Самостимулирующее поведение при синдроме Аспергера и аутизме

Стереотипии, самостимулирующее поведение или стимминг — это повторяющиеся движения тела или повторяющиеся действия с объектами. Такое поведение является обычным явлением среди многих лиц с отклонениями в развитии, однако, кажется, оно более распространено при расстройствах аутистического спектра. Часто люди с каким-либо нарушением развития также имеют аутичные черты. Стереотипии могут затрагивать все или несколько органов чувств.

Виды самостимулирующего поведения:
Визуальный: смотреть безотрывно на огни, часто моргать, размахивать пальцами перед глазами, вращать глазами.
Звуковой: нажимать на уши, издавать щелчки пальцами, издавать неречевые звуки.
Тактильный: тереть кожу руками или другими объектами, почесываться, царапать кожу.
Вестибулярный: раскачивание корпусом взад-вперед, качаться из стороны в сторону.
Вкусовой: класть в рот предметы, части тела, облизывать предметы.
Обонятельный: обнюхивать предметы, вдыхать привлекающие запахи.
Исследователи называют различные причины стереотипных форм поведения.

Ряд теорий предполагает, что такое поведение обеспечивает человеку сенсорную стимуляцию (т.е. человек гипосенситивен). Тело такого человека жаждет стимуляции из-за дисфункций в головном мозге, потому он демонстрирует самостимулирующее поведение с целью вызвать отклик нервной системы. Такое поведение способствует выбросу бета-эндорфинов в организм (эндогенные опиаты) и обеспечивает человека той или иной формой внутреннего удовольствия.

Другой ряд теорий гласит, что это поведение призвано успокоить человека (т.е. человек гиперсенситивен). Окружающая среда для таких людей слишком стимулирующая, и человек находится в состоянии сенсорной перегрузки. В результате, человек использует стимминг, чтобы блокировать воздействие окружающей среды. Во время самостимулирующего поведения его внимание сосредоточено на внутреннем состоянии организма.

Исследователи также установили, что стереотипные формы поведения мешают концентрации внимания и учебе. Интересно, что такое поведение часто является эффективным положительным подкреплением, если человек получает право постиммить после выполнения задачи. 



продолжени следует..


Рубрика Болезни
Юлия
Юлия
Москва
09393

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Юлия
Юлия
Москва

Ваш ребенок часто раскачивается, дергает коленом, мычит под нос, скашивает глаза или нюхает разнообразные предметы? Цель такого поведения — сенсорная стимуляция или «самостимуляция» («стимминг»), и оно не просто является нормой — для ребенка с расстройством аутистического спектра такие движения необходимы и жизненно важны.

Обратная связь для наших чувств
Самостимуляция обеспечивает наши чувства обратной связью. Существует пять общеизвестных чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Есть также несколько дополнительных чувств, включая чувство баланса (вестибулярная система), интероцепцию (восприятие ощущений во внутренних органах), проприоцепцию (суставно-мышечное чувство, ощущение положения собственного тела и его частей). Кроме того, в мозгу существуют собственные психические датчики, которые, судя по всему, способны участвовать в собственной стимуляции.

Вы заметите, что самостимулирующее поведение обращается к одному или более чувствам, например, мычание посылает и слуховые, и тактильные (осязательные) сигналы.

Сенсорная перегрузка
Люди с расстройствами аутистического спектра часто страдают от сенсорной перегрузки. Важно, что «сенсорная» в данном случае относится не только к пяти основным чувствам. Например, плохие новости или внезапное изменение планов могут не казаться «сенсорными» для вас, но для человека аутистического спектра это внутренняя психическая перегрузка, и она вызывает сильный стресс.

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Москва

Диагностика аутизма
Основные трудности ранней диагностики аутизма заключаются в следующем:

наиболее ярко картина нарушения проявляется после 2,5 лет. До этого возраста часто симптомы выражены слабо, в скрытой форме;
часто педиатры и детские психиатры не знают проблемы, не могут разглядеть в ранних симптомах аномалии развития;
родители, которые замечают «необычность» своего ребенка, доверившись неспециалисту и не получив адекватного подтверждения, перестают бить тревогу.

Кроме этого, аутизм может встречаться в соединении с другими расстройствами, которые связаны с нарушением функции мозга, такими как вирусные инфекции, нарушения обмена веществ, отставание в умственном развитии и эпилепсия. Важно различать аутизм и умственные расстройства или шизофрению, так как путаница в диагностировании может привести к несоответствующему и неэффективному лечению.

