9 причин не водить ребенка за ручки. — Джанет Лэнсбери

Статью выкладываю к сведению будущих мам, а также мам, чьи дети ещё не ходят.

Мамам, которые водят за ручки: предупреждаю, что спорить в комментах с вами не буду.

9 причин не водить ребенка за ручки. — Джанет Лэнсбери

С подачи Татьяны и Эндрю, терапевтов по АБМ, и с разрешения автора, Джанет Лэнсбери, перевожу ее статью «9 причин не водить ребенка за ручки», опубликованную на ее блоге 9 марта, 2011 г. Статья обращена к родителям обычных, нейротипичных, детей, но и Татьяна и Эндрю рекомендовали ее к прочтению родителям особенных детей. Выводы делайте сами.

Я понимаю желание водить ребенка за ручки, ведь им это так нравится. Когда мы ведем ребенка, он получает удовольствие — наслаждается тем, как радуемся мы. А мы в это время наблюдаем подготовку к одному из самых больших этапов в развитии и жизни малыша. Иногда нам кажется, что нужно их водить, потому что им нужна помощь в развитии моторных навыков. Мы переживаем, что они могут отстать, если мы не протянем им руку помощи (или обе, буквально).

Так зачем же портить все удовольствие и предлагать НЕ водить ребенка?

1. Мудрость тела.

«Только ребенок знает как именно его суставы должны двигаться», пишет Кэрол Пинто, сотрудник RIE, Фельденкрайс-терапевт и мой друг. Другими словами, когда дело доходит до развития моторных навыков, дети само-обучаются — они правда лучше знают, что делать. Держа ребенка за руки, чтобы он начал двигаться, придавая ему новые позы, — мы мешаем его природным способностям найти баланс, почувствовать пространственные взаимоотношения и оценить, что он уже может сделать, а что — нет. Лучше доверять нашим малышам и позволить им ходить тогда, когда они сами к этому готовы, и, позволяя это, мы поддерживаем их осознание и понимание личных умственных и физических способностей.

2. Безопасность.

Осознание и безопасность — всегда идут рядом. Когда вы помогаете ребенку идти, он меньше ощущает происходящее — и получает ложное чувство равновесия, ложное понимание своих возможностей — и это может быть опасно. В «Не поднимай меня», я описывала неудачный случай у нас дома произошедший с моим мужем и малышом наших друзей, который привык, что ему помогают спускаться по ступенькам. (Малыш так привык к тому, что его всегда поймают, что начал спускаться по ступенькам без помощи взрослого и, естественно, упал и набил пару шишек — прим. переводчика).

Дети, которым дана свобода двигаться, и развиваться по своему собственному пути обретают знание себя, которое помогает им избежать опасности. Если не вмешиваться в их внутреннее чувство равновесия и оценку собственных умений, они точнее и осторожнее рассчитывают собственные перемещения и, обычно, совершают меньше опасных движений. В исследовании 1971 года, о естественном развитии крупной моторики в Pickler Institute, ученые описывают движения детей как «хорошо скоординированные, экономичные и осторожные». Они так же заметили, что «все дети, без исключения, обладали умениями, ожидаемыми в их возрасте».

3. Привычки и зависимости.

Помогайте детям ходить за ручки и они захотят это делать снова и снова. Это не только создает нездоровую зависимость от взрослого в плане удержания равновесия, это создает привычку к занятию, которое ребенок будет хотеть чаще, чем взрослые. Дети любят повторяющиеся, привычные занятия. Лично я не очень люблю создавать ситуации, когда мне нужно отказывать ребенку. Дети, которым не помогают ходить, — не станут просить вас об этом, а попробуют сделать все сами.

4. Родительская боль в спине.

И этим все сказано.

5. Препятствует независимой игре.

Привычка к хождению «за ручки» создает ненужную и непродуктивную зависимость от родителя в плане развлечений ребенка. Попытки ребенка заставить родителя повторять это занятие — отвлекают его, а ведь ребенок мог в это время работать над развитием моторных навыков собственным путем, или быть занятым любой другой образовательной, креативной или изучающей игрой — и делать это самостоятельно.

6. Ограничения.

Хотя мы верим, что наши благонамеренные манипуляции помогают ребенку научиться двигаться свободно, на самом деле мы ограничиваем его (точно так же когда мы его усаживаем, если он к этому не готов, или поднимаем на ноги). Малыши нуждаются в практике — в опыте свободных движений, чтобы обрести новые умения. Лучше всего поддерживать эту свободу и доверять их внутреннему направлению учебы. Только ребенок знает, когда он готов что-либо сделать и над чем он пока еще работает.

7. Потеря промежуточных движений.

Ученые в Pickler Institute так же заметили, наблюдая за 722 детьми выросшими в этом образцовом детском доме (единственном месте, где свободное развитие изучалось официально, насколько мне известно), что дети поддерживали «постоянный высокий уровень активности в течение всего периода изучения новых моторных навыков и меняли позы, в среднем, раз в минуту. Это показывает, что ребенок, которого ограничили в свободных передвижениях, теряет часы практики и упражнений в промежуточных движениях и позах, прежде чем он достигает следующего уровня развития моторики». (The RIE Manual). Эти замечательные промежуточные позы являются ярким отличием, которое я видела за годы работы, между детьми, которым позволено развиваться без ограничений, и теми, у кого такие ограничения есть.

