Про гиперактивность и ММД. Много букв.

Была у нас вчера невропатолог… Ничего нового не сказала, по поводу речи — говорит, ничего страшного, что плохо разговаривает, думаю, проблем не возникнет, к 3м заговорит. Прописала лечение (это мы еще после реанимации лечимся, т. к. судороги были...)

Короче, я это все к чему. Порекомендовала она мне прочитать в интернете просиндром минимальной мозговой дисфункции у детей.

Вот я сидела сегодня, читала, читала… Столько всего спорного… Короче, не совсем я согласна, что у нас этот диагноз, но спорить не буду, ей виднее. Там я так поняла основной упор на гиперактивность — у нас ее вроде бы нет… Концентрации внимания бывает да, маловато, но это если Артему неинтересно… А вот если дело касается машинок — то тут ТАКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ...

Есть правда за Темом такой грешок — не любит большого скопления народа, начинает капризничать, вредничать… И чужих вообще не признает, ведет себя отвратительно. А со своими — в 90% случаев золотой ребенок. Может, просто нет навыков общения с детьми? Почему то так сложилось, что когда мы переехали, то детей соседских нашего возраста не оказалось, подруги мои работают, а с мужниными друзьями встречаемся редко и там девочки — Тема с ними никак… В развлекайках всяких ведет себя нейтрально, играет сам по себе...

Короче, запуталась я немного… У кого какие мнения? Насть, у тебя Егорка гиперактивный, как ты считаешь?

Привожу несколько кусочков, которые перечитала и которые близки к реальности...

Кому интересно, читайте дальше, кому нет — можете на этом остановиться и дать советы, рекомендации, поделиться своими наблюдениями и прочее...


сегодня мы поговоримпро гиперактивных детей.

Слово это не сходит с уст родителей и воспитателей-учителей. И употребляется оно без разбору ко всем подряд: и тем, кто действительно им является, и просто к активным живчикам.
На мой взгляд, ничего сильно страшного или непоправимого не произойдет, если мама вздохнет по поводу своего активного ребенка: «Ох, уж эти гиперактивные дети!».
А вот противоположная ситуация — уже опасна. Если мама не знает про диагноз или не понимает, что он означает – очень тяжело придется и ребенку, и родителям. Много дров можно наломать.

А вообще гипердинамический синдром – это медицинский диагноз. И установить его сама мама не может… и соседка по лестничной клетке тоже… и психолог не может. Это прерогатива врача – невропатолога, невролога.
Жаль только, что редко какой врач понятно и доступно объясняет родителям, что означает этот диагноз. Нередко, просто оставляет в медицинской карте ребенка свои таинственные зашифрованные письмена и назначает процедуры.

А нам, обязательно надо разобраться в медицинской стороне вопроса. Это здорово поможет и в понимании проблемы ребенка, и в том, чтобы найти способы помочь ему… да и себе облегчить жизнь.

Итак, заглядываем в медицинскую карточку ребенка. Возможно, там вы найдете такие слова:

Энцефалопатия.
Диагноз ставится неврологом. В медицинской карте ребенка может также обозначаться как ПЭП, пренатальная энцефалопатия. Буквально означает – «повреждение мозга». Если ставится ребенку до года, значит, врач полагает, что у ребенка есть нарушения в работе центральной нервной системы. А они, скорее всего, вызваны травмой в период внутриутробного развития, во время родов или уже после рождения. Хотя врачу крайне редко удается с уверенностью сказать, что эта травма была получена тогда-то, там-то и из-за того-то. Чаще всего она остается неустановленной. Тяжесть этого повреждения мозга бывает разной. Максимально тяжелый случай – детский церебральный паралич (ДЦП). Более легкие случаи делятся на несколько групп:

— часть самостоятельно компенсируется (проходит) без какого-либо медицинского вмешательства;

— часть требует медицинского и физиотерапевтического лечения и к концу первого года жизни также компенсируется;

— у части детей легкие нарушения сохраняются. И тогда обычно к 5-6 годам невролог ставит еще один диагноз:

Минимальная мозговая дисфункция (обычно в медицинской карточке ребенка обозначается как ММД) Невролог поставит этот диагноз, если у ребенка есть проблемы в обучении или поведении, расстройства внимания, но нормальный интеллект. А наиболее часто встречающимся проявлением ММД и является –

Гипердинамический синдром (в медицинской карточке врач может написать гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) Обратите внимание, что диагноз ММД совсем не означает, что у ребенка есть гипердинамический синдром! Могут быть и другие проявления минимальной мозговой дисфункции.

