ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ – НАЧАЛО НАЧАЛ

МНОГИЕ РОДИТЕЛИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО РЕБЕНКА МОЖНО ОТПРАВЛЯТЬ В ШКОЛУ, ЕСЛИ ОН УМЕЕТ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ И СЧИТАТЬ. ОДНМНОГИЕ РОДИТЕЛИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО РЕБЕНКА МОЖНО ОТПРАВЛЯТЬ В ШКОЛУ, ЕСЛИ ОН УМЕЕТ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ И СЧИТАТЬ. ОДНАКО ТАКОЕ МНЕНИЕ ОШИБОЧНО. УСПЕХИ ПЕРВОКЛАССНИКА ЗАВИСЯТ И ОТ МНОГИХ ДРУГИХ ФАКТОРОВ, В ОСОБЕННОСТИ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЕ. ЗРЕЛЫЙ РЕБЕНОК ЛЕГКО АДАПТИРУЕТСЯ В КОЛЛЕКТИВЕ, БЫСТРО ПРИВЫКАЕТ К НОВЫМ ПРАВИЛАМ И ЛЕГКО ОСВАИВАЕТ МАТЕРИАЛ.

Что же такое готовность ребенка к школе? До сих пор в психологии отсутствует единое и четкое понятие «школьной зрелости». Наиболее близки к истине следующие определения психологов:

Готовность к школе – это уровень развития, достаточный для успешного овладения школьной программой без ущерба для психики и здоровья.
Готовность к школе – это достижение степени развития, при которой ребенок способен участвовать в школьном обучении и воспринимать его.
Готовность к школе – это совокупность качеств, которые помогают ребенку осознать себя в роли школьника, быстро адаптироваться к новым условиям и коллективу, успешно освоить программу, усвоить правила и обязанности первоклассника.
Специалисты утверждают, что готовность к школе формируется в период 6–7 лет. Однако каждый ребенок развивается индивидуально, в своем темпе. Решение принимается исходя из комплексной оценки 3 аспектов готовности к школе: физического, психологического и специального. Важно, чтобы все виды готовности к школе гармонично сочетались в ребенке и были развиты.
виды готовности к школе
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе напрямую зависит от физической. При оценке физической готовности исследуют:

• уровень физического и биологического развития: рост, вес, работоспособность, утомляемость, систему реакций;
• состояние здоровья, зрелость анализаторных и функциональных систем, в особенности пищеварительной и мочевыделительной, зрения, слуха;
• общую координацию движений, силу, ловкость, выносливость;
• развитие мелкой моторики и координации движений руки;
• умение держать ручку правильно и в нужной руке;
• осанку, позу за столом;
• соблюдение гигиенических норм, владение навыками самообслуживания.
Физическую готовность к школе определяют во время медицинского осмотра, по итогам которого ребенку выдается заключение. Если у дошкольника есть выраженные отклонения, отставание в физической готовности, ему рекомендуют заниматься в коррекционной школе по особой программе.

физкультура

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Психологическая готовность к школе опирается и на специальную. Чтобы успешно обучаться, первоклассник должен владеть базовыми учебными умениями. Психологи считают, что дошкольник готов к 1 классу, если он:

• называет буквы;
• читает слоги или слова;
• считает до 10;
• прибавляет и отнимает в пределах 10;
• пишет отдельные части букв, цифр;
• обводит прямые и кривые линии;
• рисует простые предметы;
• сочиняет небольшие рассказы, истории;
• обладает связной, грамотной речью;
• конструирует, строит из кубиков и блоков;
• поет, танцует, лицедействует;
• выполняет простые физические и спортивные упражнения.
Список умений лишь примерный. Однако даже владение перечисленными навыками облегчит обучение и освоение школьных предметов на начальном этапе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Психологическая готовность ребенка к школе – это уровень психического развития, достаточный для освоения школьной программы и обучения в коллективе. Психологическая готовность складывается из:

• личностной (мотивационной);
• умственной (интеллектуальной);
• волевой (эмоционально-волевой);
• социальной (коммуникативной).
Определением психологической готовности к школе занимаются психологи, педагоги и логопеды еще на этапе детского сада. При выявлении отставания специалисты, как правило, рекомендуют ребенку посещать дошкольное учреждение еще один год.

