Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух

Девочки, хочу рассказать о наших играх на развитие фонематического слуха, формирование звукового анализа и синтеза и другие необходимые навыки, чтобы научиться читать. В двух словах: ребенок должен уметь выделять звуки в словах. Для начала — первый звук, на который начинается слово.
Для этого ребенку сперва даются слова, начинающиеся с гласных звуков, потому как их проще всего выделить. Например, ослик начинается на О, аист – на А. Не стоит брать слова, звук которых НЕ под ударением, например, очки, обезьяна (в них слышится другой звук).

Также учимся определять последний звук в словах, наличие того или иного звука (например, есть ли в слове СОК звук Д).
Параллельно работаем над умением ребенка определять длину слова: короткое оно или длинное (много в нем букв или мало).

Итак, во что и как играли мы:

1. «Потерялась буква». У наших игрушек потерялись первые буквы в названиях. Помогите их найти.

Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух

Подбираем на гласные игрушки и соотносим с нужными буквами, выделяя их голосом при произнесении.

А потом уже можно пробовать выделять согласные звуки. Например, у нас есть набор картинок по теме «космос» и «пираты» (остальные пока в разработке). Обсуждаем с детьми каждый предмет, название, для чего он и пр. А потом катаем шарики из пластилина, чтобы закрывать ими картинки на нужную букву. Например, у дочки это буква К, а у сына С.

Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух

Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух

2. «Цепочка слов». На какую букву заканчивается слово? Подбери слово-картинку, которое начинается на эту букву.

Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух

Например, цепочка у сына такая: апельсиН — НоС — СоК — КаплЯ — ЯйцО- ОсьминоГ — Горох и т.д.

3. «Длинное или короткое». Послушай слова, подумай, короткое оно или длинное. Длинные слова собираем в длинный пакет, короткие — в короткий.

Прежде чем играть в игру, необходимо обьяснить ребенку, как определить длину слова. Можно считать слоги и показывать одновременно руками «длину» (то есть разводить руки широко, если слово длинное, а если короткое — руки будут рядом), можно выкладывать на каждый слог камушки-дорожки. В слове ВЕЛОСИПЕД будет дорожка из 4-х камней, а в слове КОТ — из одного.

Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух

Также можно играть в игры, где детям дается задание на различение близких на слух звуков, например, Б-П, В-Ф, К-Г и пр.

Упражнение «Обведи нужную букву». Ребенок должен посмотреть на картинку, назвать ее и определить, на какой звук она начинается, обвести нужную букву: Баба — на Б, Пушка — на П.

Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух

Можно не только обводить, но и клеить буквы:

Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух

Также детям очень нравятся игры с предметами. К примеру, в этой игре мы распределяли гостинцы для Божьей коровки и Пони. Все, что начинается на Б отдаем жучку в Банку, все, что начинается на П — в Пакет лошадке.

Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух

Также можно придумывать слова на определенную букву. Главное — делать это с удовольствием!

Девочки, печатные материалы по данной теме, кому нужны, пришлю! Только почту оставьте😁

Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух Учимся читать! Пост 2. Развиваем слух

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Екатерина Токарева

Как здорово, столько идей. можно мне отправить maksai.91@mail.ru

Пожаловаться
Соланж
Екатерина Токарева 

Кать, отправила, проверяй)

Пожаловаться
Екатерина Токарева
Соланж 

пришло, спасибо

Пожаловаться
Lesya

А «цепочка слов» не сложно? У меня Тема только в этом году допер как играть. А в саду они с сентября только начали это проходить, в старшей группе.

Пожаловаться
Соланж
Lesya 

Цепочку слов нужно пробовать, некоторые дети в 4 года могут определить, а некоторым и в 6 будет сложно. Я своим выделяю последний звук голосом, если не слышат. В первый раз играли, им было сложно, гадали, какая следующая картинка должна быть. Сейчас уже лучше, могут ошибиться, например, Ежа назвать Ежиком, а так соображают.

