Диагноз "Гиперактивный ребенок"

Диагноз гиперактивный ребенок: что делать?

Недавно моей подруге Шуре пришлось испытать сильный стресс: воспитательница детского сада, в который подруга водит свою дочь, сказала ей, что им стоит показать малышку детскому психиатру, так как есть подозрение на гиперактивность.

Шурочка, услыхав такое, в шоке позвонила мне (зная, что я в последние годы увлекаюсь психологией): «Кто такой гиперактивный ребенок? Что делать теперь? Куда бежать?»

Все это мне показалось странным: я хорошо знаю Машу. Это спокойная, рассудительная не по годам малышка, в меру подвижная и активная. В общем, нормальный, а не гиперактивный ребенок.

Но мама была уже напугана и звонила мне, чтобы узнать, к какому врачу ей вести Машу. Уверенная в том, что воспитательница сделала поспешные выводы, ради спокойствия подруги я посоветовала ей сходить к нашему невропатологу, у которого мы благополучно проходили все медосмотры. «А потом?». А потом — куда он скажет. Про себя я была уверена, что просто домой.

Что ж, по возвращению Шуры с Машей домой пришла очередь удивляться мне: невропатолог поставил девочке диагноз… «задержка психомоторного развития».

Встретившись с подругой, я попросила ее успокоиться и рассказать мне все по порядку: с чего воспитательница взяла, что Маша — гиперактивный ребенок, и что случилось на приеме у врача.

Тяжесть авторитета и родительская доверчивость

Шура рассказала, что в детском саду по совету психолога воспитательница стала проводить некие специальные занятия, направленные на то, чтобы понять, какой уровень развития у детей в группе, у кого есть нарушения или отклонения. Маше, обычно спокойной и послушной девочке, так понравилась новая игра, что она заигралась, разбаловалась и никак не могла успокоиться.

Молоденькая выпускница психфака, имеющая лишь теоретические познания в сложной науке о поведении человека, быстро записала все «симптомы», которые увидела по результатам игры. И нацарапала рекомендации родителям: у кого гиперактивный ребенок, лечение у психиатра; у кого заметила задержки в развитии — у невропатолога и так далее.

Эмоциональная, заботливая, склонная к паникерству анально-зрительная Шурочка, рассказав мне эту историю, уже и сама согласилась с тем, что можно было не принимать близко к сердцу слова новоиспеченного психолога и не таскать ребенка по врачам.

Мне же было интересно, что произошло на приеме у невропатолога и как Маша из «гиперактивной» превратилась в «отстающую в развитии».

В очереди они просидели около 2,5 часов (и это в середине дня, после садика), в коридоре было душно, народу тьма. Девочка устала, начала капризничать, а на приеме у доктора замкнулась и нехотя отвечала на его вопросы. Врач сделал вывод, что перед ним скорее не очень развитый, нежели гиперактивный ребенок. Комаровский (известный разумным подходом к воспитанию и лечению детей педиатр) не раз упоминал в своих книгах и передачах о том, что: во-первых, уставший ребенок кому угодно может показаться больным; во-вторых, многие врачи предпочитают хоть что-то да «найти», даже если никакого заболевания у ребенка нет. Видимо, это был тот самый случай…

Рассказав о своих злоключениях, Шура успокоилась и поняла, что никакой гиперактивности или ЗПР у ее Маши нет. И прежде, чем слепо доверять невидимому авторитету врачей-психологов, нужно попробовать спокойно разобраться в ситуации без участия людей в белых халатах.

Как самому отличить гиперактивного ребенка от нормального?

Я уже поднимала этот вопрос в своем блоге, однако не устану повторять: чтобы узнать, что есть норма для вашего ребенка (для ребенка! а не для вас, не для участкового педиатра или психолога в детском саду), нужно разобраться в его наборе векторов. Понять, что ему дала сама природа: медлительность, основательность, желание сосредоточиться и вникнуть в детали — или подвижность, ловкость, быстрое реагирование и стремление сделать несколько дел одновременно; тяга к сильным эмоциям, любви, сочувствию — или желание отгородиться от всех в своем внутреннем мире? А может, в нем сочетаются все эти свойства, и чтобы они гармонично проявлялись, их нужно грамотно развить?

Если рассмотреть по отдельности все признаки гиперактивного ребенка в детском саду или школе, получатся интересные выводы.

  • Гиперактивного ребенка называют невнимательным, не способным обращать внимание на детали.

Это вполне обычное качество для ребенка с кожным вектором: ему некогда, да и неинтересно вдумываться, учитывать детали, сосредотачиваться. А вот дети с анальным вектором здесь показывают больше успехов: они от природы более усидчивы, и как раз детали усваивают очень хорошо. «Помечтать» любят и обладатели зрительного вектора, которым больше интересна эмоциональная сторона задания, нежели сухая теория.

  • В пособиях на тему, как воспитывать гиперактивного ребенка, всегда говорится о том, что он не умеет доводить начатую работу до конца, не может усвоить правила выполнения этой работы и придерживаться инструкций.

Что ж, не доводят дела до конца у нас опять же кожники, нетерпеливые, неорганизованные, находящиеся в поисках более интересного занятия. Кстати, они же в потенциале могут себя отлично организовать, но это качество нужно развивать – само собой здесь ничего не получится.

  • Принято думать, что эти дети упорно не вслушиваются в обращенную к ним речь, что они рассеяны, теряют свои вещи, многое из сказанного им забывают.

Все это — характеристики звукового вектора: погруженные в себя, звуковики действительно могут многое пропускать мимо ушей, не запоминать то, что им не интересно, жить как будто в параллельной реальности. Хотя рассеянными вполне могут быть те же неорганизованные кожники, которые в хаосе своих активных движений забывают чужие просьбы и свои вещи.

