Нельзя прыгать по лужам, громко смеяться, гладить кота, корчить рожицы, насыпать песок в карманы, босиком ходить по газону и еще тысячу вещей. Как часто одним словом мы запрещаем детям жить и что движет родителями, когда мы говорим «нельзя»? Нельзя- очень удобное слово для взрослых. Как волшебной палочкой мы останавливаем им поведение ребенка, которое нам кажется вредным и неудобным.
Нельзя!- и не придется отстирывать одежду и отмывать ребенка.
Нельзя!- и никто из соседей не скажет, что вы плохая мать, которая не следит за детьми.
И вроде бы все правильно, только побочных эффектов у этого приема больше, чем кажется. Каждый раз, когда мы останавливаем ребенка прямым запретом, мы забираем у него возможность прожить новый опыт и блокируем стремление к активному познанию мира, естественный механизм развития, заложенный природой. Формулировка «нельзя» не помогает ребенку понять ситуацию и не дает новых знаний. Чрезмерное количество запретов мешает формированию самостоятельности и ответственности.
Частое «нельзя» способствует развитию тревожного типа личности. Вырастая, такие люди боятся пробовать новое и настороженно относятся к любым переменам.
Чаще всего родителем, который злоупотребляет словом «нельзя», движет страх за ребенка или усталость. Когда мы живем с постоянной тревогой за ребенка, запретом мы пытаемся оградить его от опасности. Когда у нас нет сил, мы защищаемся словом «нельзя» от грязной одежды, слез или разбитых коленок.
Ситуаций, где запрет совершенно необходим, на самом деле очень мало: когда существует угроза жизни и здоровью. Даже в такой ситуации, после запрета, нужно объяснить почему «нельзя». Запрет без пояснения необходим только в экстренных ситуациях.
Каждый раз, когда на вопрос ребенка «можно?», вам хочется сказать нет, возьмите паузу и ответьте себе самому, а почему нельзя? Многие запреты живут у нас в голове и если логически помыслить... Если по объективным причинам что-то сделать сейчас невозможно (полежать в луже по дороге в садик, купить игрушку, на которую нет денег), предложите сделать это позже, когда будут деньги и т.д. Если желание ребенка чревато неприятными последствиями, расскажите ему о возможных последствиях, дайте возможность принять решение, а потом встретиться с последствиями. Дети воспринимают мир и наши слова буквально. Чем четче и понятнее вы объясните причину отказа, тем быстрее ребенок научится принимать продуманные решения.
Нельзя!- и не придется отстирывать одежду и отмывать ребенка.
Нельзя!- и никто из соседей не скажет, что вы плохая мать, которая не следит за детьми.
И вроде бы все правильно, только побочных эффектов у этого приема больше, чем кажется. Каждый раз, когда мы останавливаем ребенка прямым запретом, мы забираем у него возможность прожить новый опыт и блокируем стремление к активному познанию мира, естественный механизм развития, заложенный природой. Формулировка «нельзя» не помогает ребенку понять ситуацию и не дает новых знаний. Чрезмерное количество запретов мешает формированию самостоятельности и ответственности.
Частое «нельзя» способствует развитию тревожного типа личности. Вырастая, такие люди боятся пробовать новое и настороженно относятся к любым переменам.
Чаще всего родителем, который злоупотребляет словом «нельзя», движет страх за ребенка или усталость. Когда мы живем с постоянной тревогой за ребенка, запретом мы пытаемся оградить его от опасности. Когда у нас нет сил, мы защищаемся словом «нельзя» от грязной одежды, слез или разбитых коленок.
Ситуаций, где запрет совершенно необходим, на самом деле очень мало: когда существует угроза жизни и здоровью. Даже в такой ситуации, после запрета, нужно объяснить почему «нельзя». Запрет без пояснения необходим только в экстренных ситуациях.
Каждый раз, когда на вопрос ребенка «можно?», вам хочется сказать нет, возьмите паузу и ответьте себе самому, а почему нельзя? Многие запреты живут у нас в голове и если логически помыслить... Если по объективным причинам что-то сделать сейчас невозможно (полежать в луже по дороге в садик, купить игрушку, на которую нет денег), предложите сделать это позже, когда будут деньги и т.д. Если желание ребенка чревато неприятными последствиями, расскажите ему о возможных последствиях, дайте возможность принять решение, а потом встретиться с последствиями. Дети воспринимают мир и наши слова буквально. Чем четче и понятнее вы объясните причину отказа, тем быстрее ребенок научится принимать продуманные решения.
Главное не упустить тонкую грань между познанием мира и невоспитанной вседозволенностью.
Вот прям с языка слизали. Я как раз что то такое хотела написать. В наше время многие наоборот перебарщивают с разрешениями и от этого многие дети не видят допустимых границ и ведут себя по хамски по отношению к другим
+1000000 терпеть не могу когда чужие дети лезут и не понимают слов