Пожаловаться
Lesya
Соланж 

У меня Тема читать и писать умеет, но в слова что-то только сейчас понял как играть))

Пожаловаться
Соланж
Lesya 

У него сформировался процесс синтеза — объединения букв в слоги быстрее, чем процесс анализа — выделение  из слов букв. Либо просто инструкцию не так понимал🙂 У меня у подружки дочка в 2,5 года целыми словами читала, а вот выделять первые звуки, последние научилась к школе.

Пожаловаться
Lesya
Соланж 

Скорее первое) Т.к. инструкции он понимает лучше чем Алиса)) Но они в саду с сентября с окончаниями и слогами работают, а писать и читать он в ноябре-декабре начал. Летом учила читать его, но дальше трех-четырех буквенных слов не ушли.

Пожаловаться
Соланж
Lesya 

Какие ваши годы — уйдете, как навык чтения появится. А у нас в саду пока с цифрами работают, буквы не берут еще, но воспитательницы уверяют, что из их группы в школу идут практически все читающие и пишущие))

А я хочу, чтобы в 5  дети уже читали хорошо, тем более они к чтению проявляют немалый интерес. У нас семья читающая.

Пожаловаться
Lesya
Соланж 

Я не тороплю.У Алисы в саду вообще вообще дальше «один, много, ни одного» походу не движутся🤷♀️Ох, логопед вчера пыталась с Алисиным "-ть" бороться🙈Это ужас.

Пожаловаться
Соланж
Lesya 

С Алисиным «ть» — долгая песня будет, так что просто предлагаю расслабиться)) домашку логопед задает?

Пожаловаться
Lesya
Соланж 

Ага, но Алиса со мной и половины выполнять не хочет(( Логопед сказала идти к неврологу за лекарствами

Пожаловаться
Соланж
Lesya 

Леся, напишешь мне в телефоне, что вам назначит невролог. Вообще, если речь не пошла через два-три месяца занятий, то да, без лекарств не обойтись.

Пожаловаться
Lesya
Соланж 

Я думаю что пора стимулировать лекарствами. У нас было 4 занятия, т.е. 4 недели. Слова новые прибавились и много сразу с первого занятия, но они все под одну гребенку, чаще это — уть, тоть, коть и в таком духе. И теперь складывает «и я» или «не я».

Пожаловаться
Соланж
Lesya 

4 занятия — это мало совсем, но есть одно НО. У вас уже возраст не позволяет ждать, так что я бы тоже рекомендовала пропить что-то для активизации мозговых функций.

Пожаловаться
Lesya
Соланж 

Вот наверное опять Энцефабол выпишит, который я не купила

Пожаловаться
Соланж
Lesya 

Попробуй его, моей прописывали Пантогам, три месяца пили, визуально никакого эффекта, что был, что не был, только занятия и помогают.

Пожаловаться
Анастасия

Смотрю и восхищаюсь!

Пожаловаться
Соланж
Анастасия 

Анастасия, 😘

Пожаловаться
Наталья

очень крутые идеи.

мне пришли, пожалуйста, driverly@mail.ru

Пожаловаться
Соланж
Наталья 

Наталья, прислала, проверяй😁

Пожаловаться
Наталья
Соланж 

все отлично, спасибо большое!

Пожаловаться
Алла Шашарина

О, давайте мне. Буду благодарна. beglyjanka2010@yandex.ru

Пожаловаться
Соланж
Алла Шашарина 

Алла, отправила, проверьте, дошло, распаковывается ли.

Пожаловаться
Алла Шашарина
Соланж 

Вот спасибо, все пришло)

Пожаловаться
Оля MademoiselleO

olga.makrushina@gmail.com

Пожаловаться
Соланж
Оля MademoiselleO 

Отправила архивом, проверьте, пришло ли, открывается.

Пожаловаться
Оля MademoiselleO
Соланж 

Спасибо большое, проверила, всё открывается ❤