Точные причины и происхождение синдрома пока не известны. Одни исследователи говорят, что синдром – последствие родовой травмы. Другие – что к этому еще плюсуется нарушение биохимического баланса в центральной нервной системе. Еще одни – что причиной является нарушение кровообращения мозга.

Каковы же признаки, симптомы гиперактивности?

Проявляется у детей в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности.

Что происходит с ребенком, у которого диагностирован гипердинамический синдром?

1. Мозг ребенка получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не функционирует.

2. Так как все мы помним, что нервные клетки не восстанавливаются – здоровые клетки сразу же берут на себя функции пострадавших. То есть сразу начинается процесс восстановления мозга.

3. И как результат – нервная система малыша работает с двойной нагрузкой: энергия тратится на процесс нормального возрастного развития + энергия на восстановительные процессы.

4. При возникновении стрессовых ситуаций или после болезни может наступать ухудшение неврологического состояния: усиливаются нарушения поведения и проблемы с обучением. Нервная система не справляется с возросшей нагрузкой – ей же нужно выделить дополнительную энергию.

5. В нервной системе существуют два основных процесса – торможения и возбуждения. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Вот отсюда и возникают проблемы с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

6. При благополучном развитии событий раньше или позже здоровые клетки «разберут» функции пораженных и все связи восстановятся. Обычно это происходит к 14-15 годам и подросток уже ничем не будет отличаться от своих здоровых сверстников.

Как часто встречается гипердинамический синдром?

С каждым годом все большему количеству детей ставится диагноз ММД (а мы помним, что гипердинамический синдром – это одно из проявлений минимальной мозговой дисфункции). Но не стоит поддаваться паническим высказываниям по поводу того, что неврологическое здоровье детей катастрофически ухудшается. Скорее, больше стали ставить такой диагноз потому, что методы диагностики улучшились. А процент гиперактивных детей остается примерно одним и тем же.

Кроме того школьные, да и детсадовские программы стремительно усложняются. Если в советской школе всех этих отвлекающихся и чересчур активных бы «тянули» до последнего и весь остальной класс бы подстраивался под отстающих и они были бы не так заметны. А к нынешнему стремительному темпу обучения гиперактивный ребенок просто не может приспособиться и его особенности ярко проявляются… и родителям часто предлагают подыскать другое учебное заведение… попроще…

По данным 10-летней давности, каждому 5-6 ребенку ставят этот диагноз. Девочкам гораздо реже: на 5-6 гипердинамических мальчишек всего одна девочка с подобным диагнозом. Наш слабый пол вообще гораздо устойчивее ко всяким неблагоприятным воздействиям среды, в том числе к травмам центральной нервной системы;)

Все, пока оставим медицину. Понаблюдаем за поведением. Каковы признаки гипердинамического ребенка?

Младенчество:
Чрезмерная и «бестолковая» подвижность:
— выпутывается из любых пеленок и одежды. Только упаковали, накрыли одеялом, вроде заснул. Через час нашли ребенка голого и довольного ногами на подушке, все «упаковка» – скомкана и валяется в стороне