Личностная (мотивационная) готовность

Личностная готовность – важный компонент психологической готовности ребенка к школе. Развитый аспект позволяет первокласснику сознательно вступить в новую роль. Ребенок готов к обучению, если:

• ощущает себя самостоятельной личностью;
• имеет сформированный характер и внутреннюю позицию;
• обладает нормальной самооценкой;
• самостоятелен, способен к самоорганизации;
• позитивно воспринимает новую социальную роль школьника, принимает ее правила и обязанности;
• понимает, зачем он идет в школу, осознает важность обучения;
• испытывает интерес к учебе и получению новых знаний, хочет познавать мир с новых сторон;
• активен, с удовольствием меняет виды деятельности;
• адекватно реагирует на критику в свой адрес, на замечания взрослых;
• способен самостоятельно выполнять задания по зрительному образцу и задачи, поставленные педагогом устно;
• может оценить результат работы, адекватно принять оценку и признать ошибки;
• имеет сформированное эстетическое и нравственное чувство.
Мотивация – основной критерий психологической готовности ребенка к школе. Важно, как будущий ученик объясняет свое желание пойти в школу. К сожалению, эти мотивы не всегда верны и зрелы:
Мотивация
Правильные мотивы делятся на две группы:

• учебные, связанные с познавательным интересом ребенка, его желанием овладевать знаниями, навыками и умениями;
• социальные, связанные с потребностями в общении, одобрении и оценке другими людьми, с желанием занять место в социуме.
Умственная (интеллектуальная) готовность

Умственная готовность – важнейшая составляющая психологической готовности ребенка к школе. Для успешного обучения дошкольник должен интеллектуально соответствовать уровню первого класса. Ребенок готов воспринимать и усваивать новую информацию, если он:

• имеет соответствующие возрасту память, внимание, словесно-логическое, образное и аналитическое мышление;
• ориентируется в пространстве: знает, как дойти да школы/магазина и обратно вернуться домой;
• имеет развитую речь, богатый словарный запас, грамматически правильно строит предложения;
• обладает необходимой базой знаний об окружающем мире и жизни в обществе;
• может рассказать о себе и своей семье, знает адрес и данные родственников;
• любознателен: всем интересуется, хочет узнавать новое;
• способен анализировать информацию: сравнивать и обобщать, выделять главное и несущественное, классифицировать предметы по категориям «посуда, мебель, одежда и т.д.»;
• умеет рассуждать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи «если–то, потому что, поэтому»;
• рационально подходит к действительности, меньше фантазирует;
• применяет все имеющиеся знания для решения задач;
• умеет планировать деятельность.
Волевая (эмоционально-волевая) готовность

Волевая готовность – значимый критерий психологической готовности ребенка к школе. Для успешного обучения ребенок должен быть эмоционально зрелым. Волевая готовность предполагает, что дошкольник:

• с радостью ожидает поступления в первый класс;
• имеет нравственные установки, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо;
• умеет управлять своим настроением и поведением;
• позитивно относится к себе, другим детям, педагогам, «схватывает» настроение человека;
• усидчив и сосредоточен: может долго и внимательно слушать взрослого, выполнять задания, не отвлекаясь на другие дела и предметы;
• способен подчинять собственные мотивы, интересы и желания коллективным;
• может выполнять задание учебной программы, которое ему не по душе;
• настойчив и организован: способен напряженно трудиться, преодолевать сложности, делать то, что требует учитель;
• дисциплинирован, способен соблюдать режим школьной жизни;
• принимает цели учебной деятельности, положительно относится к ним;
• стремится достичь высоких отметок и похвалы, хочет стать отличником или хорошистом;
• понимает, какие черты его характера положительны, а какие отрицательны, готов их менять.
Социальная (коммуникативная) готовность

Социальная готовность – ключевой компонент психологической готовности к школе. Чтобы обучаться в коллективе, дошкольник должен быть готовым взаимодействовать с социумом. Коммуникативная готовность считается высокой, если ребенок:

