Развитие по Монтессори

Методика раннего развития Марии Монтессори

Резолюция Государственного Учёного совета СССР, написанная в 1926 году гласила: «Помимо совершенно неприемлемой идеологической стороны, система Монтессори страдает также грубыми дефектами и в области биолого-теоретического своего материала. Ряд неправильных представлений о биологическом содержании детской возрастной эволюции, недоучёт биологического значения игры и воображения, искажения в понимании моторного фактора, недооценка значения общих процессов в сравнении со специальными навыками все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики».

После такого официального заключения Монтессори-группы в нашей стране долгое время были под запретом. Сегодня Монтессори-педагогика активно применяется как в дошкольных образовательных учреждениях, так и родителями в домашних условиях. При этом споры вокруг метода, разработанного еще в начале XXвека итальянским педагогом, доктором медицины Марией Монтессори, не утихают до сих пор.

Попробуем разобраться с помощью новейших знаний в психологической науке — системно-векторной психологии Юрия Бурлана — в сущности педагогики Монтессори.

Роль взрослого

В системе Монтессори главной задачей воспитателя является создание активной развивающей среды для ребёнка, в которой нет места случайным предметам и деталям. Парта оказывается лишним элементом в такой среде, так как, по мнению Марии Монтессори, она ограничивает двигательную активность и познавательные способности малышей. Вместо неё педагог предложила использовать легкие столики и коврики, которые можно легко перемещать в пространстве по желанию ребёнка.

Комнату разбивают на пять зон, в соответствии с ними там располагают собранный тематический материал: зона практической жизни, где малыш учится самообслуживанию (чистит ботинки, нарезает овощи для салата, моет посуду), зона сенсорного развития (перебирает крупы, мелкие бусины), математическая зона (осваивает понятия количества), языковая зона (обучается чтению и письму) и космическая зона (получает первые представления об окружающем мире, истории и культуре).

Взрослые, прежде всего, должны помочь детям научиться всё делать самим, создать комфортные условия для их саморазвития, самообучения, самоконтроля, самовоспитания. Без критики, замечаний, наставлений.

Учителя оказывают помощь и поддержку детям, только если они сами об этом попросят или начинают испытывать серьёзные затруднения при выполнении заданий. Также педагоги способствуют тому, чтобы между их воспитанниками сложились теплые, уважительные отношения.

Его Величество ребёнок

Единственный и неповторимый в своём роде, имеющий право на индивидуальную программу обучения, ребёнок сам выбирает для себя чем, как и когда ему заниматься в развивающей среде. Педагогика Монтессори предоставляет каждому карапузу безграничную свободу — свободу выбора. Он самостоятельно должен определиться, что хочет делать: завязать шнурки, посадить цветок или заняться счётом.

Считается, что дети сами усваивают принцип: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, поэтому малыши не шумят, не балуются, чтобы не мешать другим, убирают материалы для занятий на место, вытирают грязь.

Ребенок — это центр Вселенной для родителей. Он от природы наделён безграничными возможностями и задача взрослых — обеспечить ему максимально комфортную среду для их развития.

Мария Монтессори убеждала, что все дети от рождения успешны и талантливы, но не все оказываются в условиях, стимулирующих их развитие, позволяющих раскрыть заложенный природой потенциал.

В возрастной периодизации детского развития, разработанной итальянским педагогом, сенсорное развитие ребенка длится от рождения до пяти с половиной лет. Это период наиболее продуктивный для впитывания малышом разного рода информации. Более того, педагог считала, что «дверцы восприятия» в определённый момент закрываются, и шанс развить способности утрачивается.

Как проходят занятия

Мария Монтессори разработала систему обучения детей, при которой в одной группе занимаются ребята разного возраста, как в многодетной семье, причём «старожилы» школы учат «новичков». Дети сами обучают друг друга.

Учитель же выступает в роли наблюдателя. Он принимает ребёнка таким, каков он есть, позволяя ему проявлять свои индивидуальные особенности и развиваться в собственном ритме. Здесь нет понятий возрастных норм, чётко прописанных требований к ребёнку, что он должен уметь и знать.

Надо отметить, что в классическом варианте Монтессори-обучения не предусматриваются детские игры. Они считаются бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие ребёнка.

За что ругают Монтессори-педагогику

Не развивает правое полушарие ребёнка, отвечающее за творчество и познание мира в целом. Не уделяется должного внимания детским играм, рисованию — это расценивается в системе Монтессори как уход ребенка в мир фантазий, что вредно для его психики. На воспитание чувств сострадания, сопереживания через чтение литературы не делается никакого акцента.

Главным считается научить ребёнка тому, что ему пригодится в реальной жизни, что принесёт ему ощутимую пользу.

Оппоненты данной методики замечают, что не всем детям подходит подобное обучение: дети, склонные к аутизму еще больше замыкаются в себе, а гиперактивные ребята нарушают весь процесс обучения, мешают другим детям, вызывают своим поведением недовольство воспитателей.

