Создавайте для ребёнка ситуации успеха


Надо создавать ребёнку СИТУАЦИИ УСПЕХА, когда, что-то достигнув, ребёнок мог бы сказать: «Ура! У меня получилось! Я сделал это!» Такие ситуации для подрастающей личности могут создать только взрослые. Мудрые и любящие взрослые, находящиеся рядом.

Сначала немного из жизни … животных.
Наверное, все знают об удивительных собаках, которые работают со спасателями по поиску и спасению людей из завалов во время чрезвычайных ситуаций. Но меня поразило то, как закачивают эти умные животные свою «рабочую смену». Вернее, как окончание их очередной трудовой смены организовано людьми, которые работают с собаками – спасателями. Оказывается, если собака – спасатель в этот день никого не нашла под завалами, то люди из команды спасателей организовывают для животного «ситуацию успеха». Как правило, в зоне чрезвычайной ситуации трудиться много людей. Так вот одного из них просят спрятаться, а собаке-спасателю дают команду искать человека в определённом, указанном людьми месте. Через некоторое время собака «находит» и «спасает» спрятавшегося человека. Это делается для того, чтобы уставшее за день тяжёлой работы животное испытало удовлетворённость от своей работы, получив свою «дозу успеха».
Собаки, конечно, удивительные животные и, прежде всего, по своей преданности человеку. Но, как оказалось, ситуация успеха нужна не только им. Как-то я случайно увлеклась одним документальным фильмом про африканскую ферму, где люди выращивают маленьких слонят, оставшихся по каким-либо причинам без матери. Слонёнок в первый год своей жизни очень нуждается в материнской заботе. Без неё он просто не выживает. Поэтому заботу о слонятах, оставшихся после рождения без матери, взяли на себя люди, спасая жизнь детёнышей – сирот. В том фильме про ферму, где выхаживают маленьких слоников, меня поразил один эпизод. Оказывается, слонятам, чтобы расти здоровыми и нормально развиваться, нужно обязательно играть и испытывать положительные эмоции. На таких фермах для слонят строят поле – такой своеобразный стадион, где работники фермы бегают со слониками, играя в мяч. По краям такого футбольного поля для слонов ставят обычные футбольные ворота, куда малыши – слоники с удовольствием забивают один мяч за другим.
Но, оказывается, маленькие слоники имеют разные характеры. Некоторые из них – более подвижные и вообще забияки. А другие – наоборот, медлительные и … стеснительные. Поэтому получалось так, что забияки то и дело забивали мячи в ворота, а стеснительные никак не могли даже дотянуться до мяча хоботом. Их всё время оттесняли более активные малыши. Вскоре работники фермы заметили, что слонята, которые не забивают голов и неуспешны в игре, плохо спят по ночам, чаще болеют и отстают в развитии от своих более резвых и активных сородичей. Тогда работники фермы пошли на хитрость. Они стали на футбольное поле выводить по одному капуше – слонику и играть в мячик только с ним, создавая такие ситуации, чтобы слоник забивал мяч в ворота. После нескольких голов игра прекращалась, а радостный футболист возвращался к своим остальным собратьям.

Если уж животным ТАК нужен успех, то представляете, как он нужен человеку?!
Каждому человеку необходима ситуация успеха. Подрастающей личности она нужна тем более! А у нас как принято поступать? Если у ребёнка проблемы с каким-то предметом, ему трудно, этот предмет ему не даётся – что делают любящие родители? Правильно! Нанимают репетитора по трудному предмету. Заботливые взрослые увеличивают количество часов занятий «трудным» предметом, начинают искать и пробовать новые методы и методики учения. Усиливают давление и прессинг на бедное дитя.
Я же очень часто предлагаю родителям своих учеников нетрадиционный подход. Наймите ребёнку репетитора по самому лучшему для него предмету, в котором он явно силён, который ему нравится, который у него идёт. Пусть изучает этот предмет углубленно. Пусть репетитор подготовит его к олимпиадам, к выступлениям на школьных научных конференциях; поможет подготовить интересные доклады и презентации и проч.
Ребёнку крайне нужно в чём-то быть успешным. Ребёнку хронически необходим успех. Хоть в чём-то. А ситуацию успеха для ребёнка могут и должны создать и организовать взрослые. Ребёнку самому такое не под силу.
Да, о своих слабых сторонах ребёнок может знать, над ними можно работать. Я бы подчеркнула, ненавязчиво работать. Но опираться в любом деле (в учёбе, спорте, искусстве и проч.) нужно на сильные стороны личности, организовывая для этой личности такие дела, которые непременно увенчаются успехом. А ещё взрослым можно и нужно вести ребёнка к успеху, задавая вектор его движения и отслеживая этапы большого пути маленького человека.
Почти философская рассуждалка: Если у ребёнка в данный момент нет успехов и достижений, то, скорее всего, вокруг него находятся нерадивые и не очень талантливые взрослые, которые не сумели создать для ребёнка ситуацию успеха, не смогли понять его индивидуальный стиль учения, учитывая индивидуальные склонности и опираясь на сильные стороны подрастающей личности. А, может быть, они растят вовсе и не личность, а кого-то ещё?
Кстати эту картинку (см. выше) я нарисовала, когда вышла моя первая книга. Кажется, я рисовала её на педсовете или на каком-то производственном совещании.

Алина Сергеевна


Лариса
111570

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Рыжая Кошка

Интересная статья!