• стремиться общаться со сверстниками, пытается с ними подружиться;
• умеет устанавливать и поддерживать контакт с людьми, действовать совместно с ними;
• поддерживает диалог, выслушивает собеседника, не перебивая;
• умеет смотреть на себя со стороны и просчитывать последствия своих поступков;
• толерантен: умеет уступать в споре, делиться своими вещами;
• умеет защищаться, но не проявляет агрессии, ищет миролюбивые выходы из ситуации;
• соблюдает общественные правила и нормы, без проблем дожидается очереди;
• готов активно участвовать в жизни детского коллектива;
• понимает и признает авторитет учителя, воспитателя, родителей, готов подчиняться требованиям взрослых;
• не боится обратиться за помощью к старшим;
• способен идти за лидером или проявить лидерские качества.
Низкий уровень социальной готовности мешает ребенку адаптироваться в коллективе, препятствует обучению.

Скоро в школу

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Задача родителей и воспитателей – развивать все виды готовности к школе. Это облегчит адаптационный период и нивелирует трудности в обучении.

Формирование психологической готовности

Формирование психологической готовности ребенка к школе стоит начинать заблаговременно, с 3–4 лет. Ни в коем случае не пускайте все на самотек. Чтобы психологическое развитие было гармоничным, отдайте ребенка в детский сад или запишите его на обучающие курсы. «Домашние» дети всегда менее адаптированы к школе и к жизни в коллективе.

Формирование личностной (мотивационной) готовности

Для формирования высокой личностной готовности родителям и воспитателям достаточно выполнять ряд правил:

1. Уважайте ребенка как личность, не давите на него. Дети не выносят ограничения свободы. Не нужно слишком рано усаживать их за парту и заставлять делать «уроки». Прессинг отобьет всякую мотивацию.
2. Хитрите. Способствуйте тому, чтобы ребенок сам проявлял инициативу. Например, разложите развивающие книги на видном месте. Дошкольник сам предложит вам позаниматься.
3. Действуйте косвенно. Помните, что дети познают мир, играя. Поэтому применяйте соответствующие методики. Например, играйте в школу. Только позвольте ребенку самому выбирать роли, диктовать правила и условия.
4. Проявляйте интерес. Дошкольники любят делиться успехами. Внимательно выслушивайте ребенка, задавайте вопросы, хвалите, поощряйте и подбадривайте («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах. Положительная оценка повышает уровень мотивации – важнейшего психологического критерия готовности к школе.
5. Вызовите интерес к учебе. Проводите экскурсии в школу, рассказывайте о своих любимых учителях, покажите свои грамоты, читайте книги всей семьей, устраивайте празднование успехов старших детей. Ни в коем случае не запугивайте ребенка школой.
6. Поменяйте отношение к дошкольнику. Дайте ребенку понять, что теперь он стал более взрослым и самостоятельным, доверяйте ему ответственные дела.
Формирование социальной (коммуникативной) готовности

Коррекция психологической готовности ребенка к школе начинается именно с этого параметра. Застенчивым, пугливым и чересчур послушным детям сложно поддерживать отношения с социумом. Избежать ошибок и сформировать высокую коммуникативную готовность помогут следующие советы:

1. Разговаривайте с дошкольником об общении, учите его оценивать свое поведение и поступки окружающих.
2. Не путайте воспитание с дрессировкой. Послушный ребенок «удобен» для родителей и учителей, но не для детского коллектива. Не нужно ежеминутно раздавать дошкольнику указания, ругать и упрекать его, требовать, приказывать.
3. Забудьте о тотальном контроле. Дайте ребенку больше свободы, учите его самостоятельно принимать решения. Дошкольник, который получит достаточно личного опыта, сможет обходиться без подсказок взрослых.
4. Подавайте личный пример. Уважайте окружающих, помогайте другим, и ваш ребенок станет повторять за вами.
Готовность к школе

Формирование умственной (интеллектуальной) готовности

Вовремя выявить отставание поможет диагностика психологической готовности ребенка к школе. Для того чтобы развить интеллектуальные способности будущего первоклассника:

