Как правильно реагировать на детские страхи? Статья

Домашний спорткомплекс — это не только упражнения для мышц. Это еще и преодоление страхов, как детских, так и родительских. Но как правильно реагировать на детские страхи? Что делать?

Отвечает Дмитрий Телечкун (психолог, специалист по воспитанию Клуба родительского мастерства):

1. НИКОГДА НЕ ПУГАЙТЕ ДЕТЕЙ РАДИ ПОСЛУШАНИЯ, НИЧЕМ И НИКЕМ
В основе любого страха стоит страх смерти. Пугать чем-либо — значит пугать смертью! Когда придет время, вы постепенно познакомите ребенка с реальной опасностью, но не придумывайте мнимых и не существующих опасностей. Последствия таких запугиваний – мнительность, тревожность, пассивность, неоправданная осторожность, торможение развития инициативы.

2. НИКОГДА НЕ СТЫДИТЕ РЕБЕНКА ЗА ИСПЫТЫВАЕМЫЙ СТРАХ
Проявление страха ребенка это, для родителей сигнал о помощи, а не повод для насмешек. Испытывая стыд за свой страх, ребенок научается скрывать его, но бесследно он никуда не уходит, а лишь усиливается. Если не помогать ребенку справиться со своим страхом, то страх завладеет психикой ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет грызть ногти, сосать палец и т.д. Показательно, что женщины лучше преодолевают страх, потому что над их страхами, над их болью в детстве никто не смеется, их страхи понимают, им их прощают и стараются объяснить природу страхов. Чего стоит сама фраза: «Не бойся, ты же мужик!»

3. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА В ОДИНОЧЕСТВЕ В НЕЗНАКОМОЙ И НЕПОНЯТНОЙ ДЛЯ НЕГО ОБСТАНОВКЕ
Постепенное исследование неизвестного, безболезненно проходит только радом со статусным взрослым. В разном возрасте, в ответом на страх, являются различные реакции от призыва о помощи, до самостоятельной защиты. Однако если ребенка не научили адекватным реакциям, то скорей, всего на поведенческом уровне закрепятся самые ранние детские реакции – затаиться, спрятаться, не шевелиться. Ребенок без помощи родителей будет находиться в постоянном страхе и тревоге. Ни о каком познавании мира не может быть и речи.

4. НИКАКОЙ ШОКОВОЙ ТЕРАПИИ
Ребенок сам не справится со страхом. Думать, что ребенок сможет сам пережить страх – большое заблуждение. Освоение нового навыка это рациональный процесс – «левополушарный», переживание это – «правополушарный» процесс. Пока будет существовать тревога, научить чему-либо качественно и без последствий невозможно. Например: моя знакомая очень хорошо плавает, но испытывает панику, когда вода попадает на волосы. Ее учили плавать, выбрасывая с лодки в воду, при этом пару раз она захлебывалась. Если вы хотите приучить ребенка засыпать самостоятельно, не игнорируйте его желание убедиться в том, что вы рядом, подходите к нему. Конечно, если игнорировать его крик, то он научиться засыпать самостоятельно, но это будет сон изможденного криком ребенка. Смелым от этого ребенок не вырастет, но этот страх он будет нести с собой всю жизнь.

5. В ВОЗНИКНОВЕНИИ СТРАХОВ ВЕЛИКА РОЛЬ ИНСТИНКТА САМОСОХРАНЕНИЯ, ПРЕДПИСЫВАЮЩЕГО ОСТЕРЕГАТЬСЯ НЕВЕДОМОГО
Поэтому и пугается ребенок при громком, непонятном ему звуке, боится неизвестных предметов, чужих людей и даже собственных родителей, когда они предстают перед ним в неизвестном образе.

6. РАЗВИВАЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА
Ребенок боится всего неизведанного и непонятного, поэтому прикладывайте максимум усилий к тому, чтобы ребенок познавал этот мир. Чем больше он будет знать, и понимать, тем меньше у него будет поводов для страха. Но не пытайтесь в ребенка впихнуть те знания, к которым он еще не готов.

7. ВОСПИТЫВАЙТЕ В ДЕТЯХ ОПТИМИЗМ, УВЕРЕННОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Оградите ребенка от мрачной информации, давайте только ту, которую он может воспринимать в соответствии со своим возрастом. Смерти, похороны, катастрофы, болезни не должны быть предметом мыслей и обсуждений, пока ребенок к этому не готов.

8. ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПРОЯВЛЕНИЕ СТРАХА, ОЧЕНЬ ХОРОШО ПОМОГАЕТ РИСУНОК
На рисунке дети наделены большей силой и возможностями, что способствует переживанию страха. Если ребенок рисует неведомое чудовище, то себя он может нарисовать в доспехах и с мечом. Здесь родительская интуиция вам поможет, но не игнорируйте страхи – это важно.

9. ИГРА ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ ИНСРУМЕНТ В РАБОТЕ СО СТРАХОМ
Ребенок может попробовать себя в разных ролях, даже в роли Бабы Яги, но самое главное он находится рядом с взрослым. В игре, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в нестрашное.

10. ЕСЛИ ВЗРОСЛЫЙ ПОМОГАЕТ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМ СТРАХОМ, ТО РЕБЕНОК ОБОГАЩАЕТСЯ НОВЫМ ОПЫТОМ, СТАНОВИТСЯ СВОБОДНЫМ И РАСКРЕПОЩЕННЫМ
Преодоление страхов приводит к большему доверию к людям и к жизни, к большей доброте и оптимизму.


Oksana Sviridenko
Oksana Sviridenko
Красноярск
011248

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Эля
Эля
Алина
10 лет
Красноярск
Полезно) в закладочки и почитать мужу дам