Как приучить ребенка играть одному.

Мечта любой мамы: ребенок спокойно играет в своей комнате, а она может в это время переделать массу различных дел.
Но все ли дети способны играть самостоятельно, с какого времени возможна самостоятельная игра ребенка, стоит ли приучать ребенка к игре одному. Эти и многие другие вопросы затронуты в данной статье.

Игра является ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста, поэтому игре уделяется много внимания специалистами, родителями и самими детьми. Как ребенок играет (сам процесс его игры), играет ли он вообще, играет в одиночку или вместе с другими детьми, интересует родителей, педагогов, психологов и психоаналитиков.

По уровню развития детской игры опытные педагоги, психологи и психоаналитики могут многое рассказать о вашем ребенке. Наблюдая игру даже самого маленького ребенка можно определить уровень его познавательного развития, то есть степень зрелости его мышления и речи, внимания и памяти. С помощью наблюдения за игрой ребенка можно определить, насколько развиты его навыки общения со взрослыми и сверстниками, способность снимать накопившееся внутреннее напряжение, переключать внимание и многое другое.

В норме ребенок способен полноценно играть самостоятельно с позднего младенческого возраста – приблизительно на третьем году жизни. До этого возраста важно учить ребенка играть вообще и оставаться при этом одному, но при условии, что взрослый будет находиться поблизости ( в одном помещении с ребенком). И всегда может прийти на помощь, когда малыш устал или хочет сменить игру.
Рассмотрим особенности развития детей с рождения до пяти лет и их способность играть самостоятельно на разных возрастных этапах.

1. Ребенок первого года совершает переход из внутриутробной жизни в среду обитания его семьи. Ему очень важен контакт с матерью, ее любовь и ласковое отношение. Эти дети еще не умеют играть, и у них нет потребности в игре. Игрой новорожденного можно назвать некоторые манипулятивные действия, однотипные по своей сути, которые он совершает, пытаясь успокоить себя, снять напряжение. Это сосание пальца или кусочка одеяла, они могут теребить пустышку, или погремушку которую дала ему мать. Но и детей первого года жизни важно учить играть – хватать игрушку, рассматривать ее, исследовать ее, манипулировать ею, пробовать ее «на зуб». Это тренирует зрительный, слуховой анализаторы, а также развитие навыков хватания, кусания и взаимодействия с игрушкой.
Младенцы первого года жизни не умеют играть и их основная деятельность на первом году жизни состоит в том, чтобы установить хорошие, надежные взаимоотношения со взрослым. Дети боятся остаться один на один с этим миром и настоятельно требуют присутствия взрослых людей. Не стоит им в этом отказывать.
Но даже младенец первого полугодия жизни может, и иногда это необходимо для его психического развития, оставаться одному, на несколько минут – от 1 до 3-5 минут. Это способствует развитию мышления и воображения ребенка, являющееся в дальнейшем основой для игр и роста.
Нет необходимости постоянно развлекать ребенка, иногда ему необходимо побыть одному, как и каждому из нас. Малыш, который уже может удерживать в руках небольшие предметы и погремушки, может некоторое время посвятить их рассматриванию. Существует много игрушек, которые можно и нужно подвешивать на уровне глаз ребенка в кроватке. Когда ребенок привык к ним, совсем не обязательно взрослому постоянно находиться рядом. При условии, что техника безопасности соблюдена (игрушка не упадет и не повредит ребенку и т.д.) взрослый может оставить малыша на несколько минут.
Нужно ли говорить, что все младенцы разные. И важно индивидуально подходить к этому вопросу. Чуткая мать, наблюдая за своим младенцем, хорошо знает его потребности и возможности. Ребенок всегда скажет всеми присущими ему средствами, что он устал, хочет на ручки или просто голоден.
Приучать ребенка играть одному в первом полугодии жизни нужно очень постепенно, выбирая моменты, когда малыш сыт, в хорошем настроении, не утомлен и не перевозбужден. Оставлять расстроенного ребенка одного в комнате даже на непродолжительное время нецелесообразно. Это может развить только присущую некоторым младенцам реакцию «цепляния» за взрослых.

На втором полугодии первого года жизни навыки ребенка развиты лучше, и он уже может выполнять различные несложные действия. Ребенок обычно уже сидит, развиваются навыки активного ползания, многие дети даже ходят. Но взрослым важно помнить, что этот возраст чреват началом развития различных страхов – страха потери матери, страха перед незнакомыми людьми, перед всем новым, страха потери любви близких. В норме эти страхи выражены у детей начиная с 8 месяцев до 1,5 лет.
Здоровые младенцы второго полугодия первого года жизни могут остваться одни до 5-7 минут, но при этом важно, чтобы обстановка была привычной для ребенка, а мать была поблизости, и всегда могла прийти, если ребенок ее активно позовет. Это постоянство важно для малыша. Ребенок в этом возрасте устанавливает с матерью близкие отношения, отношения любви и нежной привязанности, которые он сможет в будущем перенести в свою взрослую жизнь. Близость матери в этот период необходима ребенку. Мать передает ребенку опыт любви в будущих отношениях с людьми. Психоаналитические исследования показывают, что многие «искалеченнные» личности не могут пережить опыт любви из-за отсутствия в их жизни материнской заботы на первом году жизни.
Все нормальные дети на первом году жизни проявляют дискомфорт при долгом отсутствии взрослых и нахождении в одиночестве. Многие малыши выражают бурный протест одиночеству, так как дети по-другому переживают чувство времени. То, что для взрослого может означать «несколько минут», для ребенка –целая вечность. Об этом нужно помнить.
Внимание специалистов в возрасте первого года жизни могут привлекать только дети, которые с самого рождения слишком «спокойно» переносят отсутствие родителей. Они могут подолгу находиться сами и при этом не звать мать и никак не выражать своего неблагополучия. Проблемы таких детей на первом году жизни проходят незаметными для родителей, а выражаются позже, примерно к двум — трем годам. Внимательные матери могут заметить их и раньше. Особенно ярко отклонения проявляются при поступлении в детсткий сад и школу. Матерей должно настораживать такое «спокойствие» и равнодушие детей. Ребенок может часами пребывать в одиночестве в своей кроватке и не выражать при этом никаких эмоций. Здесь нужно как можно быстрее обратиться к специалистам, так как развитие ребенка может быть затруднено или приостановлено. Первый год жизни – очень благоприятный возраст для коррекции самых серьезных психических нарушений, при этом важно не упустить драгоценное время.
Также важно помнить, что приучение ребенка играть самостоятельно нужно начинать постепенно, когда ребенок здоров, сыт, спокоен и находится в хорошем настроении. Чувство меры здесь поможет родителям определить то время, которое их ребенок может выдержать без присутствия взрослого.


Аннушка
Аннушка
Рязань
13518

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Aljgo
Aljgo
АннаАлексеевна
7 лет
Рязань

пришло время и ребенок сам стал играть один

Пожаловаться
Аннушка
Аннушка
Рязань

а нам только месяц, а одного вообще не возможно оставить..

Пожаловаться
Ася
Ася
Гарик
13 лет
Куколка
9 лет
Тосно

не осилила… но у меня сейчас — дети — мечта… играют сами причем с малодетства. максимум что, манеж ставила на кухне чтоб меня видел и всё, не отвлекалась. но что то подсказывает что рано или пздно лафа закончится