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Москва

Донна Уильямс, человек с высокофункциональным аутизмом, говорит о самостимулирующем поведении так:
Стимминг — это слово создали и наделили отрицательной коннотацией неаути (жаргонное слово для обозначения нейротипичных людей — прим.). Это слово создали неаути, которые не понимали, что:

некоторые имеют навязчивые и непроизвольные тики;
некоторые предметы самостимуляции для успокоения им не понятны;
есть сенсорные прелести, которые им не доступны;
некоторым нужно подстроиться, чтобы настроиться;
некоторым нужны инструменты для социального дистанцирования от социальных захватчиков;
некоторым нужно без конца повторять действия, чтобы прийти в порядок;
некоторым нужна компенсация, чтобы не пропасть в многообразном мире неаути, ведь там обработка не ограничивается одним действием;
некоторым нужно убежище, когда дует со всех сторон и во все щели.
Но, как бы то ни было, неаути заклеймили (и эта тенденция сохраняется) все многообразие опыта одним словом, будто это одна вещь на все времена и для всех людей, называемых «Аутичные».
Простим им. Они не понимают то, что видят.

Очевидно, что самостимулирующее поведение в той или иной степени свойственно всем людям. В состоянии волнения человек может ходить кругами по комнате, трясти ручку во время сложного экзамена, покачиваться в раздумьях. Все эти действия успокаивают. Но в отличии от аутичных людей нейротипичные могут прекратить такое поведение, оно не носит самопроизвольный характер.

Доступно ли подобное аутичному человеку? Попытки принуждения с целью полностью прекратить стимминг могут вызвать срыв (мелтдаун). 

Пожаловаться
Мари
Мари
Кира
3 года
Порт Вашингтон

Интересно стучать ручкой по столу или дергать ногой под столом взрослому это стимминг или часто приглаживать волосы, одергивать рукава вниз.

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Москва

есть еще различия между тиками и стимами. тоже многие путают..

Пожаловаться
Мари
Мари
Кира
3 года
Порт Вашингтон
Юлия 

Ну тик непроизвольный повторяющийся, а стим наверное легко самому прекратить.

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Москва
Мари 

Тики и самостимуляция
Дело в том что есть тики а есть компульсивные движения., еще есть самостимуляция.
Итак:
Повторяющиеся движения вашего ребенка — это тики, компульсивное (навязчивое) поведение или самостимуляции?
Тики имеют неврологическую природу. Они могут быть очень резкими, без четкого ритмического рисунка, совершаются непроизвольно.
Обычно неврологические тики локализуются преимущественно в области лица (моргания глаз, подергивания лица, издавание звуков), шеи, плечевого пояса, реже распространяются на туловище, верхние и нижние конечности.
Типичное компульсивное (навязчивое) поведение вызывается тревожностью, часто в результате обссесивных (навязчивых) мыслей, следовательно «обссессия» (навязчивые, стереотипно повторяющиеся мысли) и «компульсия» (навязчивые, стериотипно повторяющиеся действия) взаимосвязаны (обсессивно-компульсивное расстройство).
Дети ощущают потребность совершать такие действия на фоне тревоги (беспокойства), которое только увеличится, если вы будете блокировать эти действия. Они в какой-то степени могут себя контролировать, но их действия носят «вынужденный» характер, т.к. они испытывают еще большее беспокойство, если не совершают их.
Расстройство может содержать навязчивые стереотипы мышления (излишняя забота о чем-то, преувеличенные страхи и т.д.) или навязчивые стереотипы поведения (бесконечное мытье рук, постоянное открывание и закрывание дверей, педантичное следование порядку и т.д.) или то и другое.
Самостимуляция является более произвольным и контролируемым проявлением сенсорного поиска, направленного на успокоение и организацию нервной системы.
В этом случае повторяющиеся действия используются для того, чтобы успокоить нервную систему при перевозбуждении, привести нервную систему в боевую готовность, находясь в подавленном состоянии, блокировать нежелательные раздражающие стимулы при перегрузках.
Самостимуляции обычно состоят из повторяющихся, ритмических движений, звуковых или зрительных паттернов. Самостимуляции обычно состоят из повторяющихся, ритмических движений, звуковых или зрительных паттернов. Самостимуляции обычно представляют собой произвольные действия, которые ребенок может использовать, чтобы регулировать свою нервную систему.
Как правило, если повторяющиеся действия ритмичны и естественны, и доставляют удовольствие, то это не тики и не компульсивное поведение, это — самостимуляции.
Поскольку у детей с РАС очень мало способов выразить свои чувства словами, в ход идут движения тела. Ими выражается страх, гнев, отчаяние, грусть, радость и возбуждение. Эти движения называются стимы, самостимуляции, их нельзя путать с тиками.
В случае с самостимуляциями- специалист не занимается их устранением а направляет лечение на развитие сенсорной сферы, расширяя возможности ребенка выразить себя.

Для детей с РАС предлагается курс занятий по сенсорной интеграции в сенсорной комнате Центра Стимуляции Мозга. 

