. Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).
3. Набор форм, вставляющихся друг в друга.
4. Мягкие куклы среднего размеры.
5. Мягкие игрушки-зверюшки.
6. Тамбурин.
7. Барабан.
8. Свисток, дудочка.
9. Книжки с картинками.
10. Книжки с короткими стихотворениями для детей.
11. Большая грузовая машина.
12. Легковая машина с водителем.
13. «Почтовый ящик», лучше с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши).
14. Матрешка.
15. Составные игрушки из 2-3 частей (например, «Лего»).
16. Самокат («машина», «лошадка» и т.п.).
17. Подвижная игрушка на колесиках («бабочка» и т.д.) на шесте или на веревочке.
18. Игрушки-модели предметов, людей, животных.1,5-2 ГОДА
1. Парные картинки, лото.
2. Кисти, краски (не токсичные).
3. Набор для нанизывания («Бусы»).
4. Игрушечная мебель.
5. Пластилин и другие материалы для лепки.
6. Пазлы (простые).
7. Разрезные картинки из 2-3 частей.
8. Кегли.
9. Сказки («Репка», «Теремок» и др.). Хрестоматия для детей от 2 до 4 лет.
10. Миниатюрные модели бытовых предметов.
11. Игрушечный набор " Семья ".
12. Наборы для ролевой игры («Инструменты», «Доктор», «Кухня», «Парикмахерская» и др.).
13. Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.).
14. Набор для игры с песком. 2-3 ГОДА
1. Модель дома.
2. Пазлы (для составления целого из частей).
3. Фигурки животных с детенышами (лото: животные с детенышами «Найди маму»).
4. Одежда для кукол по сезону.
5. Игрушечные часы.
6. Куклы для театра.
7. Наряды для маскарада.
8. Разрезные картинки из 4 частей.
9. Лото: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Животные».
10. Детские ножницы с тупыми концами.
11. Составные игрушки из 3 и более частей.
12. Губная гармошка.
13. Игрушечный клавесин.
14. Трехколесный велосипед.

Ольга
Ольга
Кристина
6 лет
Кривой Рог
4412603

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
oksa
oksa
Денис
11 лет
Сергиев Посад