Воспитание: как не быть жестоким?

Когда речь идет о психологическом насилии в отношении детей, в голову в первую очередь приходят неблагополучные семьи: родители – алкоголики, не работают, а дети находятся без присмотра… К сожалению, это не единственный сценарий. И в обычных, вполне благополучных с социальной точки зрения семьях дети могут страдать от жестокого обращения. Не из-за садистских наклонностей родителей, а преимущественно оттого, что те и не подозревают, что своим поведением наносят эмоциональную травму ребенку. Комментирует кандидат психологических наук, член Экспертного совета благотворительного фонда «В ответе за будущее» Мария Холодцова.

«Во-первых, что подразумевается под «жестоким обращением с ребенком»? Если несколько упростить, то здесь имеются в виду ситуации и методы воспитания, при которых подавляется личность ребенка.

Вот девочка играет в песочнице. Мама несколько раз спокойным тоном говорит, что пора идти домой. Дочь не реагирует. Потеряв терпение, мама хватает ее за шкирку и тащит в сторону дома. Что чувствует при этом ребенок? Он не понимает, почему мама вдруг рассердилась. Ему страшно, больно, обидно и невыносимо одиноко.

Или, скажем, типичная сцена в магазине. Ребенку понравилась игрушка, он хочет остановиться и рассмотреть ее, но мама тянет его в направлении отдела молочных продуктов. Ребенок видит йогурт и просит его купить, но мама упорно игнорирует его и направляется в сторону овощей. Там ребенок просит купить ему ананас. Здесь уж терпению мамы приходит конец. Она несколько раз ударяет ребенка и требует прекратить нытье. Ребенок начинает плакать, за что ему достается еще больше. Что он чувствует? Ему страшно, он зол, растерян, а еще ему стыдно – за то, что другие люди смотрят, как он плачет и как его ругают.

Мама, надо отметить, чувствует себя при этом не лучше. Раздражение и чувство вины –доминирующие в этом случае эмоции. Сценарий жестокого обращения с ребенком обычно развивается по одной и той же схеме: раздражающая ситуация – агрессивная реакция (действие) – чувство вины – стремление загладить ситуацию. И так по кругу. Как вырваться из него?

Для начала – осознать, что и когда мы делаем не так. Вот основные ошибки.

Крик и оскорбления

Перегруженные заботами, загнанные стрессом родители нередко срываются на детей – повышают голос, переходят на крик. Это всегда разрушительно для отношений и очень плохо для ребенка. Крик, агрессия – это признак бессилия, так как родитель, способный аргументированно убедить ребенка в своей правоте, не станет тратить столько эмоциональной энергии на неконструктивное поведение. Оскорбительные, унижающие достоинство ребенка слова могут вполне нанести ему серьезную психологическую травму и привести к нарушениям поведения и даже депрессии.

Эмоциональная глухота

У некоторых родителей существует устойчивый стереотип, будто лаская, жалея ребенка, мы делаем его слишком нежным, не приспособленным к взрослой жизни. Это в корне неверно. Жалея, проявляя сочувствие к ребенку, когда ему больно, одиноко, страшно или грустно, мы закладываем в него базу доверия к миру. Систематически игнорируя жалобы ребенка, отказываясь признавать его эмоции и их важность, мы рискуем, что наш малыш вырастет пассивным, замкнутым и недоверчивым.

Отсутствие диалога

Безапелляционность – не лучший способ общения, и не только с детьми. Например, родитель не отпускает ребенка на праздник в школе или день рождения одноклассника, объясняя это тем, что «ты еще мал и вообще нечего». Какую информацию получает ребенок? Практически никакую. Если вы что-то запрещаете, важно объяснить, почему это невозможно или неуместно, сказать о своих переживаниях (например, о волнении за ребенка), вступить с ним в диалог, послушать, что он готов предложить, попробовать найти решение, устраивающее обоих. Это может быть сложно, но это будет первым шагом навстречу друг к другу.

Непоследовательность

Для родителя важно быть последовательным в своих действиях. Если родитель говорит сначала, что нужно мыть за собой посуду, а потом сам ее моет и ругает ребенка за «бессовестность и безответственность», он непоследователен. Это только путает ребенка: он не знает, на что ему ориентироваться, верить ли тому, что делают отец или мать, или тому, что он(а) говорит? Да и зачем всерьез относиться к своим обязанностям, если за их невыполнение тебя пусть и поругают, но за тебя все сами сделают.

Что делать:

Мы всегда переносим опыт своего детства на общение с собственным ребенком. Стереотипы агрессивного поведения прервать без посторонней помощи очень сложно. Но все-таки что-то важное для себя можно сделать:

•Заботиться о себе. Режим дня, правильное питание, здоровый образ жизни, хоть какое-то хобби, спорт… Если у нас не будет сил на себя, где нам их взять на ребенка?

