Может кому пригодится, а так для себя, что бы не потерять.

Цикл статей «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет».


1. Дидактические игры: развиваем познавательную активность малыша в процессе игры!

Задача всех этих игр — научить кроху выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами. Например: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку, раскладывать и собирать цветные вкладыши, нанизывать пирамидку, вкладывать полые предметы (меньший в больший).

Такие игры, как мы уже говорили – разовьют познавательную деятельность ребенка, мелкую моторику, обогатят его сенсорный опыт, мыслительную деятельность – первые понятия анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений в сознании малыша.

В играх с ребенком нужно использовать предметы, сделанные из различных материалов — металл, дерево, полиэтилен, бумага, ткань. Будет замечательно, если игрушки будут издавать и различное звучание.


Играем в кубики

Цели:

В практических действиях познакомить ребенка с особенностями куба — устойчивой геометрической фигурой, имеющей одинаковые грани. Ориентировочно дать малышу представление о свойствах заполненных и полых емкостей.

Друзья! Еще больше «рецептов» интересных и занимательных игр Вы найдете в специальном разделе: «Лучшие развивающие игры для ребенка от 1 года до 3 лет»
А правильно сделать выбор необходимых игрушек по возрасту для Вашего малыша — поможет наша серия статей «Лучшие игрушки для ребенка от 1 года до 3 лет»

Вам понадобится:

Набор кубиков. Кубики (грань прим. 4 см) помещены в коробки с крышками, крышки закрыты. Коробки должны быть разные по форме (например: плоская и высокая).

Игра:

• Погремите плоской коробочкой и дайте ее ребенку в руки, спросите: «Что там?». Малыш открывает ее и вынимает поочередно кубик за кубиком. В конце пустая коробочка показывается малышу: «Нет! ничего нет!» Коробка закрывается крышкой и опять встряхивается: «Не гремит. Пустая коробочка» — объясняете Вы крохе.
• Затем малышу предлагается высокая коробочка, мама встряхивает коробочку: „Тук-тук! Что там?“ Наклоните высокую коробочку и один за другим, вытряхивая, передавайте малышу кубик за кубиком (так соблюдается последовательность действий с предметами). Когда коробка опустеет, малышу предлагают заглянуть в нее, встряхнуть: „Нет! Ничего нет!“
• В третьей части занятия вместе с ребенком постройте башенку (кубики выкладываете один на другой – вертикально), а затем поезд (кубики прикладываете один к другому в горизонтальной плоскости).
Урок на вкладышах

Цели:

На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе знакомить ребенка с предметами конической формы (полые конусы разного цвета и величины) — »колпачками".

Вам понадобится:

Набор вкладышей- колпачков, последовательно вкладывающихся один в другой. Цвет колпачков можно выбрать произвольно или в соответствии с основными цветами спектра.

Игра:

• Поставьте перед малышом игрушку — колпачки, убранные последовательно один в другой. Ребенок видит только верхний, самый большой колпачок. Придвиньте всю конструкцию к малышу и предложите снять верхний колпачок, затем следующий, то, что под ним. Расскажите о форме и цветах каждого колпачка, старайтесь выстраивать их последовательно (в ряд) один за другим.
• Затем на глазах ребенка «сверните» все колпачки, последовательно накрывая меньший колпачок большим. Все это сопровождается веселым разговором, эмоционально обыгрывается – «Давай спрячем колпачок!». Предоставьте малышу возможность действовать с колпачками так, как ему хочется.
• Затем можно показать, как из колпачков можно построить красивую башенку, накладывая последовательно каждый меньший колпачок на больший. А может Ваш малыш догадается до этого сам?
Вот какая матрешка!

Цели:

Познакомить ребенка с раскладывающейся конструкцией матрешки: из одной, большой, появляется вторая, маленькая, и так далее.

Вам потребуется:

Две игрушки — матрешки — большая и маленькая. Сделайте для них 2 столика (один побольше, другой – поменьше) — из коробок, или изогнув картонку. А также «чайный сервиз» — чашки, если нет игрушечных, можно сделать из скорлупы орешка или тонкой бумажной полоски, свернутой спиралькой – это только еще больше разовьет у малыша фантазию.

Игра:

• Придумайте для игры с матрешками занимательный сюжет. Например, они могут танцевать, играть «в прятки», кататься на машинках, прятаться под платочек на глазах малыша. А он пусть обнаруживает их под платочком.
• Закрепите полученные малышом знания, сравнивая разные по размеру матрешки. Озвучьте матрешек – как бы говоря за них: «Я бо-ольша-ая матрешка!» (говорится баском, протягивая звуки), «А я – маленькая!» (голосок тоненький, говорится быстро). Вкладывая поочередно в руки малыша то одну, то другую игрушку, попросите показать, где «большая», а где «маленькая» матрешка.
• В конце занятия предложите «напоить» их чаем, угостить. Матрешек ставят за импровизированные столики. Большую — за высокий (большой) столик; маленькую — за низкий (маленький). Ярко обыграйте ситуацию чаепития, а затем матрешки пусть поблагодарят ребенка.
• Далее малыш играет с матрешками произвольно, как ему хочется.
Собираем пирамидку

Цели:

Нужно научить ребенка выполнять действие нанизывания на стержень. Полезно практиковать два захвата — кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку.