— нельзя оставить не на минуту без присмотра. Только зазеваешься – ребенок извернулся и с глухим стуком упал с пеленального столика или дивана. Обычно все последствия ограничиваются громким и коротким воплем. …и т.д.и т.п.
Нарушения сна.
Достаточно часто (не всегда) у гиперактивных детей бывают различные нарушения сна. Может прокричать всю ночь без какого-либо видимой причины… или просто не спать ночью и проспать весь день… или спать не больше двух часов подряд, а в коротких промежутках бодрствования изводить родителей бешеной активностью… Часто трудно засыпают: трясет-трясет мама кроватку… только перестала – глаза открылись и все заново.
Интенсивное, но не направленное взаимодействие с игрушками и предметами
Внимание гиперактивного малыша очень легко привлечь, но очень сложно удержать. Обычно ребенок тратит некоторое время на изучение предмета, который оказался у него в руках. Гиперактивный же малыш хватает игрушку и сразу отбрасывает, хватает новую… а то и две… и также через несколько секунд выбрасывает.
Часто моторные навыки развиваются с опережением. Обычно гипердинамически дети раньше начинают держать головку, переворачиваться на животик, ползать, ходить. Именно они просовывают голову между прутьями кроватки, застревают в манежной сетке, запутываются в пододеяльниках и блестяще избавляются от одежды, на них надетой. После того, как ребенку открывается пространство пола – он начинает совмещать планомерный погром всего домашнего имущества с попытками нанесения себе телесных повреждений разной степени тяжести.

Ранний возраст и дошкольное детство.
Продолжение разрушительной деятельности
Лет до 2,5-3 гиперактивный ребенок продолжает славное дело, начатое в предыдущий возрастной период: переворачивает на себя кастрюли и тазы с кипятком… роняет елки, телевизоры… отрывает и обрушивает кухонный навесной шкаф, полный посуды… залезает на верхние полки шкафов за спрятанными от него ножами… или в бак с водой, стоящий на зажженной плите… постоянно совершает попытки зажечь газ на кухне, несмотря на строгий запрет это делать и так далее (это «подвиги» моей младшей сестры). Смыслом жизни родителей становится уберечь жизнь и здоровье ребенка, ну и, по возможности, семейное имущество. Действует, похоже, без перерыва, круглые сутки.
Попытки наказать или вразумить не действуют. Он прекрасно понимает речь. И с памятью все в порядке. Но мы же помним про поражение структур, ответственных за торможение в центральной нервной системе. Просто он не может удержаться, и со словами «Нельзя Ване в шкаф лазить! Нельзя вазочку брать! Разобьется!» лезет в этот самый шкаф за этой самой вазочкой. После свершившейся катастрофы ребенок абсолютно искренне расстроен и не понимает, как это получилось. «Я шел-шел мимо, а оно само упало…» «Даже не знаю, как это случилось…»
Продолжаются проблемы со сном. Опять же, не у всех. Например, вечером процедура укладывания может растянуться на долгие часы: попили, пописали, книжку почитали, погладили по головке –животику,…,…,…. А ребенок все равно не засыпает. И не укладывать тоже не получается. Ребенок будет хотеть спать – но сам не ляжет. Будет бродить, капризничать, маяться, хныкать… Или, бывает – просыпается ребенок посреди ночи – и не спит до утра. Засыпает опять часов в шесть. И так день за днем.
Нарушения развития речи. Довольно часто встречаются и могут быть различными. Кто-то начинает говорить позже. Некоторые вовремя, или даже раньше, но понять их речь просто невозможно. Они не произносят две трети звуков русского языка и запросто «собаку» заменяют на «ва», а «самолет» на – «силт». Говорят на этом «птичьем» языке активно и много, можно сказать непрерывно. Для формирования нормальной речи требуется помощь логопеда.