У меня есть шустрый семимесячный мальчик в моем новом классе, который проводит большую часть занятия сидя на шпагате, когда он не сидит просто так или не ерзает по полу. Родители (не танцоры, не гимнасты и не циркачи) и я восхищались его способностями на прошлой неделе, гадая насколько долго сохранится эта потрясающая гибкость.

Промежуточные позы — это строительные блоки, каждый из которых обладает ясным и ценным назначением для ребенка. Когда мы, пусть даже почти незаметно, помогаем ребенку сидеть или ходить, мы верим, что мы помогаем, но ребенок лишается опыта ощущения здорового процесса развития, который включает в себя огромный спектр естественных поз.

8. Доверие + Мастерство = Уверенность в себе.

Обычное доверие нашему ребенку означает, что мы позволяем ему направлять собственное развитие. Когда ребенок чувствует наше доверие и ему позволено ощущать самостоятельно выбранные проблемы и препятствия и, со временем, собственные независимые достижения (как ходьба), мы взращиваем его уверенность в себе. Вместо «Наконец-то я могу это делать без папиных рук», мы получаем «Ого, смотрите как я могу!».

9. Достаточно.

Когда мы ходим на свидания, все хотят узнать, когда же мы наконец поженимся. Мы женимся, и начинается: «Когда вы заведете ребенка?». А потом: «Ну что, малыш улыбается? Сидит? Ходит? Разговаривает? Когда вы заведете второго?». Почему же так сложно просто радоваться тому, что у нас есть сейчас?

Детям нужно знать, что мы их ценим, любим и радуемся им за то, что они умеют сейчас. В большинстве случаев, им не нужна наша помощь, чтобы овладеть основным навыками — как сидеть, стоять и ходить. Наше вмешательство только запутывает процесс, искажает его. Им правда не нужна наша помощь, как бы нам не хотелось ее им предоставить. Магда Гербер в своей книге «Dear Parent — Caring for Infants with Respect» пишет «Если дети готовы что-то сделать, они это сделают. И на самом деле, когда они готовы, у них нет выбора, они это сделают».


Ирина Ганина
Ирина Ганина
Курск
13754872

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Татьяна Sashkina
Татьяна Sashkina
Ярославль
Даже никогда об этом не задумывалась. Приму к сведению на будущее) спасибо за статью!
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Курск

Получается и в ходунки нельзя???

Пожаловаться
Ирина Ганина
Ирина Ганина
Курск
Первое — и самое главное! ВАМ ВСЁ МОЖНО!Родители — мама и папа — данного конкретного ребёнка сами решают, что с ним можно делать, а что нельзя. Я думаю, что вы в любом случае будете действовать в интересах ребёнка, а не чтобы ему умышленно навредить, так ведь?) Так что каждая семья решает для себя сама, как именно растить малыша, какие манипуляции и каким образом с ним проводить. И в каком-то смысле все мы правы, все пытаемся сделать как лучше для ребёнка и для семьи в целом.

Законом не запрещено использование такого девайса, как ходунки. Т.е. никто вам не в праве помешать их использовать, тем более какие-то мамы из интернета ;-) Можно, используйте, если считаете это правильным.

Но сначала подумайте — а зачем? Вот у нас есть ребёнок, вот он ходить не умеет. Подумаем. Почему он не умеет ходить? Видимо потому, что его мышечный корсет и его позвоночник ещё не дозрели до такой нагрузки, организм ребёнка не готов ходить, поэтому и не ходит. Что будет с неокрепшим организмом, если мы вдруг решим подвергнуть его чрезмерным нагрузкам? Тут уже идёт игра в русскую рулетку со здоровьем ребёнка. Возможно, вам повезёт и последствий вы не увидите. Возможно эти последствия вылезут гораздо позже, не сразу. Возможно сразу.

Теперь подумаем. А зачем мы вообще покупаем ходунки? Ребёнку они нужны? Вряд ли. Скорее всего мы покупаем ходунки, чтобы освободиться от ребёнка, пойти поделать свои дела по дому, или банально чаю попить) Т.е. мы покупаем ходунки для собственного удобства. Это безусловно важно, надо же как-то маме справляться. А вот тут вы как раз и принимаете своё решение. Освобождать руки от ребёнка таким способом, идя на возможный риск, или другими способами? А их много. Всегда есть ещё варианты.И каждый выбирает на своё усмотрение
Пожаловаться
Елена
Елена
Новомосковск
не водила принципиально, т.к.некуда спешить, пойдёт, когда сможет, да и в такой позе ходить ни сама долго не могу, ни ребёнку считаю ненужным, он сам брал табуретку и двигал её вперёд, и опора, и интересно, что едет, пошел рано,10мес.не было, ползал очень быстро до этого, поэтому считаю, что в двигательной активности не стоит ни помогать, ни мешать пупсу))



Пожаловаться
Анна
Анна
Мирон
9 лет
Новомосковск

Ирин, сейчас статью прочла. Очень интересно! Можно репост сделаю для подруг?