•Попытаться осознать, что больше всего в ребенке вас раздражает, в какие моменты это происходит, что является «пусковым механизмом» агрессии? Когда мы осознаем, что является раздражителем, нам легче будет контролировать свои эмоции.

•Говорить себе «стоп»: как только чувствуете, что начинаете заводиться, сделайте глубокий вдох и попробуйте переформулировать то, что вы хотели сказать, – более мягко, бережно, доступно для ребенка. Это, безусловно, намного легче сказать, чем сделать. Каждый раз, когда вам удалось выразить свое недовольство более приемлемым способом, отмечайте это и хвалите себя.

•Налаживать отношения с ребенком. Ищите занятия, где вам и ребенку будет хорошо и интересно вместе. Это может быть совместная прогулка, просмотр интересной передачи, поход на каток, занятие творчеством. Замечательно, если сначала такие занятия будут организованы опытным педагогом, который сможет выявить таланты ребенка и укрепить самооценку всех членов семьи. Постепенно этих радостных и позитивных моментов должно становиться больше, чем негативных.

Однако далеко не всегда мы можем усилием воли изменить собственное поведение. И здесь может пригодиться работа с психологом, направленная на осознание семейной истории, особенностей своего поведения, выработку новых форм взаимоотношений с ребенком».


Дашик
Дашик
Самара
614745

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Алина
Алина
Виктор
7 лет
Белгород
Да хорошо написано;)
Пожаловаться
Eilin
Eilin
Москва
Полезно!
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Иваново

придерживаюсь таких же принципов воспитания, но к сожалению не всегда получается...

Пожаловаться
Дашик
Дашик
Самара

в 6 мес уже не получается?....

а что именно?

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Иваново

бывает что я боюсь сорваться на малыша-повысить голос, после бессонных ночей, капризов, и всего такого, но стараюсь держаться(люблю его безумно).

мы почти постоянно на ручках, даже в туалет иной раз на ручках)), спим вместе даже днем(ночью очень часто просыпается, может и каждые 10-30 минут), в общем мы 24 часа вместе все его почти 7 мес, и я немного устала, конечно я понимаю что мой повышенный голос только пугает сына, но я тоже не робот, да и сама по себе я очень импульсивная дамочка)

но я стараюсь...

Пожаловаться
Дашик
Дашик
Самара

ну тут вы сами понимаете, что ребенок не причем, дело в вас-соблюдайте режим, высыпайтесь, питайтесь хорошо, т.е. чтобы нервы нормальные были

по возможности раз в неделю оставляйте ребенка на 2-3 часа кому то из родственников, чтоб развеяться

ну и помните, что период ручек пройдет))наслаждайтесь пока. используйте эрго-рюкзак-будете мобильны-куда угодно можно ходить, ездить и спина не болит))

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Иваново

это я прекрасно понимаю, что малыш не виноват… высыпаться не получается, надеюсь всё скоро наладится)

без меня остается максимум на час, потом начинает меня искать и плакать, проверяли уже не раз, и пока меня не увидит -не успокоится

про ручной период знаю, читала у вас давно про это статью, я и не жалуюсь про ручки, привыкла уже), эрго-рюкзак у нас есть, мы в нем по дому гоняем, на улицу еще не ходили, потому что в комбинезоне не удобно сыну, ждём тепла

с праздничком!

Пожаловаться
Дашик
Дашик
Самара

спасибо))и вас с праздником!))




Пожаловаться
мама зайки
мама зайки
Южноукраинск

спасибо! согласна))))

Пожаловаться
Оля
Оля
Москва
Это все правильно и замечательно, но вот вопрос остается как увести эту девочку из песочницы? )) вот у меня сын сейчас себя так ведет, ему говоришь, объясняешь, ну будто не слышит, свое делает и все, не знаю как себя вести, чтобы его не травмировать.
Пожаловаться
Дашик
Дашик
Самара

я сына, когда надо увести с качель, например, заинтерисовываю чем -нибудь, например сегодня мы бежали за гулями-их надо было догнать и покормить )) а недавно мы шли в сторону дома и смотрели фонарики-))благо фонари идут вереницей к нашему дому))

Пожаловаться
Оля
Оля
Москва
Это очень хорошо, у меня вот фантазии не хватает заинтересовать чем-то другим, иногда бывает что-нибудь придет в голову и действительно срабатывает. Тоже всегда стараюсь объяснить, глядя в глаза (присаживаюсь, чтобы не сверху вниз смотреть), но в последние дни не знаю, что произошло, вечером просто неуправляем, сплошное отрицание, нервишки уже сдают конечно.
Пожаловаться
СветланаВ
СветланаВ
эх, почему не написано, что делать той маме, которая утаскивает девочку...
Актуальные посты