Просто ходить не могут, только бегают. Во время разговора или размахивают руками, или переминаются с ноги на ногу, или подпрыгивают на месте.
Не учатся на ошибках.
Не только на чужих, но и на своих. Если вчера он залез на крышу сарая, провалился и намертво застрял между реек…а потом, после благополучного спасения, весь в слезах от пережитого страха, искренне и истово сказал: «Никогда-никогда больше не полезу!!!»… Что сделает он сегодня? Конечно, сразу как вышел на улицу – первым делом полезет на крышу.
Те дети, которые теряются.
В вокзальной толпе, в очереди, в театре или музее, в магазине… Обезумевшие после долгих поисков родители найдут его где-нибудь возле мусорного бачка или другого увлекательного места… он удивленно скажет «Я только отошел. А вы что, меня искали?» И родители могут начать злиться и раздражаться, сомневаться в умственных или эмоциональных возможностях ребенка. А он – как Аленушка из сказки. Только ее грибок за грибок в глубокий лес завели. А в нашем случае в качестве грибов будут выступать разные окружающие интересности, которым нет сил противиться… тянут и тянут за собой.
Не могут остановиться в эмоциональном возбуждении.
Если говорить об эмоциях, то можно сказать, что гиперактивные дети – не злы. Вообще, обычно родители говорят об их доброте и незлопамятности. Гиперактивный ребенок не помнит обид: вчерашний обидчик – сегодня лучший друг. То же самое относится и к ситуации, когда он вчера обидел кого-либо. На следующий день он уже все забыл, и искренне не поймет сохранившейся обиды у приятеля. Не способны вынашивать планов мести, не склонны рассчитывать и планировать агрессию в отношении кого-то. Но в процессе эмоционального возбуждения, драки и без того слабые процессы торможения отказывают совсем. И последствия могут быть очень тяжелыми. Могут быть безотчетно жестоки и неостановимы. Долго могут сносить поддевки или обиды, а потом – взрыв агрессии, в которой они себя совсем не контролируют. Впоследствии искренне раскаиваются и могут не помнить, как все получилось. «Я сам не знаю, как все так получилось, честно»
Чувства поверхностны, лишены глубины и объема.
Он не замечает болезни папы, маминой усталости или расстройства друга и продолжает резвиться, никак не меняя своего поведения. И это вовсе не от того, что он бесчувственный эгоист. Просто оценка чувств и состояния другого человека – это сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на этом самом человеке. А мы то с вами помним, что концентрация внимания – это то, что страдает прежде всего. Поэтому не стоит ждать чудес понимания, а надо просто сказать, что вы (или кто-то другой сейчас испытывает). Наш гиперактивный ребенок примет это сообщение, как факт. И, возможно, постарается каким-либо образом это учесть.


Школьный возраст
Вот когда начинаются настоящие проблемы и у ребенка и у семьи. Или чуть раньше – если есть подготовка к школе. Родителей это может сводить с ума, раздражать, злить и приводить в отчаяние… Они прекрасно знают, что если их ребенок захочет и сосредоточится на школьном задании – он прекрасно справится с любым из них. Умственные способности и сообразительность, обычно, у них, обычно, хорошие. А вот сосредоточится он абсолютно не может. Сели за уроки – через несколько минут он уже витает в облаках, по 10 минут поднимает упавшие ручки, смотрит в окно, просит пить, есть, в туалет, в дороге долго блуждает по квартире… В примерах решает все абсолютно правильно… за исключением одного… там были знаки сложения, а он везде сделал вычитание. Делание уроков может длиться долгими часами…

Да и для учителя наш гиперактивный ребенок – не подарок. Вертится, разговаривает, отвлекается сам и всех вокруг. И одного не посадишь – будет общаться с впереди или сзади сидящими, пускать записочки… ну, или займется какой-нибудь «противоправной» деятельностью в одиночестве. Спросишь его – а он витал в своих мыслях и ответить не может. Или, напротив, он будет прыгать с поднятой к небу рукой, выбегать в проход и кричать «Я! Я! Меня спросите!», или просто кричать ответ с места. А ответ чаще всего – неполный или неточный.

Из проблем с обучением, самое распространенная – проблемы с письмом. Строчки ползут то вверх, то вниз…в словах пропущены буквы, в предложениях – слова… знаки препинания стоят как заблагорассудится автору… ошибок так много и они такие «дичайшие», что слово даже узнать невозможно… В общем, вся та «красота», которая называется красивым словом «дисграфия» – нарушения письма.

Проблемы с чтением более редки и обычно бывают у детей, которым ранее ставили «задержку речевого развития». Могут быть разными: один читает быстро, но изменяет окончания у слов и «проглатывает» слова или целые предложения. Другой – читает правильно, но очень медленно, запинаясь на каждом слове. Третий – читает быстро и правильно все произносит, но абсолютно не понимает прочитанного и не может запомнить и рассказать.

Все остальные проблемы по всем другим предметам связаны прежде всего с тотальной невнимательностью. Его абсолютно не смутят полтора землекопа в ответе… или он решит правильно, но запишет неверный ответ и т.д.

