Природа заикания


Заикание — это нарушение рече-двигательных актов, когда человеку трудно начать говорить, судорога сопровождает его речь, и ему приходится растягивать звуки, повторять по многу раз одни и те же слоги или слова.

Ещё в 70 х годах прошлого века были выделены две основные формы патологии: логоневроз и неврозоподобный синдром, из которых психогенное происхождение имеет только логоневроз.
Пример неврозоподобного синдрома:

Михаил 40 лет. Не смотря на очень быструю, прерывающуюся речь, полностью отсутствовали какие-либо страхи и комплексы. Его уверенность в себе особенно проявлялась в публичных выступлениях. Он мог произнести блестящий монолог, после чего прийти домой и снова безобразно заикаться. Мы начали с того, что замедлили речь, чтобы возбуждение не преобладало над процессом торможения, а потом ещё год тренировались через ситуации, которые спровоцировали сбой в речи. В итоге человек перестал заикаться и вообще сильно изменился — стал более спокойным и уравновешенным.

Как можно видеть, мы не искали причину его заикания в детстве, потому что корректировка данного случая этого не требовала. Так выглядит неврозоподобный синдром.
Иное дело логоневроз. Чаще всего клиника логонервозов состоит в логофобии — иррациональном страхе речи в сопровождении других невротических нарушений: сна, аппетита, настроения, комфорта. Типичным признаком логонервозов являются застенчивость, нерешительность. Иногда — отгороженность, молчаливость, враждебность и даже тревожная мнительность. Отсюда и специфика подхода — если людям с такой проблемой предложить голые логопедические методики, толку не будет. Потому что методики потребуют от заики фиксации на своей речи, а он от этого будет только страдать — его речь продолжит ухудшение. Логоневроз требует мер прямо противоположных, направленных на отвлечение от расстройства. Можно вжиться в другой образ или увлечься содержанием беседы — в таких состояниях человек может просто забыть, что он заикается.



продолжение следует..  


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Юлия

Как правило, логоневроз формируется под воздействием психической травмы, в результате которой речь вначале отнимается, а затем возвращается, но с заиканием. Или под влиянием затянувшейся травматизации. В таких случаях психотравма только запускает заикание, но сама патология формируется за счёт последующих событий в течение многих лет.
Вот пример: обратилась женщина, заикание которой привело к тяжёлой депрессии. К моменту обращения за помощью она уже месяц не выходила на улицу. В анамнезе — история, случившаяся в далеком детстве во время семейного отдыха на природе. Купающуюся девочку затянул водоворот, и никто не пришёл ей на помощь, потому что никто не смотрел в ту сторону (тонущие никогда не кричат). В результате — клиническая смерть, из которой 6-летний ребенок вышел с установкой: “на меня никто не обращает внимания, я не нужна”. Дело в том, что в угасающем мозгу последней мыслью было “Меня нет” — то есть всё, это конец… Ощущением “меня нет” была пропитана вся ее последующая жизнь. “Меня нет” для родителей, увлеченных совсем другим. “Меня нет” в школе и очень хорошо, если не спросят на уроке. “Меня нет” для мира мужчин, ведь я невзрачная серая мышка. “Меня нет” на работе и лучше перенести все дела домой, где можно сидеть в четырёх стенах. Когда мы проработали эпизод на реке, обнажился схожий сюжет уже из зрелой жизни. Моя пациентка стояла на платформе в ожидании поезда. Когда он подъехал, она сделала шаг на подножку вагона и потеряла равновесие. Упала на рельсы под поезд, и лежала там, не предпринимая попыток спастись. «Меня нет». Ей, конечно, помогли, она выбралась, напрочь забыв о том, что произошло. Вспомнила только время курса психокоррекции, который избавил её от большей части проблем. В том числе перестала заикаться. Этот пример наглядно показывает, что логоневроз всегда рождается как часть какого-то расстройства. И чтобы избавиться от него надо избавиться от всего расстройства в целом.

Ещё приведу пример как неврозоподобный синдром может перерасти в невротическое заикание. Обратился мужчина, врач по профессии. Рассказал, что в детстве поздно начал говорить и уже плохо с проявляющимся заиканием, на которое ни он, ни родители особо внимания не обращали. В школе тоже проблем не было, учился он неплохо, был дружелюбным и отзывчивым ребёнком — его все любили. Усиление заикания приходит уже на зрелый период жизни — на годы учёбы в университете. Тогда он уже чётко видел будущность врача, и заикание здесь никак не вязалось. Оно вызывало беспокойство, возрастающую тревогу и душевный конфликт. Заикающийся врач — это нонсенс для его сознания. Молодой человек на тот период зафиксировался на заикании, и оно стало более серьезным. Тем ни менее он закончил университет, работает хирургом… Сейчас этот мужчина вырабатывает более спокойное отношение к заиканию, мирится с ним и с осознанием “врач заика”, работает над ситуациями, в которых происходят усиление заикания — более сильные спазмы и ступоры.  