Вам потребуется:

Пирамидка — цветные кольца на стержне (5-6 шт).

Игра:

• Перед ребенком лежит 5-6 колец одинакового размера. Побуждайте малыша взять кольцо в руки, провести ладонью по поверхности, попытаться поставить на боковую поверхность, покатать влево-вправо; учите ребенка брать кольцо кончиками пальцев – «отрепетируйте» два захвата – обхватывая кольцо сверху и сбоку. Используйте все возможности пирамидки – расскажите про цвета, форму колец, покажите – где большое, а где маленькое.
• Зазывно предложите крохе: «Давай соберем пирамидку!» Затем покажите — как это делается – наденьте первое кольцо на стержень сами. Затем предложите ребенку повторить это действие – дайте ему кольцо и скажите – «Теперь ты!». Если малыш затрудняется, то выполните действие его ручкой, или снова повторите показ.
• Можно использовать звуковой прием: кольцо, пройдя через стержень, опускается, падая на опору, издает звук. «Тук!» – весело прокомментируйте звук, пусть и малыш повторит за Вами. Затем пирамидка собирается полностью. Обязательно акцентируйте внимание ребенка на результате его «работы» – «Ах, какая прекрасная пирамидка получилась – разноцветная!».
• Если у ребенка сохраняется интерес, можно повторить игру с колечками с начала.
Занятие с шариками

Цели:

В процессе практических действий на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе познакомить ребенка с формой шара, научить его выполнять действия с предметами с учетом их формы и положения в пространстве. Формировать умение брать шарик кончиками пальцев, скатывать по лоточку.

Вам потребуется:

Шарики. Лоток для скатывания шаров. Его можно сделать из картона. Занятие можно проводить сидя на ковре.

Игра:

• Предложите ребенку коробку с шариками. Пусть он поиграет с коробкой, выберет шарики, посмотрит, как они раскатываются. Прокатите то один, то другой шарик к ребенку.
• Затем возьмите коробочку и предлагает малышу поочередно подать Вам шарики, которые Вы вновь собираете в коробку.
• В следующей части занятия научите ребенка скатывать шарики по желобку. Они вновь раскатываются. Сбор шаров в коробку и раскатывание их повторяется несколько раз.
Игра «Что в кастрюльке?»

Цели:

Познакомить ребенка с различными предметами, цветами, помочь ему запоминать их названия.
Вам потребуется:
Набор «овощи-фрукты» (морковка, огурчик, репка, помидорчик), кастрюлька с крышкой. В кастрюльку заранее вкладывается набор «овощи», накрывается крышкой (можно заменить набор на настоящие овощи – фрукты, предварительно их помыв и просушив).

Игра:

Дайте ребенку заветную кастрюльку: «Что там?»
Малыш открывает крышку и берет овощи и фрукты. Предложите их рассмотреть. Вложите их поочередно в руки ребенка, предложите провести кончиками пальчиков по поверхности каждого предмета. Комментируйте: «Это – огурчик, огурчик зеленый, а это — морковка». Затем предметы вновь вкладываются в кастрюльку. Занятие повторяется.
Сюжетные игры: воспитываем познавательную активность в знакомстве с окружающим миром

Познакомьте малыша с предметами домашнего обихода. Ребенка 1 г.- 1г. 3 мес. знакомят с предметами мебели, посуды, одежды. Обязательно обратите внимание малыша на их назначение и как с ними нужно действовать. Расскажите и покажите простейшие транспортные средства — коляска, тележка, каталка. Например: покажите автомобиль, стоящий возле дома (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся). Покажите также животных, живущих рядом с человеком: кошку («киса»), собаку, птичек. Отмечают внешние особенности каждого животного (какие глаза, хвост, уши), а так же – их голоса.
Домашний театр

Цели:

Продолжать знакомить ребенка с окружающими предметами, их особенностями и возможностями использования. Учить облегченным названиям, голосам животных (кукла — «ляля», собачка — «гав-гав»). Давать понятие общеупотребительных названий этих предметов, побуждать употреблять в активной речи облегченный вариант названия или звукоподражание.

Инсценировать бытовые ситуации из жизни, которые ребенок уже видел, или участвовал – они должны быть понятны ему. Закрепить представление о назначении окружающих его предметов – мебели, одежды, посуды, транспорте. Разнообразить эмоциональный внутренний мир ребенка разыгранными в сценках переживаниями.

Вам потребуется:

Сюжетные игрушки: животные, птицы. Кукла с одеждой (желательно подобрать игрушку, изображающую ребенка того же возраста, как и малыш, с доброжелательным, улыбающимся лицом). Машинки, игрушечная мебель и посуда.