Пожаловаться
Ирина Ганина
Ирина Ганина
Курск
да, конечно
Пожаловаться
Anna Khomyakova
Anna Khomyakova
Москва
Как я ни пыталась водить своего малыша за ручки, он вырывался изо всех сил — просто не любил это дело. Но сам ходил у опоры с 7 месяцев и быстро ползал с этого же возраста. Наверно поэтому пошел довольно поздно — в год и месяц, но сам. Со вторым учту все это конечно, но соблазн водить за ручки все равно есть, особенно если малышу нравится:)
Пожаловаться
Евгеша
Евгеша
Саров (Нижегородская обл.)

супер про то что все торопятся жить

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Анна
8 лет
Виктория
8 лет
Москва

моя ходила за ручку. но не долго. как только почувствовла, что может сама ходить, так хождение за ручку закончилось. и по сей день так. или на руках неси или в коляске кати или сама идти будет, а за руку не любит ходить.




Пожаловаться
Brissa
Brissa
Нерюнгри

хорошая статья… в свое время натыкалась на подобное но больше с физио направленностью… что портит это прежде всего ноги, руки, координацию, травму может получить ребенок, а здесь еще вопрос становления личности и формирования ложной безопасности… против ранней вертикализации детей… они сами инстинктивно все этапы проходят прекрасно, и мой ребенок, я и мой брат и мама с её сестрами, бабушки дедушки наши все так выросли и пошли без приспособ всяких и не было у них времени ходить-водить потомство, дел по горло.

Свою не присаживала, не сажала в подушки, не в ходунки… сама с положения лежа села в 7 мес., поползла, встала и пошла у опоры сама… если опоры не было ползла… долго ползала(это наоборот хорошо для спины и мышечного каркаса) потом сама пошла(по мнению многих поздно, но по всем ортопедическим нормам еще месяца 2 до границы периода хождения) и первый же день бегать начала, вставать с пола без опоры, ходил и бегала не шатаясь… вот как то так.Максимум «водила»она меня, брала меня за палец и вела куда хочет, на кухню к примеру показать что кушать хочет… именно ведет не вися на пальце или руке и не требуя опоры, просто видимо для ощущения комфорта и чтобы я не сбежала видимо =)))

Пожаловаться
Алена
Алена
Москва
Полностью согласна! Никогда сына не водила.
Пожаловаться
Анюта
Анюта
Новокуйбышевск

В закладки Очень интересно!

Пожаловаться
SvetlanaMama
SvetlanaMama
Долгопрудный

не водила и др запрещала




Пожаловаться
Наталья
Наталья
Великий Новгород (Новгород)

Как хорошо, что я таким не занималась. Ждали, когда сама научится. Ленивые мы )))

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Олеся
7 лет

Полезная статья!

Пожаловаться
Настя МамаСашиИДимы
Настя МамаСашиИДимы
Димочка
9 лет
Ростов-на-Дону
Хорошая статья! Только у меня возник вопрос-а как ее применить на наших улицах, сплошь кишащих собачьими какашками и использованными шприцами(у нас во дворах дела обстоят именно так)-вообще не выпускать ребенка из коляски/слинга, пока сам не научился ходить, или позволять ему ползать с детками во дворе, копошась во всем этом мусоре и бесстыдстве?
Пожаловаться
Giraffe Lee
Giraffe Lee
Зеленоград

вот кстати да, я-то про дом больше думала, а на улице?! моя сама на улице начала ходить только через пару месяцев! но желание было огромное, и если б не ручки (даже одна), она бы ползала. а дело было уже осенью почти что, дожди-слякоть-грязь… даже при отсутствии мусора перспектива как-то не очень

Пожаловаться
Giraffe Lee
Giraffe Lee
Зеленоград

нууу… несколько спорно. в общем и целом, согласна, что за руки водить не стоит (каюсь, водила, со следующим постараюсь избежать), а вот как быть с сидеть? моя села поздновато — мес в 8 с копейками, а до этого времени постоянно требовала вертикального положения на руках, в том числе, на коленках (я ее как бы сажала на колени, когда сама сидела, а на самом деле основной ее вес брала на свою руку или руки подмышки) — так тоже нельзя?! а как тогда? пусть лежит себе на полу/в манеже/кроватке когда не на руках?

и кстати, у нас дом двухэтажный, то есть с лестницей. до сих пор не даю ей самой по ней ходить, особенно вниз… я сама с этой лестницы летала, «понравилось»))) вот и берегу...

ты не думай, я не собираюсь спорить, просто пытаюсь понять: а как можно и нужно? потому что есть немало статей, где пишут, что вот так и этак нельзя, а как можно и нужно — обычно умалчивается...

Пожаловаться
Настя МамаСашиИДимы
Настя МамаСашиИДимы
Димочка
9 лет
Ростов-на-Дону
Вот и я хочу понять, какая у нас альтернатива?
Показать ещё