Его тетради грязные, рваные, с ошибками, поправками, исправлениями и дырками на месте неудачных попыток это сделать.

Постоянно все теряет. А его портфель напоминает запасник музея редких и нужных вещей… взрослые называют его часто «помойкой».

На перемене пытается выплеснуть всю энергию и напоминает тайфун. Бестолковая, сумасшедшая беготня заканчивается, как правило, врезанием «под дых» директору или иному не менее ценному члену педагогического коллектива.

Участвует во всех стихийных шалостях и всегда попадается. И потому, что репутация такая… и потому, что хитрить, изворачиваться и предвидеть последствия не умеет.

Это описание – максимально выраженные проявления гиперактивности у ребенка. Все может более сглажено.


Основная опасность в том, что все вокруг уверены, что гиперактивный ребенок может решить все свои проблемы, если «возьмет себя в руки и соберется». А на самом деле получается все наоборот. Наше гиперактивное чадо пытается соответствовать ожиданиям и требованиям. Изо всех старается… у него не получается… из-за внешнего давления и переживания неудач усиливается нагрузка на нервную систему… под влиянием стресса неврологическое состояние ухудшается… поведение становится еще хуже…

Уфффф… Если вы еще со мной – значит эта тема вам действительна интересна. И тогда нам надо еще набраться сил и опять вернуться к медицинской стороне вопроса. Потому как, кроме проблем поведения, у наших гиперактивных детей обязательно «всплывают» 2-3 различных клинических симптома. Наиболее частые:

— заикание

-тики

-задержка развития речи

-нарушения сна

-головные боли

-аллергодерматоз (без связи с аллергеном)

-различные гиперкинезы (навязчивые движения, моторные стереотипы)

-энурез

-астматический бронхит

-различные нарушения осанки

— вегетативно-сосудистая дистония

И для того, чтобы подвести итоги и обобщить такую длинную статью — своего рода тест на выявление гипердинамического синдрома у ребенка. Отметьте пункты, где вы можете ответить «да» про своего ребенка:

1. Есть неврологические диагнозы (энцефалопатия, ММД, синдром внутричерепной гипертензии).

2. Наблюдается неконтролируемая моторная активность.

3. Очень слабая для его возраста концентрация внимания. Ребенок бросает одно и сразу начинает другое; его очень легко отвлечь, если он чем-то занят

3. Есть стойкие нарушения сна.

4.В истории развития ребенка есть или были логопедические проблемы, задержки или общее недоразвитие речи (даже если бесследно прошли)

5. Не может приспособиться к дисциплинарным требованиям детского учреждения.

6. Быстрая «захлебывающаяся» речь.

7. Стойкая неуспеваемость в школе, которую нельзя объяснить недостатком интеллекта (по одному или сразу по всем предметам).

8. Повышенный травматизм и «влипание» в неприятности и истории.

9. Есть один или несколько тиков или моторных стереотипов (упорно до «мяса» грызет ногти, обрывает заусенцы, подскакивает на месте, крутит головой, моргает, подкашливает, трет нос или глаза, дергает себя за волосы, крутит или мнет что-нибудь в пальцах и т.д.)

10. Ночной или дневной энурез.

11. Поверхностная, часто избыточная общительность. Не всегда чувствует социальные грани и дистанции. Для него все вокруг – «друзья», но строить глубокие дружеские отношения не умеет.

12. Предпочитает младших партнеров по играм (с ними у него к взаимному удовольствию есть возможность поиграть в подвижные игры, которых ему всегда так не хватает)

13. Ведет себя как ребенок младшего возраста.

14. Метеочувствительность. Состояние, настроение зависит от времени суток, года.

15. Даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв

Если «да» набралось более 5 – скорее всего, гипердинамический синдром имеется.

Что же делать с гиперактивным ребенком? Каковы рекомендации специалистов?

ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ.

Используются препараты, которые способствуют улучшению обменных процессов в ткани мозга и ускоряют созревание его высших функций (мышление логическое и абстрактное, произвольное внимание и т.д.).

За рубежом в основном применяют препараты из группы амфетаминов. Наши невропатологи – ноотропил, пантогам, феназепам, и деазепам.