1. Занимайтесь с дошкольником. Используйте игры и упражнения для развития интеллекта, логики, памяти, внимания, мышления, речи, словарного запаса. Так, развитию внимания способствуют зашумленные картинки, перепутанные линии, лабиринты, поиск отличий. Скачайте задания в Интернете или купите специальный учебник.
2. Тренируйте навык пересказа текстов. Для этого разыгрывайте сценки, по мотивам любимых рассказов и сказок.
3. Рассказывайте ребенку об окружающем мире и обществе. Расширить кругозор дошкольника помогут детские энциклопедии и карточки. Старайтесь охватить все возможные категории: явления природы, времена года, профессии, транспорт, животные, растения и т.д.
4. Стимулируйте любознательность ребенка. Разговаривайте с дошкольником при каждом удобном случае, не отмахивайтесь от его вопросов. Водите ребенка на выставки, в музеи, путешествуйте вместе.
5. Учите ребенка рассуждать на своем примере. Развернуто отвечайте на вопросы малыша, объясняйте, почему происходит «так, а не вот так». Это поможет сформировать целостную картину мира.
6. Учите ребенка мыслить и принимать решения осознанно, а не по образцу. Проговаривание выполняемых действий вслух способствует осмысленности восприятия.
Формирование волевой (эмоционально-волевой) готовности

При определении психологической готовность детей к школе нередко выявляют проблемы в эмоционально-волевой сфере. Устранить их вам помогут следующие советы:

1. Объясняйте ребенку, какие поступки плохие, а какие хорошие. Поощряйте дошкольника за нравственное поведение.
2. Учите ребенка усидчивости и сосредоточенности. Сформировать навыки помогает вырезание по контуру, раскрашивание, игры с мелкими предметами.
3. Используйте игры и упражнения для развития воли и дисциплины. Такие занятия учат управлять своим поведением, настроением, желаниями и мотивами. Также показывайте личный положительный пример.
4. Строго придерживайтесь режима дня. Это разовьет самодисциплину и поможет ребенку следовать правилам школьной жизни.
5. Ставьте перед ребенком цели, например, собрать сложный пазл. Заинтересуйте ребенка, направляйте и помогайте в достижении цели, учите не пасовать перед трудностями. Обязательно хвалите за успехи.
6. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье. Ребенок перенесет отношение на окружающих.
7. Будьте справедливы к детям. Следите, чтобы все взрослые в семье придерживались единых требований к дошкольнику.
Формирование специальной готовности

Задача родителей и воспитателей – развить у ребенка основные учебные умения и навыки: счет, вычитание и сложение, чтение, письмо, речь, мелкую моторику. В этом вам помогут специальные упражнения и учебники для подготовки к школе за год.

Формирование физической готовности

Для формирования физической готовности у ребенка:

1. Выполняйте упражнения для развития силы, ловкости, скорости, выносливости, координации движений.
2. Отрабатывайте основные виды движений: бег, прыжки, наклоны, приседания, ползание.
3. Уделяйте внимание осанке ребенка, его положению за столом, тому, как он держит карандаш, ручку.
4. Развивайте мелкую моторику и координацию движений руки. Играйте с мелкими предметами, лепите, рисуйте, учите ребенка проводить четкие линии, обводить фигуры, складывать лист бумаги.
5. Учите дошкольника самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки, пользоваться туалетом, одеваться, застегивать замок на одежде, завязывать шнурки, пользоваться ложкой и вилкой, убирать свои вещи.
6. Прививайте знания по основам ЗОЖ. Расскажите, как важно быть здоровым, что для этого нужно делать.
Скорректировать состояние здоровья у ребенка помогают следующие приемы:

• ежедневная зарядка;
• прогулки на свежем воздухе;
• массаж и закаливание;
• полноценный сон;
• релакс-минутки со звуками природы;
• рациональное питание;
• прием витаминов и минералов, рыбьего жира;
• своевременная диагностика и лечение заболеваний.