Пожаловаться
Юлия


БОС – терапия назначается детскими неврологом, клиническим психологом, логопедом либо нейропсихологом, как один из элементов коррекции неврологических, психологических либо логопедических проблем и служит эффективным инструментом в комплексе нейрокоррекционной работы.

Какие задачи решает БОС-терапия? 

С точки зрения логопедии:
• формирует правильное дыхание, тем самым убирая заикания и запинки в речи;
• помогает расслаблять лицевые мышцы, понижать тонус артикуляторного аппарата, что позволяет снизить дизартрию. 


Пожаловаться
Юлия

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
Дефектолог может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек. Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.
Боровицка Светлана Николаевна, Коррекционные и логопедические занятия, занятия с гарнитурой ForBrain, логопедические массажи
Специализируется на лечении следующих заболеваний: Нарушения речи у пациентов спектра аутизма, ЗПРР, ЗРР
запись по тел (093) 170-16-59 центр стимуляции мозга 

Пожаловаться
Юлия

Боровицка Светлана Николаевна, Коррекционные и логопедические занятия, занятия с гарнитурой ForBrain, логопедические массажи
Специализируется на лечении следующих заболеваний: Нарушения речи у пациентов спектра аутизма, ЗПРР, ЗРР
запись по тел (093) 170-16-59 

Пожаловаться
Юлия


Этапы прохождения БОС-тренингов

Все начинается с консультативного приема специалиста.

На данной беседе определяется характер проблем ребенка, степень их выраженности, наличие текущих коррекционных занятий. С учетом этой информации выстраивается индивидуальная программа с применением БОС-терапии, подбором оптимальной частоты занятий и продолжительности курса.

Первые занятия целесообразно проходить в присутствии родителя. Во-первых, это сформирует у ребенка более положительное адаптивное состояние к началу процедуры, во-вторых, во время занятия родитель тоже будет знакомиться с механизмами работы метода, чтобы иметь возможность в домашних условиях дополнительно тренировать навык, закрепляя те результаты, которые были достигнуты на занятии со специалистом.

Для отслеживания динамики развития навыков оптимальнее всего перед началом тренинга и после его прохождения пройти патопсихологическую диагностику.

Пожаловаться
Юлия

Как проходит БОС-тренинг?

Тренинги проходят в игровой форме. Начиная с первого занятия, детский невролог, логопед либо психолог объясняет методику диафрагмального дыхания, постепенно усложняя технику и закрепляя результат. Процесс правильного дыхания (частота, глубина вдоха и выдоха, пульс и температурный режим) отслеживаются с помощью закрепленных датчиков и корректируется от занятия к занятию специалистом. Для ребенка мотивацией к правильному выполнению упражнения служит успешное прохождение всех этапов игры в виде смены картинок на экране монитора.

Преимущества метода:

• немедикаментозность;
• техническая и физиологическая безопасность;
• наличие игровых и соревновательных элементов в обучении;
• краткосрочность;
• долговременный эффект.

БОС-терапию используют и как самостоятельную нейрокоррекционную методику, и в комплексе.

В Центре Стимуляции Мозга БОС-тренинги проводят:

Детский невролог
Клинический психолог
Клинический психолог  

Пожаловаться
Юлия

Стрессо заикание
Довольно часто можно услышать от заикающихся, или от их родителей, что заикание появилось после испуга, который можно приравнять к стрессу. И вот здесь можно поспорить. И, наверное, нужно. Практически все мы, люди, прошли через ситуации, когда с нами случались испуги. И очень большие. Так что речь отнимало. И, тем не менее, не все мы стали заикаться. Почему? Видимо, у тех, кто начал заикаться после подобных испытаний, было что-то не так. Было спрятано глубоко внутри что-то такое, что в результате испуга выползло на свет белый.

Что этакое там пряталось до сих пор точно не известно. И где это там – тоже пока остается загадкой. Хотя существуют довольно интересные теории. На одной из них я хочу остановиться подробнее. В нашем головном мозге существуют три центра, которые участвуют в процессе речеобразования. Это ассоциативный центр, центр Вернике и центр Брока. Не пугайтесь странных слов. Все просто. В ассоциативном центре головного мозга рождается фраза. Точнее, сначала мысль, а потом уже фраза. Она передается в центр Брока, который превращает эту фразу в импульсы и отправляет задание речевому аппарату произнести эту фразу. Как только мы начинаем ее произносить, как сразу включается центр Вернике, который «слышит» ее и оценивает правильность. Вот, собственно, такой речевой круг.