Игра:

Проведите показ несложных сюжетов с помощью образных игрушек, инсценируя ситуации из жизни. Это могут быть игрушки, изображающие животных (собачку, кошечку, зайчика, мишку) и кукла. Но при этом – кукла должна совершать «человеческие» действия, а животные – действия, присущие животным.

Например: собачка – кушает из миски, птичка летает и клюет зерна, зайка – прячется от мишки. А с куклой проведите показы бытовых и забавных ситуаций, включая средства передвижения (машины с кузовом, легковые автомобили, тележки, санки). В инсценировании ситуаций с куклой закрепите представление о предметах мебели одежды и посуды (ложка, тарелка, чашка), их использование по назначению.

1. Пример игрового занятия с куклой:

• Уберите игрушки игрушки, так чтобы малыш вначале занятия их не видел. Привлеките внимание ребенка веселым разговором, стараясь сконцентрировать его внимание, а затем разыграйте сценку: раздается стук. «Кто-то идет к нам в гости» — перед глазами малыша появляется куколка. «Кукла — Ляля пришла к Ване (имя ребенка)». Кукла здоровается, если малыш хочет взять ее в руки, отдайте игрушки, действия ребенка прокомментируйте: «Где у Ляли глазки (ротик, носик, ручки, ножки)?» Если малыш не показывает – покажите сами. «А где у Ванечки?»
• Затем попросите кроху вслух повторить за Вами: „Ляля“ и тут же уточните: „Кукла“. Дальше идет показ картинки, изображающей куклу: „Смотри — вот Ляля — кукла на картинке. Где Ляля? — Вот! На картинке — Ляля“.
• В следующей части занятия внезапно раздается лай и появляется собачка, кукла прячется. Как и в первой части игры, проводится сценка с собачкой, вводится облегченное слово „Гав-гав“. «Это собачка, собачка говор «Гав! Гав!».
• В третьей части занятия вновь появляется куколка, собачка радуется встрече с ней. Еще раз попытайтесь «разговорить» кроху: „Ляля“, „Гав-Гав“. Показывает картинки: „Где Ляля“?», «Где собачка, как собачка говорит?» Если дитя затрудняется, просто отвечайте за него после небольшой паузы.

2. Пример игрового занятия с игрушечным автомобилем (машиной)

• Привлеките внимание крохи: «Ванюш, давай поиграем!?». Вы находитесь в проеме двери в комнату и разыгрывает первую часть занятия, не показывая игрушку сразу. Так Вы усилите ориентировочную активность малыша. За дверью раздается звук «машины». «Что это? Слышишь: „би-би-би“?» В комнату въезжает машина..
• Разыграйте сценку поездки машины, введите новые слова — как гудит машина: «би-би-би». Спросите ребенка: «Как гудит машина, повтори!» В процессе занятия заострите внимание малыша на действиях машины: поехала, остановилась, загудела, опять поехала.
• В следующей части занятия в кузов машины сажается кукла: «Ляля» поехала; остановилась «би-би». Сценка «кукла в машине» разыгрывается ситуативно, Вы придумываете разные несложные сюжеты, забавляя малыша. Вводите новые и повторяете знакомые для ребенка лепетные слова и звукоподражания. Старайтесь активизировать речь самого ребенка. В конце занятия кукла уезжает на машине, обещая, что скоро приедет в гости.

Показатели своевременного познавательного развития для ребенка к 1-му году и 3 месяцам:

Итак, если Вы будете играть с Вашим чадом во все вышеперечисленные игры, то уже к концу первого триместра второго года жизни он сможет:
1. Находить по просьбе взрослого объемные геометрические фигуры: кубик и шарик.
2. Играя, различать два разных по величине предмета: большой и маленький.
3. Снимает и нанизывает пирамидку (может и непоследовательно).
4. Последовательно снимает предметы-вкладыши (кубы, цветные колпачки).
5. Накрывает меньший предмет большим: «колпачок спрятался».
6. По примеру взрослого проталкивает в шароброс шарики.
7. Ставит кубик на кубик («домик», «башенка»).
8. Прокатывает с лоточка шары (по просьбе взрослого).
9. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куколку, укачивает мишку) Переносит знакомые действия с одного предмета на другой. Например, нанизывает на стержень кольца одинакового размера. Затем по просьбе взрослого выполняет то же самое с шариками.
10. Подражает действиям домашних: кашляет как дедушка, «читает» газету как папа, «говорит по телефону» как мама.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Венера
Венера
Кира
8 лет
Оренбург
25676

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Александра Прилепина
Александра Прилепина
Оренбург

Спасибо большое.

Пожаловаться
Маргарита Ефимова
Маргарита Ефимова
Дарья
8 лет
Оренбург
ооо хорошая статья) в закладки, спасибо!
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Кирилл
11 лет
Омск

в закладки, спасибо))

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Оренбург

В закладки

Пожаловаться
Анна
Анна
Краснодар
+1