Кстати, на одном сайте-форуме «Наши невнимательные гиперактивные дети», посвященном обсуждению этой проблемы, я обнаружила, что многие форумчанки буквально «обвиняют» своих мужей и детей в том, что они очень часто как будто не слышат обращенной к ним речи. Погруженные в свои мысли, они не помнят, куда и что положили, что им нужно сделать, кто звонил и так далее. В этом нет признака гиперактивности — скорее это звуковая сосредоточенность на себе. Которая таблетками не лечится (что и доказывают рассказы форумчанок о безрезультатном «лечении» таких детей и мужей).

  • В описаниях психологов гиперактивные дети суетливы, не сидят спокойно, двигаются бесцельно, крутятся, тихие игры не любят. Гиперактивный ребенок в школе на вопросы отвечает, не задумываясь и не дослушав их до конца. С трудом дожидается своей очереди.

Перед нами опять проявления неразвитого, возможно, стрессующего кожного вектора (мелкие суетливые движения, невозможность контролировать свое тело, вечный «невтерпеж»).

Признаков гиперактивного ребенка еще очень много, и все их можно отнести к проявлениям того или иного вектора. Но чаще всего это кожный и уретральный: первый — из-за присущей обладателям этого вектора повышенной активности, второй — из-за своевольности, непреклонности, неуправляемости (которая появляется, если на уретральника давят).

Зачем я пишу об этом, если работа с гиперактивными детьми ведется уже более 30 лет, созданы препараты для лечения, специальные процедуры и даже классы для детей с СДВГ?


Стоит ли лечить здорового ребенка?

Понимание причин детского поведения с точки зрения системно-векторной психологии сильно упрощает работу с такими детьми: становится ясно, какие методы воспитания использовать, чтобы ребенок стал спокойным, собранным, сдержанным, внимательным, какие игры для гиперактивных детей будут полезны и так далее. Помогает понять, является ли поведение малыша отклонением от нормы.

Но это не все. С помощью системного мышления решается масса проблем и трудностей, которые возникают при постановке диагноза «гиперактивный ребенок».

Мы, далекие от медицинских и психиатрических дебрей, родители, не знаем некоторых важных вещей о диагнозе СДВГ. В 1930-е годы на это состояние обратили внимание американские психологи (Кан и Коэн) и назвали его «минимальным мозговым поражением». В последующие годы доказать существование «повреждений» не удалось, и термин был заменен на «минимальную мозговую дисфункцию». Сегодня этот диагноз один из самых распространенных, однако сколько именно детей страдают от недуга, никто не может сказать точно: кто-то называет устрашающие 18% от общего числа детей школьного возраста, а кто-то говорит о 2%.

У многих исследователей объединение понятий гиперактивности с дефицитом внимания вызывает большие сомнения: факты доказывают, что есть дети без компонента дефицита внимания, но с гиперактивностью, а есть и обладатели всего диагноза СДВГ.

Противоречие на противоречии наблюдается и в списке причин заболевания: их можно увидеть во всем, что может повлиять на развитие психики человека. Причем список этих причин с каждым годом только удлиняется.

Наконец, все исследователи этого явления сходятся во мнении, что СДВГ не влияет на умственное развитие ребенка: нередко случается, что так называемый гиперактивный ребенок в 2 года развит лучше, чем другой «нормальный» малыш в 3. То есть интеллектуальные способности таких детей часто выше способностей их сверстников.

Все это говорит о том, что проверенной методики определения гиперактивного ребенка не существует. Как не существует и правильного метода лечения.

Однако как только ребенку ставят диагноз, у воспитателей и школьных учителей есть возможность «избавиться» от ученика, который доставляет так много хлопот. Ситуация в примере с моей подругой Шурочкой вышла немного комичная и вполне безобидная. Однако если бы ее дочь действительно была чересчур активной, невнимательной, нарушающей дисциплину в группе, воспитательница могла бы ухватиться за подсказанный психологом диагноз.

Есть диагноз — значит, требуется лечение. Лечение чем? Чаще всего — препаратами метилфенидата, который вызывает массу побочных эффектов: раздражительность, нарушение сна, задержка роста, головокружение и так далее. Традиционное лечение и воспитание гиперактивного ребенка сводится к тому, чтобы сделать его послушным. И при помощи такого препарата это получается: уже через несколько дней его приема активность детей снижается…

И тут надо беспокоиться не столько о побочных эффектах (хотя и они могут повлечь за собой массу проблем), сколько о том, что будет с «излеченным» ребенком в будущем. К чему приведет его подавленная активность? К тому, что свойства его векторов не будут развиты, а значит, он вырастет лишь бледной копией самого себя.

Кстати, а вы знали, что многие известные исследователи, путешественники, авантюристы и владельцы успешных компаний в детстве были гиперактивными детьми? Детьми, которые из-за своего большого врожденного желания изводили учителей и воспитателей. А к подростковому возрасту, удачно развиваясь, находили дело своей жизни.

Так какое будущее для своего ребенка хотите вы?

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана


СчастливаяБезЧасов
СчастливаяБезЧасов
Кирюшка
1 год 7 месяцев
032711

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Женя
Женя
Питерка

Спасибо за полезную статью

Пожаловаться
Лилия
Лилия
Москва

Лечили племянника в частной клинике Става А.А. Почему-то бесплатная медицина не давала эффектов, а ребенок нормально бы и в школе не начал учиться и вообще социализироваться. На самом деле здесь проблемы глубже.

Пожаловаться
мама-забота
мама-забота
целовашка
13 лет
обнимашка
13 лет
Москва
Спасибо интересно!