Дочка моя любит гулять с подружкой. Из школы она бежит домой, наспех обедает, и скорее на улицу. Пару месяцев назад мы еще были в локдауне и эта подружка была для Сони настоящим спасением. Но вот, вернулись школьные дни, и я понимаю, что не могу больше отпускать Соню после школы. Нам надо снова усиленно учиться.
— Соня, тебе надо сделать английский и русский.
— Но у меня нет времени! – раздраженно отвечает Соня.
Я чувствую, как у меня внутри все закипает. Это не от того, что Соне хочется на улицу, а от ее тона, в который вложено все ее нежелание учить уроки, и все ее раздражение на меня. Она видит во мне препятствие для осуществления своих насущных желаний. Она демонстративно закатывает глаза, хлопает дверьми.
От того, что еще вчера она была ласковая, милая и послушная, а сегодня вот такая, мне еще больше хочется сорваться. Меня прямо подмывает взять и что-то в ней исправить. Так как я не знаю, что мне взять, и что именно исправить, от бессилия мне кажется, что крик – это надежное средство. Мне казалось, что я повышу на нее голос разок, и она снова станет прежней.
Я знаю, что это моя иллюзия. И еще я знаю, что это не только у меня такое. Я знаю, что об это препятствие разбивались и разбиваются отношения между мамой и дочкой. Именно поэтому я уже не кричу.
— Сонь, — ласково, но все-таки по-взрослому, как с равной, начала я говорить. – Я хочу тебе сказать, что с таким настроем не надо делать уроки. Ты их делаешь не для меня.
— Для тебя! – бросает мне в лицо Соня. – Это ты меня заставляешь! – она еле сдерживает слезы.
— Ты можешь не делать уроки. Можешь не играть ни на пианино, ни на флейте. Я не смогу тебя заставить. У меня нет цели делать твою жизнь невыносимой. Не в этом цель. Не в ученье, а в том, чтобы сделать человека счастливым. Мы рождаемся для того, чтобы научиться радоваться, видеть смысл и стремиться к тому, чтобы в этом мире поменьше было несчастий и страданий. Если учеба приносит тебе страдания, то в ней нет никакого смысла.
Пока я это говорила, Соня вдруг из каменной, стала оживать. На глазах наворачивались слезы, которые говорили мне о том, что я задела за живое.
— Я хочу, чтобы ты поняла это, — продолжала я спокойно и очень доброжелательно, — Эти уроки, учеба, нужны не мне. Я тоже была как ты, и мне не хотелось учиться. Я помню это. Но еще я помню, что мне очень хотелось во взрослой жизни делать то, что я хочу, а не то, что заставляет меня делать жизнь. Я понимала, что для этого мне надо было учиться. И теперь я хочу, чтобы ты тоже это поняла. Поняла то, что учеба позволяет тебе все делать эффективно и быстро… и это для того, чтобы у тебя оставалось время на то, что тебе хочется делать. Я хочу, чтобы ты могла выбирать в жизни то, что тебе нравится. Для этого человек должен учиться.
Соня ушла молча. Я не стала настаивать на том, что ей надо было делать. Чуть позже она сама пришла, сделала все уроки, почитала, позанималась. Делала она все аккуратно, добросовестно, впрочем, как всегда. Разница была в том, что она знала, что делает она это по доброй воле...
Моя с учебой пока легко справляется и в школу с удовольствием бегает, видимо ближе к переходному возрасту столкнёмся с подобным. Сын был в этом возрасте хитрющий, я, мама, всё успею, не волнуйся, отвечал. Вечером прошу уроки посмотреть — пусто! А где обещанное? А вот вот сейчас сяду, обещалкин 😅
А по поводу нравоучений, то вы правы, они невыносимы.
Ощущение, что вы книгу пишете, а не ситуацию рассказываете. Вы мямлите, она это поняла. Чёткие правила и границы должны быть! Строго: это можно, это нельзя! И только так, как скажете вы. Это ещё не "переходный" возраст, это результат того, что вы для неё не авторитет. Исправляйте, иначе через 2 года вас пошлют на 3 буквы. Вы мама, вы авторитет. И она обязана это усвоить.
Слава Богу, у меня адекватные родители, которые ещё в дошкольном возрасте донесли мне, что такое уважение к старшим и что должны быть чёткие границы, что можно, а что нет. Мне 31 год и до сих пор не возникло желания послать родителей. А если вы готовы были это сделать, значит, не о каком воспитании в вашей семье речи не было.
Нет, со мной не разговаривали с позиции "я взрослый, поэтому я прав, а ты должна", поэтому всё, что я делала, я делала для себя, а не для мамы. И делала с удовольствием, а не по принуждению или потому что кому-то что-то должна. А уважения к возрасту у меня не было, нет и, спасибо, не надо.
Вы лишь подтвердили мои слова. Увы...
😊
Лет через 12 расскажите, как вы строго говорите подросткам "нельзя" и они такие "да, маменька, конечно вы правы, маменька".
А что учёба позволяет делать эффективно и быстро? Не совсем поняла. И ещё. Почему у неё нет времени на английский и русский, почему она так ответила?
А времени у нет потому, что хочет идти к подружке.