Также используются успокаивающие средства, такие как настойки пустырника, валерианы, корня пиона и различные бромиды.

При наличии внутричерепной гипертензии добавляют диакарб или фуросемид.

Уточню, что все эти данные – 10-летней давности. Возможно, сейчас появилось что-то новенькое.

Эффективность: удовлетворительно компенсируются проявления синдрома в 50-60% случаев

Недостатки:

-лекарства эффективны лишь в чуть более половины случаев

— действуют только во время приема. Перестали пить – все проявления синдрома сразу вернулись.

— существуют побочные эффекты. Слишком долгий срок приема лекарств небезопасен для метаболических процессов, даже если побочные действия сведены к минимуму. Например, если диагноз установили в 5 лет, а компенсация произойдет в 15 – ребенок должен принимать лекарства в течение 10 лет!

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ.

Должна быть разработанной для конкретного ребенка, комплексной и обычно включает в себя массаж, лечебную физкультуру и мануальную терапию позвоночника. Мануальный терапевт нужен для того, чтобы поставить на место сместившийся и пережимающий что-нибудь позвонок, который является причиной нарушения мозгового кровообращения. А многие проявления синдрома связаны с этим нарушением кровообращения.

Эффективность: точной статистики нет. Приблизительно у половины пациентов можно ожидать улучшения.

Недостатки:

— требует тонкого индивидуального подхода (абсолютно невозможного в условиях поликлиники)

— огромных финансовых затрат. Сколько стоят услуги массажиста и мануального терапевта? А хорошего массажиста и мануального терапевта?

— требуется постоянная коррекция лечения.

— и где найти этих грамотных специалистов? А если маленький пациент живет не в большом городе (где возможностей побольше)?

— ограниченная эффективность. Даже вмешательство отличных вышеозначенных специалистов, естественно, не гарантирует улучшение состояния. Проблема все же может быть и не в сместившемся позвонке.

ПРИМЕНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ («нейрофидбека»)

Фидбек – на английском значит «обратная связь», то есть в скобках – английский вариант названия этого метода.

Метод очень современный. Эксперименты показали, что если ребенку или подростку с помощью специальной аппаратуры дать возможность следить на экране за показаниями своей электроэнцефалограммы, то он может ее каким-то образом изменять. А изменяя ЭЭГ, он тем самым изменяет и электрическую активность своего мозга. Сторонники метода утверждают, что таким образом можно достичь стойкого улучшения или полного исправления нейрофизиологического дефекта. И это при полном отсутствии какого-либо вмешательства извне. Ребенок сам себе помогает и сам же оценивает и контролирует полученный результат.

Эффективность: около 60% маленьких пациентов таким образом улучшают способности планировать, организовывать свою деятельность, понимать последствия неприемлемого поведения.

Недостатки:

— что вы слышали об этом методе лечения гиперактивного ребенка? Скорее всего, даже если вы знали о нем раньше – это только то, что такой метод существует. В основном применяется на Западе. У нас в Питере работают группы врачей-исследователей, занимающиеся этой методикой. К сожалению, пока это недоступно для подавляющего большинства.

— ну и, конечно, если позвонки все же смещены – метод биологической обратной связи не поможет в решении проблемы.

БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ.

Бихевиор – на английском значит «поведение». Бихевиоральные терапевты сильно отличаются от всех своих коллег-психотерапевтов (психоаналитиков, гештальт-терапевтов и т.д.). Если последние так или иначе «лезут внутрь» проблемы, ищут ее корни и истоки, то бихевиористы не пытаются разобраться в причинах явления или прогнозировать его следствия.

Они работают напрямую с поведением. Поведение ребенка неприемлемо? Значит, ребенка будут учить вести себя правильно простым методом: положительно подкреплять правильное поведение. И вводить отрицательное подкрепление в случае поведения неправильного. То есть формировать рефлекс… да-да, можно сравнить с собакой Павлова. Принцип абсолютно тот же.

