Развитие активной речи ребенка невозможно без первого и очень важного шага: сначала он должен научиться понимать ее!:) Отсюда и вытекает непреодолимое желание научиться говорить самому. Первый словарный запас крохи и строится то — только на том базисе слов, которые он понимает из Вашей речи – иначе и быть не может.
Мы дадим Вам несколько простых, но действенных советов, как научить малыша понимать Ваши слова:
• Обращаясь к ребенку, произносите слова четко, неторопливо.Поймите — период понимания информации у ребенка более замедленный, чем у взрослого. Малыш физически не может воспринять быструю и невнятную речь. Сопровождайте свои фразы — действиями — тем самым позволяя малышу влиться в Ваш темп речи. Предложения делайте упрощенными — старайтесь их выстраивать из 2-3 слов.
• Конечно же, Ваши слова должны быть подтверждены наглядной ситуацией – в этот же момент, то есть синхронно. Если Вы играете, то, наглядная ситуация показывается медленно, неторопливо (вспомните предыдущий пункт), своевременно совпадает в Вашими комментариями. Например, Вы говорите: «Ляля едет на лошадке! (Показ действия в течение полуминуты и сопровождается «стуком копыт» — производимым Вами — Цок, цок, цок!) Ляля бух! Упала! (Показ). Ляля встала, отряхнулась, села на лошадку (Показ). Ляля поехала (Показ). Цок! Цок!»
• Внимательно смотрите и замечайте ситуации, когда ребенок с увлечением за чем то наблюдает, чем-то живо интересуется. Всегда поддерживайте их словом. Например, такое часто бывает на прогулке: летит самолет, малыш слышит громкий шум – укажите на небо, обратитесь к малышу: «Смотри, самолет летит! Шумит! Как он шумит?». Или: «Птичка в луже купается! А как птичка поет?»
• Всегда поясняйте свои действия, для чего, зачем они совершаются. Мотивируйте ребенка на них. Например, в режимных моментах: «Бери ложку – пора кушать кашу!». Или: «Давай мыть ручки – ручки будут чистыми».
• Проводите параллель между полными словами и лепетными. А это: собака – ав-ав! Киса – Мяу! Кукла – Ляля и так далее… Малыш будет воспринимать последние как показания к действию – и быстрее заговорит. Но если он уже хорошо выговаривает лепетные слова – то не нужно на них зацикливаться, необходимо своевременно начать переход на «следующий уровень», то есть переучать кроху на выговаривание полных слов. Это нужно делать плавно и постепенно – чувствуя возможности ребенка.
• Чаще создавайте ситуации живого интереса ребенка к происходящему – тут пригодятся разнообразные наглядные средства: картинки, книги, игрушки. Показывайте их в замедленном темпе,комментируя детали в процессе демонстрации. Ставьте ударение именно на результате действий.
• Интригуют малышей и «сюрпризные» моменты, к примеру, внезапное появление игрушки, непредсказуемый поворот сюжета игры, сказки. Все действия должны быть синхронны Вашим словам.Наблюдайте за малышом: если он недопонимает, нужно повторять, причем более доступными методами (тот же порядок действий, но медленнее; слова произносим четче).
• Активизируйте ребенка в разговоре, втягивайте его в совместную беседу, задавайте вопросы,например: «где собачка?», «Что она делает?». Если он говорит, но результат Вас не устраивает, ни в коем случае — не критикуйте его. Дорогу осилит идущий. А Вы пока в самом начале пути.
• Будьте искренни с ребенком, проявляйте неподдельный интерес к совместным занятиям, не скрывайте эмоций. Использование жестов и мимики играет особую, очень важную роль в становлении речи ребенка – ведь язык эмоций, по сути – язык детства, пусть он будет первым опытом в доречевом общении малыша.
Самое важное правило эффективного общения с ребенком:
Разговаривайте с малышом так, чтобы он не просто понимал Вас, но и радовался своему самовыражению. Налаживая контакт с детьми – не стесняйтесь сами становиться ребенком, общайтесь на равных, глаза в глаза – причем на уровне глаз ребенка! Ребенку будет легче Вам довериться, откликнуться навстречу Вам, проявить свою природную любознательность. Ему будет с Вами еще спокойнее и уютнее, если Вы научитесь по-настоящему весело играть с ним, будете заразительно смеяться, шалить, подбадривать его первые шаги. Цените эти счастливые моменты – потом, когда Ваш кроха повзрослеет, Вы их будете с большим наслаждением вспоминать!
Малыши имеют исключительную способность удивляться и радоваться всему, что их окружает, видят чудесное в обыденном, видят красоту там, где мы и не догадываемся ее искать. От отношений ребенка и матери – напрямую зависит его основополающее доверие к окружающему миру, уверенность в себе.Чему же учится из общения с Вами малыш? Только ли пониманию звуков, слов, речи, только ли их воспроизведению? Нет, он учится любить и быть любимым, он учится позитивному открытому отношению к окружающему миру.
А мы не говорим, хоть и все понимает. Хотя то что прочитала, я всегда выполняю.
PS: приглашалки слать)))
как много про развитие речи я читала.Перепробовала кучу всего, а они до 2 год молчали. папа, мама, на, кака — это говорили и еще немного слогов, а побольше слово только месяц назад начали. Я спала и видела когда мои дети заговорят
Мой вывод: все таки очень важна генетика.
прекрасная статья)
согласна… иначе ни как...
мы пока говорим мало, но дочку прекрасно понимают все домашние
мы тоже говорим, но пока мало
мама, папа, мау, тапта (тапки), ням-ням, тааа (один, два, три) и кака....
всё остальное жестами
мы сейчас умнеем на глазах!
на мою дочь это не действует