Основным недостатком педагогики Монтессори считается то, что дети не научаются работать совместно, не вырабатывают усидчивости, дисциплинированности, послушания, требующихся в традиционной классно-урочной системе.

Для ребёнка, посещавшего детский сад, где воспитатели воплощали идеи Марии Монтессори в жизнь, начальная школа оказывается настоящим шоком. Он не привык, чтобы его обучали, воспитывали, чтобы с него требовали, чтобы его оценивали.

Раньше он сам выбирал, чем он хочет заниматься, в какой форме и когда — без чётких рамок и ограничений. Он сам оценивал свою деятельность, находил и исправлял ошибки.

Следует отметить, что с внедрением стандартов второго поколения в российские начальные школы ничего в этом смысле не изменилось — роль педагога остается главенствующей, занятия проходят в режиме 45 минут и за партой, а образовательные программы нацелены на конкретные результаты (овладение знаниями, умениями, навыками, выработкой компетенций).

Системный комментарий

Ключевое слово Монтессори-педагогики — свобода. Свобода выбора своего пути, начиная с раннего возраста. Свобода образованного, мыслящего человека, который отвечает за свои поступки. Свобода личности, осознающей и уважающей свободу других людей.

Благая и прекрасная цель. Однако мы знаем, что дети рождаются изначально с разными возможностями и способностями, жизненными устремлениями. И понимание, ценность свободы для каждого человека будет различной.

Не для всех свобода в концепции известного педагога, психолога Марии Монтессори будет составлять счастье. Так, например, анальные дети будут впадать в ступор от огромного выбора возможных занятий при отсутствии поддержки, направления со стороны старших. А уретральные будут теми самыми сорвиголовами, которые будут выдергивать всех из «освоения мира» в игры, взаимодействие в группе.

С базовой установкой порядка происходит то же самое: разные дети относятся к порядку по-разному. Это для анальных ребятишек важна привычная последовательность событий, как и чистота, незыблемость бытовых ритуалов.

Именно анальный малыш будет артачиться, если его одевать не в привычном порядке или кормить не в привычном режиме. А вот кожный ребенок быстро приспосабливается к переменам, даже рад им. Ему наскучивает одно и то же, день за днём. Его изобретательный, гибкий ум требует новых способов, новых впечатлений.

«Подготовленная среда» для всех — это своеобразная рулетка, игра «угадаем — не угадаем». Кожному малышу, безусловно, понравится заниматься в комнате, разделённой на зоны, самостоятельно — он инициативен, активен, подвижен, любит интересное, новое, практичное. Особенно его привлекают упражнения на логику, физические упражнения.

Обеспечить ребёнку наилучшее развитие его природных свойств можно, только если знать эти его свойства, тогда лишь можно создать благоприятных среду развития для конкретного малыша.

Проблемными точками педагогики Монтессори является и разработанная ею периодизация. В возрасте от пяти до шести лет не заканчивается развитие потенциала ребёнка — происходит первичное половое созревание, первобытный атавизм, оставшийся нам в наследство от предков. Врождённые свойства ребёнка можно и нужно развивать вплоть до окончания пубертата, т. е. до 12-15 лет.

Кроме того, в раннем возрасте детей наиболее актуальной задачей является вовсе не интеллектуальное развитие, а социализация, ранжирование ребёнка в коллективе сверстников. В разновозрастной группе предоставленный самому себе ребёнок этой задачи не решает.

Спонтанные игры детей помогают им в оптимальной для них форме усваивать образцы взрослого поведения.

Из плюсов данной методики можно отметить отсутствие принуждения к конкретному виду игровой деятельности, когда ребёнок может заниматься тем, что ему точно нравится. Анальный ребёнок будет копаться в горшочке с землей и лепить из пластилина, кожный пересчитывать палочки и конструировать, звуковые и зрительные дети пойдут в космический уголок.

При всех своих плюсах и минусах методика Марии Монтессори работает не для всех детей и не может решить главных возрастных задач, стоящих перед детьми до 5 лет, — активной социализации и адаптации своих свойств в коллективе себе подобных. А потому применять её можно в дополнение к основным занятиям в садике, но никак не как единственную методику.

Автор: Ольга КНЯЗЕВА, педагог-психолог.

Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.


СчастливаяБезЧасов
СчастливаяБезЧасов
Кирюшка
1 год 6 месяцев
01892

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Татьяна Конышева
Татьяна Конышева
Дмитрий
14 лет
Вячеслав
16 лет
Челябинск

По мне, чистые методики, редко дают хорошие результаты. Я по Монтессори занималась с детками, но, потом поняла, что нужно методику бавить. Тогда подключила Домана, комплекты по творчеству ( ). Тогда появилась в совместной методике гибкость, более индивидуальный подход.

Актуальные посты
кератиновое выпрямление волос и кормление нрудью
детский сад 1-я курьяновская 21