Не спешите сделать из ребенка вундеркинда, а будьте внимательны к нему. Сформируйте у дошкольника все навыки заблаговременно. И проблемы психологической готовности ребенка к школе не возникнет. Первоклассник в разы быстрее адаптируется к новым условиям и уровню нагрузок, сможет успешно учиться и осваивать знания.АКО ТАКОЕ МНЕНИЕ ОШИБОЧНО. УСПЕХИ ПЕРВОКЛАССНИКА ЗАВИСЯТ И ОТ МНОГИХ ДРУГИХ ФАКТОРОВ, В ОСОБЕННОСТИ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЕ. ЗРЕЛЫЙ РЕБЕНОК ЛЕГКО АДАПТИРУЕТСЯ В КОЛЛЕКТИВЕ, БЫСТРО ПРИВЫКАЕТ К НОВЫМ ПРАВИЛАМ И ЛЕГКО ОСВАИВАЕТ МАТЕРИАЛ.
Что же такое готовность ребенка к школе? До сих пор в психологии отсутствует единое и четкое понятие «школьной зрелости». Наиболее близки к истине следующие определения психологов:

Готовность к школе – это уровень развития, достаточный для успешного овладения школьной программой без ущерба для психики и здоровья.
Готовность к школе – это достижение степени развития, при которой ребенок способен участвовать в школьном обучении и воспринимать его.
Готовность к школе – это совокупность качеств, которые помогают ребенку осознать себя в роли школьника, быстро адаптироваться к новым условиям и коллективу, успешно освоить программу, усвоить правила и обязанности первоклассника.
Специалисты утверждают, что готовность к школе формируется в период 6–7 лет. Однако каждый ребенок развивается индивидуально, в своем темпе. Решение принимается исходя из комплексной оценки 3 аспектов готовности к школе: физического, психологического и специального. Важно, чтобы все виды готовности к школе гармонично сочетались в ребенке и были развиты.
виды готовности к школе
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе напрямую зависит от физической. При оценке физической готовности исследуют:

• уровень физического и биологического развития: рост, вес, работоспособность, утомляемость, систему реакций;
• состояние здоровья, зрелость анализаторных и функциональных систем, в особенности пищеварительной и мочевыделительной, зрения, слуха;
• общую координацию движений, силу, ловкость, выносливость;
• развитие мелкой моторики и координации движений руки;
• умение держать ручку правильно и в нужной руке;
• осанку, позу за столом;
• соблюдение гигиенических норм, владение навыками самообслуживания.
Физическую готовность к школе определяют во время медицинского осмотра, по итогам которого ребенку выдается заключение. Если у дошкольника есть выраженные отклонения, отставание в физической готовности, ему рекомендуют заниматься в коррекционной школе по особой программе.

физкультура

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Психологическая готовность к школе опирается и на специальную. Чтобы успешно обучаться, первоклассник должен владеть базовыми учебными умениями. Психологи считают, что дошкольник готов к 1 классу, если он:

• называет буквы;
• читает слоги или слова;
• считает до 10;
• прибавляет и отнимает в пределах 10;
• пишет отдельные части букв, цифр;
• обводит прямые и кривые линии;
• рисует простые предметы;
• сочиняет небольшие рассказы, истории;
• обладает связной, грамотной речью;
• конструирует, строит из кубиков и блоков;
• поет, танцует, лицедействует;
• выполняет простые физические и спортивные упражнения.
Список умений лишь примерный. Однако даже владение перечисленными навыками облегчит обучение и освоение школьных предметов на начальном этапе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Психологическая готовность ребенка к школе – это уровень психического развития, достаточный для освоения школьной программы и обучения в коллективе. Психологическая готовность складывается из:

• личностной (мотивационной);
• умственной (интеллектуальной);
• волевой (эмоционально-волевой);
• социальной (коммуникативной).
Определением психологической готовности к школе занимаются психологи, педагоги и логопеды еще на этапе детского сада. При выявлении отставания специалисты, как правило, рекомендуют ребенку посещать дошкольное учреждение еще один год.

