🔥 КУПАЙЛО 🔥
Купайло — это день летнего ☀️солнцеворота, что теперь сходится с христианским праздником Рождества Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 24-го июня по старому календарю, или 7-го июля — по новому.
Как народный праздник, Купайло происходит со многими своеобразными обрядами и песнями.
В старых письменных источниках Купало характеризуется как языческий бог земных плодов, которому приносили в жертву хлеб — главный плод земли.
Так, в Густинской летописи записано следующее:
«Купало, яко же мню, бяше богъ обилія, якоже у еллинъ Цересъ, ему же безумный за обиліе блегодареніе приношаху въ то время, егда имяше наступить жатва.
Сему Купалу-бђсу еще и донынђ по нђкоихъ странахъ безумный память совершаютъ, наченше июня 23 дня, въ навечеріе Рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и далђй, сицевымъ образомъ: съ вечера собираются простая чадь обоего полу и соплетають себђ вђнцы изъ ядомаго зелія или коренія, и препоясавшеся быліемъ возгнђтаютъ огнь; индђ-же поставляют зеленую вђтвъ, и емшеся за руцђ около, обращаются окрестъ онаго огня, поюще свои пђсни, преплетающе Купаломъ; потомъ чрезъ оный огнь прескакуютъ»
В «Житии Владимира» (XVI-ый век) праздник Ивана Купала описывается так:
«Въ ужинов зобравши ся младенцы и панны плетут собђ вђнки изъ зђля розного, которіе кладут на голову и опоясывают ся имы; кладут нельзя огонь ы берут ся за руки и около одного огня скачут, спђваючи пђсни, вь которыхъ часто поминаем Купала, а потомъ презъ оный огнь прескакуютъ, бђсу оному Купалі офђруючи сами себя, и иныхъ много вымысловъ бђсовскихъ бридъкихъ на тот часъ на оныхъ соборищахъ оказывают».
В XVII-м веке украинский историк Иннокентий Гизель о Купала высказывался так: «Идолъ Купало, его же бога плодовъ земныхъ быти мняху и ему прелестью бђсовскою омраченіи благодараніе и жертву въ началђ жнивъ приношаху».
Польский ботаник Мартин, который описывает события в конце XVI-го века, говорит, что девушки в его время приносили в жертву травы; плели венки и ими украшали себя.
В этот дьявольский день, как он выражается, разводили огонь, который добывали через трение досок, чтобы праздник был действительно дьявольским, чтобы в нем участвовали сами демоны.
Пели сатанинские песни, и с ними прыгали от радости дьяволы, которым они молились и их восхваляли, а Бога забывали.
В день святого Ивана никого не было в церкви, так как все проводили праздники с бесами со всякими бесчинствами.
Женский пол до разжигания огня ходил в поле Искать различные травы и собранные в этот день травы имели чудесную силу.
Самые главные из них были: Иванов цвит, лопух, Богородская трава и медвежье ухо.
Девушки плели из них венки, пускали на воду и гадали по тому, как те венки плыли: чей тонул, и из девушек не выйдет замуж.
Другие, плели венки из богородской травы, святили их в церкви и хранили в течение всего года.
Во время болезни людей, животных, поили больных настоем из зелья тех венков.
Эта запись Мартина кончается словами: «Такой обычай был и в Красной Руси» — в Галичине.
С древности в Украине девушки и парни выходят из деревни с радостными песнями, раскладывают костры на горе, или где-то в лесу у реки, танцуют вокруг костра и прыгают через огонь.
Девушки еще поют ворожбицкие песни и по разным приметам примечают, сбудутся ли их сердечные желания.
Утром до восхода солнца умываются «ивановской» росой на красоту.
В Карпатах девушки опоясываются поясом из пахучих трав, из тех же трав плетут венки и кладут себе на головы.





У нас это день Ивана Купалы. Если в ночь найдешь цветущий папоротник и загадать желание, то оно сбудется! По поверью все русалки в этот день выходят на берег, завлекают молодых мужчин и топят их потом )))