А теперь давайте представим ситуацию стресса или испуга. Ассоциативный центр увидел опасность или агрессию и, как положено, отправил команду в центр Брока кричать. Именно так обычно поступает детский мозг. Да и женский тоже. И мужской мозг иногда этим грешит. Импульс страха усиленный в центре Брока влетел в речевой аппарат. Тот или кричит, или молчит. Почему молчит? Да потому, что сила этого импульса выросла до таких размеров, что мышцы речевого аппарата не в состоянии с ним справиться. Он бы и рад, но не привык к таким заданиям. И от этого желания с одной стороны, и невозможности выполнить с другой стороны, начинает греться. В результате этого и получается спазм. 

Пожаловаться
Юлия

А центр Брока продолжает посылать импульсы. Напряжение растет. Спазм усиливается. И вместо крика или речи получается заикание. Это все, на что способен в данный момент речевой аппарат. Маленький человечек еще не знает, что это ненормально. Он ведь только познает этот мир. И он начинает считать, что это нормально. Он принимает заикание, как норму. А когда, через несколько лет он поймет, что это не нормально, что это не так, то от страха заикания начитает заикаться еще больше.

Но стресс, это не только испуг. Вообще стресс, это «неспецефическая реакция организма на воздействие». Это воздействие может быть как психологическим, так и физическим. Как внешним, так и внутренним. Главное, что он (стресс) нарушает состояние нервной системы. А иногда и всего организма. И поэтому, чтобы не возникло стрессоикание надо стараться не допускать стрессов.

А как это сделать? Ну, во-первых, ребенок должен жить в радости. Постарайтесь устроить его жизнь так, чтобы он больше улыбался. Чтобы в играх он познал радость победителя. Хорошо спал и вовремя просыпался. Как ни странно, но питание тоже может предохранить от стресса. Надо стараться не игнорировать употребление продуктов, в которых содержится йод. И скажу вам по секрету – мороженное тоже может помочь в борьбе со стрессом. Только не переусердствуйте с этим «лекарством». А главное – ребенок должен чувствовать вашу любовь. И быть счастливым. И тогда про стрессоикание можно забыть. 

Пожаловаться
Fabiana
Юлия 

Юлия, здравствуйте! А можно как-то вылечить или помочь ребёнку уйти от стрессозаикания?

Пожаловаться
Юлия
Fabiana 

да можно.если толковый специалист то можно.

но идеальна работа сразу в комплексе-психолог, методики типа БАК и БОС, рефлексотерапевт и невролог.


Пожаловаться
Юлия

Ткмп и заикание

Лечебный эффект микрополяризации

Микрополяризация и Заикание
Метод ТКМП применяют в детей, страдающих заиканием в составе комплексной терапии, а именно в комбинации с психотерапией, логопедическими занятиями и фармакотерапии.
Оказалось, что проведение ТКМП положительно влияет на редукцию речевых судорог, снижает тревожность и страхи, что благоприятно сказывается на результатах лечения.
Поляризация правой лобной области, соответствующей проекции орбитального коры правого полушария, как нами показано, стабилизирует эмоциональный фон, снижает состояние тревоги и страха и тем самым приводит к ослаблению речевых судорог, зависящие от эмоциональной насыщенности речи.
Под влиянием ТКМП в повреждённом мозге формируется новая структура межнейронных связей. На её основе строится новая система взаимодействий между корковыми областями. Избыточные, ненужные связи распадаются, а вместо них устанавливаются новые, более эффективные в физиологическом отношении.

Происходит своего рода переформатирование того, что в современной нейрофизиологии называют «Интегративной деятельностью мозга».
Тканевой эффект:
Противовоспалительный;
Противоотёчный;
Противомикробный;
Микроциркуляционный;
Противоаллергический;
Противоопухолевый. Это – для всех видов тканей!

Улучшение памяти и внимания, повышение умственных способностей.
Восстановление психических функций.
Улучшение речевых навыков — расширение активного словаря.
Улучшение когнитивных функций, активного внимания.
Устраняются дефекты речи и ее различные нарушению (картавость, заикание).
Улучшаются зрение и слух.
Уменьшается количество операций с внутримозговым кровоизлиянием (геморрагический инсульт) в 2 раза, с травмами головы – в 1,5 раза.
Восстановление после инсульта проходит интенсивнее, регресс проходит в 3 раза быстрее.
Повышается острота зрения в 2-3 раза.