Личностная (мотивационная) готовность

Личностная готовность – важный компонент психологической готовности ребенка к школе. Развитый аспект позволяет первокласснику сознательно вступить в новую роль. Ребенок готов к обучению, если:

• ощущает себя самостоятельной личностью;
• имеет сформированный характер и внутреннюю позицию;
• обладает нормальной самооценкой;
• самостоятелен, способен к самоорганизации;
• позитивно воспринимает новую социальную роль школьника, принимает ее правила и обязанности;
• понимает, зачем он идет в школу, осознает важность обучения;
• испытывает интерес к учебе и получению новых знаний, хочет познавать мир с новых сторон;
• активен, с удовольствием меняет виды деятельности;
• адекватно реагирует на критику в свой адрес, на замечания взрослых;
• способен самостоятельно выполнять задания по зрительному образцу и задачи, поставленные педагогом устно;
• может оценить результат работы, адекватно принять оценку и признать ошибки;
• имеет сформированное эстетическое и нравственное чувство.
Мотивация – основной критерий психологической готовности ребенка к школе. Важно, как будущий ученик объясняет свое желание пойти в школу. К сожалению, эти мотивы не всегда верны и зрелы:
Мотивация
Правильные мотивы делятся на две группы:

• учебные, связанные с познавательным интересом ребенка, его желанием овладевать знаниями, навыками и умениями;
• социальные, связанные с потребностями в общении, одобрении и оценке другими людьми, с желанием занять место в социуме.
Умственная (интеллектуальная) готовность

Умственная готовность – важнейшая составляющая психологической готовности ребенка к школе. Для успешного обучения дошкольник должен интеллектуально соответствовать уровню первого класса. Ребенок готов воспринимать и усваивать новую информацию, если он:

• имеет соответствующие возрасту память, внимание, словесно-логическое, образное и аналитическое мышление;
• ориентируется в пространстве: знает, как дойти да школы/магазина и обратно вернуться домой;
• имеет развитую речь, богатый словарный запас, грамматически правильно строит предложения;
• обладает необходимой базой знаний об окружающем мире и жизни в обществе;
• может рассказать о себе и своей семье, знает адрес и данные родственников;
• любознателен: всем интересуется, хочет узнавать новое;
• способен анализировать информацию: сравнивать и обобщать, выделять главное и несущественное, классифицировать предметы по категориям «посуда, мебель, одежда и т.д.»;
• умеет рассуждать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи «если–то, потому что, поэтому»;
• рационально подходит к действительности, меньше фантазирует;
• применяет все имеющиеся знания для решения задач;
• умеет планировать деятельность.
Волевая (эмоционально-волевая) готовность

Волевая готовность – значимый критерий психологической готовности ребенка к школе. Для успешного обучения ребенок должен быть эмоционально зрелым. Волевая готовность предполагает, что дошкольник:

• с радостью ожидает поступления в первый класс;
• имеет нравственные установки, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо;
• умеет управлять своим настроением и поведением;
• позитивно относится к себе, другим детям, педагогам, «схватывает» настроение человека;
• усидчив и сосредоточен: может долго и внимательно слушать взрослого, выполнять задания, не отвлекаясь на другие дела и предметы;
• способен подчинять собственные мотивы, интересы и желания коллективным;
• может выполнять задание учебной программы, которое ему не по душе;
• настойчив и организован: способен напряженно трудиться, преодолевать сложности, делать то, что требует учитель;
• дисциплинирован, способен соблюдать режим школьной жизни;
• принимает цели учебной деятельности, положительно относится к ним;
• стремится достичь высоких отметок и похвалы, хочет стать отличником или хорошистом;
• понимает, какие черты его характера положительны, а какие отрицательны, готов их менять.
Социальная (коммуникативная) готовность

Социальная готовность – ключевой компонент психологической готовности к школе. Чтобы обучаться в коллективе, дошкольник должен быть готовым взаимодействовать с социумом. Коммуникативная готовность считается высокой, если ребенок:

• стремиться общаться со сверстниками, пытается с ними подружиться;
• умеет устанавливать и поддерживать контакт с людьми, действовать совместно с ними;
• поддерживает диалог, выслушивает собеседника, не перебивая;
• умеет смотреть на себя со стороны и просчитывать последствия своих поступков;
• толерантен: умеет уступать в споре, делиться своими вещами;
• умеет защищаться, но не проявляет агрессии, ищет миролюбивые выходы из ситуации;
• соблюдает общественные правила и нормы, без проблем дожидается очереди;
• готов активно участвовать в жизни детского коллектива;
• понимает и признает авторитет учителя, воспитателя, родителей, готов подчиняться требованиям взрослых;
• не боится обратиться за помощью к старшим;
• способен идти за лидером или проявить лидерские качества.
Низкий уровень социальной готовности мешает ребенку адаптироваться в коллективе, препятствует обучению.