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Москва

Стимы (стереотипии) при аутизме-простые факты
Скажу пару слов о том, что такое стимы (стереотипии), какие действия в связи с ними нужно принимать и какой прогноз можно дать в отношении этих порой раздражающих действий.
Для многих родителей стимы означают в первую очередь то, что их ребенок выглядит непохожим на других во время игр на площадке или в парке, и что над ним скоро будут смеяться другие дети. Посмотрим на этот вопрос шире.
1. Стимы включают в себя самые разные виды деятельности. Более того, они не только направлены на самостимуляцию, но и могут использоваться для выражения себя. Многие родители бессознательно понимают их природу: «Он очень любит этот видеоролик», «Она так машет ручками, когда нервничает».
2. Некоторые стимы имеют чисто вербальную природу. Уверен, вам доводилось слышать частый вопль на высокой частоте. Это не что иное, как вербальный знак о том, что ребенок хочет внимания. И этот знак работает просто отлично, хотя и не добавляет малышу родительского восхищения.
3.Поскольку у детей с РАС очень мало способов выразить свои чувства словами, в ход идут движения тела. Ими выражается страх, гнев, отчаяние, грусть, радость и возбуждение.
4. Повторяющее поведение – это не обсессивно-компульсивное расстройство по умолчанию. Пока не доказано иного, это просто повторяющееся поведение. Таким образом, лекарства от ОКР здесь не сработают или даже осложнят проблему.
5.Некоторые стимы прекращаются после того, как восстановлено здоровье желудочно-кишечного тракта. К ним относятся: сильные, длительные истерики, самоагрессия и агрессия вовне, возбужденное состояние, частые сгибания пополам или вдавливания в предметы.
6. Иногда стимы отражают правильную реакцию ребенка на очень громкий звук на определенной частоте или слишком яркий свет. Дело в том, что измененная сенсорная система ребенка может воспринимать привычные нам раздражители совсем по-иному.Стимы (стереотипии) при аутизме Важно и то, что этот удар по органам чувств может стать более выраженной проблемой по мере того, как ребенок выздоравливает и лучше осознает мир вокруг себя. Внезапное начало необычного поведения может означать, что ребенок переживает какое-то новое или очень неприятное ощущение. В этой связи, такое изменение в поведении не всегда требует лечения (и, должен отметить, для него далеко не всегда есть лечение). 

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Москва

7. Очень часто ребенок демонстрирует повторяющееся поведение, когда скучает. Одна мама в таких случаях отправляет своего сына вытаскивать белье из стиральной машины или сушилки. Она говорит: «Он может посвятить этой задаче 45 минут, но, пока он занят, он не стимится».
8.Стимы развиваются. Некоторые из них пропадают со временем, а другие изменяются в новые виды повторяющегося поведения. В большинстве случаев по ходу взросления мои пациенты избавились от стимов. Что важно: чем старше ребенок, тем больше вероятность, что стимы спутают с тиками и попытаются соответствующим образом лечить. Это не принесет эффекта и, напротив, может повредить.
9. По мере того, как активизируются нейронные цепочки, которые отвечают за речь, дети часто демонстрируют эхолалию и скриптованную речь, т.е. повторение стихов, песен, отдельных фраз из рекламы и фильмов. Все это формы вербальных стимов, которые проявляются у делающих успехи пациентов. Такие речевые шаблоны – это еще и практика речи как извлечения точных звуков. Соответственно, их далеко не всегда надо бескомпромиссно искоренять.
Уровень умственных способностей ребенка может быть точнее оценен качеством (а не количеством) повторяющихся речевых оборотов. Следует учитывать и то, что, пытаясь достучаться до своих проблемных чад, родители годами повторяли многие слова и фразы так часто, что дети просто имитируют их манеру речи.
10. У стимов есть общая черта – они могут служить средством общения и не всегда представляют собой нечто негативное, от чего нужно избавляться.
«Самостимулирующие» виды поведения – это знаки и симптомы, требующие оценки и изучения, а не просто «неотъемлемая часть аутистического состояния».

Выводы:
Способность специалистов лечащих ребенка и родителей перенаправить стимы (а не бранить ребенка и запрещать ему так себя вести), может наглядно продемонстрировать сомнительную нужду в обязательном вмешательстве психотропными препаратами.
Также грамотное перенаправление помогает понять, что стоит за стимами. Кроме того, перенаправление – это само по себе терапевтическое действие.

Киевский Центр стимуляции Мозга-один из сильнейших центров предлагающих полное, комплексное лечение РАС с профессиональными новыми методиками и лучшим аппаратным немедикаментозным сопровождением.

ТКМП, Томатис (Бессон), БАк, Сенсорная Интеграция, Форбрейн, ТЛП онлайн и многое другое