Девочки, хочу рассказать о наших играх на развитие фонематического слуха, формирование звукового анализа и синтеза и другие необходимые навыки, чтобы научиться читать. В двух словах: ребенок должен уметь выделять звуки в словах. Для начала — первый звук, на который начинается слово.
Для этого ребенку сперва даются слова, начинающиеся с гласных звуков, потому как их проще всего выделить. Например, ослик начинается на О, аист – на А. Не стоит брать слова, звук которых НЕ под ударением, например, очки, обезьяна (в них слышится другой звук).
Также учимся определять последний звук в словах, наличие того или иного звука (например, есть ли в слове СОК звук Д).
Параллельно работаем над умением ребенка определять длину слова: короткое оно или длинное (много в нем букв или мало).
Итак, во что и как играли мы:
1. «Потерялась буква». У наших игрушек потерялись первые буквы в названиях. Помогите их найти.
Подбираем на гласные игрушки и соотносим с нужными буквами, выделяя их голосом при произнесении.
А потом уже можно пробовать выделять согласные звуки. Например, у нас есть набор картинок по теме «космос» и «пираты» (остальные пока в разработке). Обсуждаем с детьми каждый предмет, название, для чего он и пр. А потом катаем шарики из пластилина, чтобы закрывать ими картинки на нужную букву. Например, у дочки это буква К, а у сына С.
2. «Цепочка слов». На какую букву заканчивается слово? Подбери слово-картинку, которое начинается на эту букву.
Например, цепочка у сына такая: апельсиН — НоС — СоК — КаплЯ — ЯйцО- ОсьминоГ — Горох и т.д.
3. «Длинное или короткое». Послушай слова, подумай, короткое оно или длинное. Длинные слова собираем в длинный пакет, короткие — в короткий.
Прежде чем играть в игру, необходимо обьяснить ребенку, как определить длину слова. Можно считать слоги и показывать одновременно руками «длину» (то есть разводить руки широко, если слово длинное, а если короткое — руки будут рядом), можно выкладывать на каждый слог камушки-дорожки. В слове ВЕЛОСИПЕД будет дорожка из 4-х камней, а в слове КОТ — из одного.
Также можно играть в игры, где детям дается задание на различение близких на слух звуков, например, Б-П, В-Ф, К-Г и пр.
Упражнение «Обведи нужную букву». Ребенок должен посмотреть на картинку, назвать ее и определить, на какой звук она начинается, обвести нужную букву: Баба — на Б, Пушка — на П.
Можно не только обводить, но и клеить буквы:
Также детям очень нравятся игры с предметами. К примеру, в этой игре мы распределяли гостинцы для Божьей коровки и Пони. Все, что начинается на Б отдаем жучку в Банку, все, что начинается на П — в Пакет лошадке.
Также можно придумывать слова на определенную букву. Главное — делать это с удовольствием!
Девочки, печатные материалы по данной теме, кому нужны, пришлю! Только почту оставьте😁








Как здорово, столько идей. можно мне отправить maksai.91@mail.ru
Кать, отправила, проверяй)
пришло, спасибо
А «цепочка слов» не сложно? У меня Тема только в этом году допер как играть. А в саду они с сентября только начали это проходить, в старшей группе.
Цепочку слов нужно пробовать, некоторые дети в 4 года могут определить, а некоторым и в 6 будет сложно. Я своим выделяю последний звук голосом, если не слышат. В первый раз играли, им было сложно, гадали, какая следующая картинка должна быть. Сейчас уже лучше, могут ошибиться, например, Ежа назвать Ежиком, а так соображают.
У меня Тема читать и писать умеет, но в слова что-то только сейчас понял как играть))
У него сформировался процесс синтеза — объединения букв в слоги быстрее, чем процесс анализа — выделение из слов букв. Либо просто инструкцию не так понимал🙂 У меня у подружки дочка в 2,5 года целыми словами читала, а вот выделять первые звуки, последние научилась к школе.
Скорее первое) Т.к. инструкции он понимает лучше чем Алиса)) Но они в саду с сентября с окончаниями и слогами работают, а писать и читать он в ноябре-декабре начал. Летом учила читать его, но дальше трех-четырех буквенных слов не ушли.
Какие ваши годы — уйдете, как навык чтения появится. А у нас в саду пока с цифрами работают, буквы не берут еще, но воспитательницы уверяют, что из их группы в школу идут практически все читающие и пишущие))
А я хочу, чтобы в 5 дети уже читали хорошо, тем более они к чтению проявляют немалый интерес. У нас семья читающая.
Я не тороплю.У Алисы в саду вообще вообще дальше «один, много, ни одного» походу не движутся🤷♀️Ох, логопед вчера пыталась с Алисиным "-ть" бороться🙈Это ужас.
С Алисиным «ть» — долгая песня будет, так что просто предлагаю расслабиться)) домашку логопед задает?
Ага, но Алиса со мной и половины выполнять не хочет(( Логопед сказала идти к неврологу за лекарствами
Леся, напишешь мне в телефоне, что вам назначит невролог. Вообще, если речь не пошла через два-три месяца занятий, то да, без лекарств не обойтись.
Я думаю что пора стимулировать лекарствами. У нас было 4 занятия, т.е. 4 недели. Слова новые прибавились и много сразу с первого занятия, но они все под одну гребенку, чаще это — уть, тоть, коть и в таком духе. И теперь складывает «и я» или «не я».
4 занятия — это мало совсем, но есть одно НО. У вас уже возраст не позволяет ждать, так что я бы тоже рекомендовала пропить что-то для активизации мозговых функций.
Вот наверное опять Энцефабол выпишит, который я не купила
Попробуй его, моей прописывали Пантогам, три месяца пили, визуально никакого эффекта, что был, что не был, только занятия и помогают.
Смотрю и восхищаюсь!
Анастасия, 😘
очень крутые идеи.
мне пришли, пожалуйста, driverly@mail.ru
Наталья, прислала, проверяй😁
все отлично, спасибо большое!
О, давайте мне. Буду благодарна. beglyjanka2010@yandex.ru
Алла, отправила, проверьте, дошло, распаковывается ли.
Вот спасибо, все пришло)
olga.makrushina@gmail.com
Отправила архивом, проверьте, пришло ли, открывается.
Спасибо большое, проверила, всё открывается ❤