Скоро в школу

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Задача родителей и воспитателей – развивать все виды готовности к школе. Это облегчит адаптационный период и нивелирует трудности в обучении.

Формирование психологической готовности

Формирование психологической готовности ребенка к школе стоит начинать заблаговременно, с 3–4 лет. Ни в коем случае не пускайте все на самотек. Чтобы психологическое развитие было гармоничным, отдайте ребенка в детский сад или запишите его на обучающие курсы. «Домашние» дети всегда менее адаптированы к школе и к жизни в коллективе.

Формирование личностной (мотивационной) готовности

Для формирования высокой личностной готовности родителям и воспитателям достаточно выполнять ряд правил:

1. Уважайте ребенка как личность, не давите на него. Дети не выносят ограничения свободы. Не нужно слишком рано усаживать их за парту и заставлять делать «уроки». Прессинг отобьет всякую мотивацию.
2. Хитрите. Способствуйте тому, чтобы ребенок сам проявлял инициативу. Например, разложите развивающие книги на видном месте. Дошкольник сам предложит вам позаниматься.
3. Действуйте косвенно. Помните, что дети познают мир, играя. Поэтому применяйте соответствующие методики. Например, играйте в школу. Только позвольте ребенку самому выбирать роли, диктовать правила и условия.
4. Проявляйте интерес. Дошкольники любят делиться успехами. Внимательно выслушивайте ребенка, задавайте вопросы, хвалите, поощряйте и подбадривайте («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах. Положительная оценка повышает уровень мотивации – важнейшего психологического критерия готовности к школе.
5. Вызовите интерес к учебе. Проводите экскурсии в школу, рассказывайте о своих любимых учителях, покажите свои грамоты, читайте книги всей семьей, устраивайте празднование успехов старших детей. Ни в коем случае не запугивайте ребенка школой.
6. Поменяйте отношение к дошкольнику. Дайте ребенку понять, что теперь он стал более взрослым и самостоятельным, доверяйте ему ответственные дела.
Формирование социальной (коммуникативной) готовности

Коррекция психологической готовности ребенка к школе начинается именно с этого параметра. Застенчивым, пугливым и чересчур послушным детям сложно поддерживать отношения с социумом. Избежать ошибок и сформировать высокую коммуникативную готовность помогут следующие советы:

1. Разговаривайте с дошкольником об общении, учите его оценивать свое поведение и поступки окружающих.
2. Не путайте воспитание с дрессировкой. Послушный ребенок «удобен» для родителей и учителей, но не для детского коллектива. Не нужно ежеминутно раздавать дошкольнику указания, ругать и упрекать его, требовать, приказывать.
3. Забудьте о тотальном контроле. Дайте ребенку больше свободы, учите его самостоятельно принимать решения. Дошкольник, который получит достаточно личного опыта, сможет обходиться без подсказок взрослых.
4. Подавайте личный пример. Уважайте окружающих, помогайте другим, и ваш ребенок станет повторять за вами.
Готовность к школе

Формирование умственной (интеллектуальной) готовности

Вовремя выявить отставание поможет диагностика психологической готовности ребенка к школе. Для того чтобы развить интеллектуальные способности будущего первоклассника:

1. Занимайтесь с дошкольником. Используйте игры и упражнения для развития интеллекта, логики, памяти, внимания, мышления, речи, словарного запаса. Так, развитию внимания способствуют зашумленные картинки, перепутанные линии, лабиринты, поиск отличий. Скачайте задания в Интернете или купите специальный учебник.
2. Тренируйте навык пересказа текстов. Для этого разыгрывайте сценки, по мотивам любимых рассказов и сказок.
3. Рассказывайте ребенку об окружающем мире и обществе. Расширить кругозор дошкольника помогут детские энциклопедии и карточки. Старайтесь охватить все возможные категории: явления природы, времена года, профессии, транспорт, животные, растения и т.д.
4. Стимулируйте любознательность ребенка. Разговаривайте с дошкольником при каждом удобном случае, не отмахивайтесь от его вопросов. Водите ребенка на выставки, в музеи, путешествуйте вместе.
5. Учите ребенка рассуждать на своем примере. Развернуто отвечайте на вопросы малыша, объясняйте, почему происходит «так, а не вот так». Это поможет сформировать целостную картину мира.
6. Учите ребенка мыслить и принимать решения осознанно, а не по образцу. Проговаривание выполняемых действий вслух способствует осмысленности восприятия.
Формирование волевой (эмоционально-волевой) готовности

При определении психологической готовность детей к школе нередко выявляют проблемы в эмоционально-волевой сфере. Устранить их вам помогут следующие советы:

1. Объясняйте ребенку, какие поступки плохие, а какие хорошие. Поощряйте дошкольника за нравственное поведение.
2. Учите ребенка усидчивости и сосредоточенности. Сформировать навыки помогает вырезание по контуру, раскрашивание, игры с мелкими предметами.
3. Используйте игры и упражнения для развития воли и дисциплины. Такие занятия учат управлять своим поведением, настроением, желаниями и мотивами. Также показывайте личный положительный пример.
4. Строго придерживайтесь режима дня. Это разовьет самодисциплину и поможет ребенку следовать правилам школьной жизни.
5. Ставьте перед ребенком цели, например, собрать сложный пазл. Заинтересуйте ребенка, направляйте и помогайте в достижении цели, учите не пасовать перед трудностями. Обязательно хвалите за успехи.
6. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье. Ребенок перенесет отношение на окружающих.
7. Будьте справедливы к детям. Следите, чтобы все взрослые в семье придерживались единых требований к дошкольнику.
Формирование специальной готовности

Задача родителей и воспитателей – развить у ребенка основные учебные умения и навыки: счет, вычитание и сложение, чтение, письмо, речь, мелкую моторику. В этом вам помогут специальные упражнения и учебники для подготовки к школе за год.

Формирование физической готовности

Для формирования физической готовности у ребенка:

1. Выполняйте упражнения для развития силы, ловкости, скорости, выносливости, координации движений.
2. Отрабатывайте основные виды движений: бег, прыжки, наклоны, приседания, ползание.
3. Уделяйте внимание осанке ребенка, его положению за столом, тому, как он держит карандаш, ручку.
4. Развивайте мелкую моторику и координацию движений руки. Играйте с мелкими предметами, лепите, рисуйте, учите ребенка проводить четкие линии, обводить фигуры, складывать лист бумаги.
5. Учите дошкольника самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки, пользоваться туалетом, одеваться, застегивать замок на одежде, завязывать шнурки, пользоваться ложкой и вилкой, убирать свои вещи.
6. Прививайте знания по основам ЗОЖ. Расскажите, как важно быть здоровым, что для этого нужно делать.
Скорректировать состояние здоровья у ребенка помогают следующие приемы:

• ежедневная зарядка;
• прогулки на свежем воздухе;
• массаж и закаливание;
• полноценный сон;
• релакс-минутки со звуками природы;
• рациональное питание;
• прием витаминов и минералов, рыбьего жира;
• своевременная диагностика и лечение заболеваний.
Не спешите сделать из ребенка вундеркинда, а будьте внимательны к нему. Сформируйте у дошкольника все навыки заблаговременно. И проблемы психологической готовности ребенка к школе не возникнет. Первоклассник в разы быстрее адаптируется к новым условиям и уровню нагрузок, сможет успешно учиться и осваивать знания.


Ирина Хоченкова
Ирина Хоченкова
02488

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Натали
Натали
Захар
1 год 6 месяцев
Санкт-Петербург

Офигеть написано

Пожаловаться
Ирина Хоченкова
Ирина Хоченкова
Все по делу. Можно прочитать заголовки и ознакомиться только с необходимой информацией)))