Хотела вам для иллюстрации этого метода привести в пример достаточно уже старый известный американский комедийный фильм. Мучилась несколько дней, пытаясь вспомнить название… или хотя бы про что он. До сих пор мучаюсь… Помню только момент, ярко иллюстрирующий прием бихевиоральной терапии. В нем один из главных героев испытывал какие-то психологические проблемы. И поэтому специально на руке как браслет носил резинку, заботливо предоставленную ему его лечащим бихевиоральным терапевтом. В случае, когда он терял контроль над своим эмоциональным состоянием – он должен быть оттянуть резинку и щелкнуть себя по руке. И предварительно выработанный с помощью терапевта рефлекс возвращал его в нормальное состояние. В конце фильма он надевает эту резинку на руку пойманному и разоблаченному главному злодею и говорит что-то вроде: «Захочешь сделать плохое дело – щелкай!».(Пишу все это в надежде, что кто-нибудь из читателей знает этот фильм, напишет его в комментариях и избавит меня от мучительных попыток вспомнить)

Бихевиористы активно критиковались во все времена своими коллегами по психотерапевтическому цеху… несомненно, эта терапия имеет ряд существенных ограничений… но все же в решении определенных проблем они добивались очень неплохих результатов. Так, в лечении гипердинамического синдрома:

Эффективность: улучшение наступает в 40-60% случаев в зависимости от интенсивности проявления и сопутствующих заболеваний.

Недостатки:

— те же, что и у предыдущего метода. Распространен на Западе, у нас толком и не применялся.

Вот и получается, что выбора-то особого в лечении гиперактивного ребенка у родителей и нет. И процентов 90 маленьких пациентов у нас остаются без какого-либо лечения.

Есть ли какой-либо другой способ помочь гиперактивному ребенку?

Есть.

и несколько советов нашла, как нужно себя с такими детьми вести. Но Америку, конечно, тут не открыли, хотя полезное тоже есть.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА С СДВГ

Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка с СДВГ – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его.

Рекомендации родителям:

— проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

— выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

— для подкрепления устных инструкций используйтезрительную стимуляцию.

уделяйте ребенку достаточно внимания;

— не допускайте ссор в присутствии ребенка.

— установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;

— чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

— снижайте влияние отвлекающих факторов во времявыполнения ребенком задания;

— оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;

— придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

— не прибегайте к физическому наказанию! Если естьнеобходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

— чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

— составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

— не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

— помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

— не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы, наиболее действенными будутсредства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»; внеочередное дежурство по кухне и т.д.

давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить

поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение)

давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

старайтесь не давать ребенку дополнительных умственных нагрузок, в начальных классах не рекомендуется посещение художественной, музыкальной школ, различных кружков, рекомендуется, наоборот, посещение спортивных секций, особенно детям с СДВГ полезна гимнастика и плавание.

поговорите с гиперактивным ребенком о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.


Татьяна
Татьяна
Анютка
7 лет
Липецк
3233892

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Омаров Марина Омарова
Омаров Марина Омарова

У меня тоже такой же мальчик, супергиперактивный… ему 2,9… пока мало говорим очень… бесят тетки на площадке детской, которые орут, что он невоспитанный и дикий… легко судить… сердце кровью обливается

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Анютка
7 лет
Липецк

Омаров Марина Омарова, Марин, знаете, мы около 3,5 лет ходили к остеопату, буквально за три сеанса ребенок стал намного спокойнее. Врач сказал, что все это поведение и плохая речь от родовой травмы — были пережаты шейные позвонки и кровь не поступала в мозг в нужном объеме. Только остеопат должен быть супер проверенный и надежный, с хорошими рекомендациями.

Пожаловаться
SVETLANA
SVETLANA
Полина
10 лет
Настенька
8 лет
Барнаул

Автору статьи огромное спасибо! Очень важная информация.

Пожаловаться
Наталья Попова
Наталья Попова
Ростов-на-Дону

У нашей Алисы в возрасте 3 лет начала проявляться гиперактивность, бегаем, играем почти целый день, а ребенок как будто и не устает))концентрация внимания плохая, говорить стали редко и не всегда понятно, и только когда нам надо))) позднее посетили педиатра и невропатолога, второй нам, кстати, ничем не помог, сказал, что это норма для ребенка в 3 года, а педиатр выписал нам рыбий жир для деток с 3 лет — «Детский рыбий жир «БиоКонтур». Показания к применению — диатез, синдром гиперактивности, слабая имунная система. Его выпускают в мягких жевательных капсулах, капсулы без запаха, с фруктовым вкусом, пропили без проблем. И Вам советую)

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Анютка
7 лет
Липецк

Спасибо, Наташ!!! а эффект то какой от него был?

