Как помочь подростку выбрать профессию и почему стоит начать с раннего детства?

Кем вы хотели стать в детстве? Я мечтала о профессии врача и юриста. Потом хотела стать организатором праздников. Учиться в итоге пошла на маркетолога, а потом переучилась и стала психологом.

Могла ли я сократить этот путь? Наверное, нет. Осознанный выбор я сделала в 32 года. Уволилась с работы, начала обучение и сейчас занимаюсь тем, что люблю. В тех условиях, которые сама себе создаю.

Было много сомнений, страхов и неуверенности. Можно сказать, что взрослому человеку сложнее изменить жизнь, лишиться привычного образа жизни, стабильности, принять неопределенность. Но, поверьте, подросткам, которые впервые делают такой выбор не легче. Так или иначе, мы все можем столкнуться с ограничивающими установками. Например, о том, что нужно выбирать одну профессию на всю жизнь и развиваться в ней. Тогда принимать такое судьбоносное решение действительно очень страшно. А как часто бывает, что диплом получают ради диплома. Многие ли ваши однокурсники и одноклассники работают по специальности?

В 14-17 лет перед подростком встает вопрос, куда поступать, идти в старшие классы или в колледж, решить сейчас или сделать выбор позже. Но умение делать выбор закладывается задолго до подросткового возраста.

🔸 Предоставьте выбор. Начиная с малого. «Что ты хочешь на завтрак? Какую шапку ты хочешь надеть? Куда ты хочешь пойти? Чем ты хочешь заняться? Что ты хочешь почитать/посмотреть/в какую игру поиграть?» Ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбрать кружок или спортивную секцию, опираясь на свои интересы.

🔸 Уважайте выбор ребенка. Если речь не идет о безопасности ребенка, принимайте его выбор и доверяйте. Когда родители говорят, что ребенок ничего не хочет, чаще всего это вопрос не профориентации, а детско-родительских отношений. Либо ребенок не интересуется тем, что считают правильным и интересным родители. У ребенка/подростка должна быть возможность отказаться от своего выбора или вообще не выбирать. Чтобы понять себя, свои желания и потребности, нужно исследовать и пробовать как можно больше. Если ребенок пошел на танцы, потом захотел на бокс, а потом в художественную секцию — это нормально. Он ищет себя. Не нужно тотчас же превращать это в единственный возможный выбор или будущую профессию.

🔸 Позволяйте ребенку встречаться с последствиями его выбора. Тогда, в конечном итоге, он сформирует представление о себе, своих желаниях и возможностях.

🔸 Задавайте вопросы. Попросите ребенка/подростка вспомнить ситуации из жизни, когда у него все получалось и ему все нравилось. Из них выбрать самые значимые. «Что именно тебе понравилось тогда?», «Что ты делал(а) лучше всего и зачем?», «Кто был рядом с тобой?», «В чем ты нуждался(нуждалась)?».

🔸 Подумайте о том, что вы транслируете ребенку своей жизнью, поступками и словами. Получаете ли удовольствие от своей работы, что и как вы говорите ребенку о своей работе? Помните, что все меняется. Востребованные сейчас профессии могут быть никому не нужны через 5-10 лет. Поэтому, в первую очередь, стоит отталкиваться от интересов подростка.

🔸 Помогайте ребенку исследовать разные варианты. У подростка должно быть представление о возможностях и ограничениях желаемой профессии.

И самое главное — верьте в своего ребенка!


Елена Водяницкая
Елена Водяницкая
Санкт-Петербург
12361

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Оксана
Оксана
Тюмень

Нас в 9 классе в обязательном порядке заставили выбрать три дополнительных курса. Один из моих был экономикой. Вот после этого я и поняла что хочу учиться на экономиста. Да их много и проблем будет много. Но мне это нравилось. На маму немного обижалась, она говорила решай сама куда и на кого учиться. Твоя жизнь. А мне так хотелось чтобы она решила за меня 😁

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
7 лет
Пятигорск

Надеюсь мой старший уже выбрал профессию!))))