У нас сейчас ситуация изменилась. Гиперактивностью и не пахнет… Другие сейчас у нас проблемки, но надеюсь, что и их преодолеем!




Пожаловаться
Настасья
Настасья
Новосибирск

прочитала все… послушай комаровского про гиперактивность, я не очень его поддерживаю, но в этом вопросе мне понравилось его мнение… про речь думаю до 3 не стоит даже переживать… тут больше готовность речевого аппарата влияет… у кого то нужные мышцы и связки позже развиваются… тут даже не всегда неврология влияет...

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Анютка
7 лет
Липецк

спасибо, Насть… да я про речь то сильно не переживаю, я про поведение больше и своевольный характер… Комаровского изучу, еще раз спасибо!!!

Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Тамбов

попробуйте лецитин подавать ребенку

Пожаловаться
Настасья
Настасья
Новосибирск

закину в закладки… пошла сокровише спать укладывать… насчет своего думаю у меня все же просто активный ребенок, все же не гиперактивность не наш диагноз… просто холерик по характеру… но после 2лет, стала к этому склонятся… хотя многое по симптомам сходится с гиперактивностью… увы, неврапотологи как то не особенно обсуждали эту тему… им некогда вечно… а ПЭП у нас до сих пор не снят...

Пожаловаться
МамаТрёхКотов
МамаТрёхКотов
Маша
9 лет
Макс
4 года
Армавир
мы тоже не говорим ещё, а если говорит, то не понятно, некоторые слова я понимаю… в сад своей год и 7 пошли, в группе 28 человек, половина молчит, хотя мы самые младшие в группе, остальным деткам уже по 3 года, поэтому пока не парюсь…



Пожаловаться
Элька
Элька
Ратмир
11 лет
Нефтекамск

фух, кое как дочитала… У нас была энцефалопатия, многие признаки сходятсяНо все хорошо, кроме того, что моя дочка слишком подвижна и у нее плохое внимание

Пожаловаться
NadiaD
NadiaD
Мирон
10 лет
Санкт-Петербург

у меня сын говорит ой как много и всё понятно

у подруги (она воспитатель) сыну почти 3 года, в садике с 2х лет… молчит как рыба об лёд. она не парится совершенно!!!!

а по поводу общения с другими детками — очень странно… они в этом возрасте должны идти на контакт как с мальчиками, так и с девочками. ваш либо не хочет, либо неинтересно с другими… может ему с мамой и папой более интересно.

и вообще, что вы чепушатину читаете и придумываете там себе… диагнозы ставите....

Пожаловаться
NadiaD
NadiaD
Мирон
10 лет
Санкт-Петербург

в общем, отстаньте от ребёнка =)))

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Анютка
7 лет
Липецк

спасибо… так это не я, это невропатолог)))

Пожаловаться
NadiaD
NadiaD
Мирон
10 лет
Санкт-Петербург

пусть они сами себе диагнозы ставят.

старшему невропатолог постоянно на приёме в карточке писала, что он агрессивно реагирует на осмотр… это как вообще? кидался на неё что ли???

к другой врачихе сходили — всё спокойно и в норме =)))

Пожаловаться
Ксения Ксения
Ксения Ксения
Ульяна
11 лет
Семён
10 лет
Екатеринбург

нервные клетки восстанавливаются, но на столько медленно, что это дажн во внимание брать не стоит. в закладки пост… буковки ммд я вроде видала… хм

Пожаловаться
♥Виктория-позитив♥
♥Виктория-позитив♥
Вадим
12 лет
Давид
16 лет
Калиновка

когда стукнет 3 заговорит даже не поверите))) и перестаньте накручивать себя именно чтением всего подряд в нете)

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Анютка
7 лет
Липецк

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Дарья
10 лет
Старый Оскол

У нас тоже плоховато разговаривает...

Актуальные посты