Комплекс Иокасты.

Иокаста является персонажем широко известного древнегреческого мифа об Эдипе. Иокаста приходилась матерью Эдипу. Он, не зная своих настоящих родителей, получает предсказание о том, что убьет своего отца и женится на матери. Страшась предсказания, Эдип покидает своих усыновителей, считая их настоящими родителями, и таким образом осуществляет предсказание. В другой стране он убивает царя и женится на царице, и у них рождаются дети. Позднее выясняется, что царица – его мать, а убитый им царь – его отец.Таким образом, Иокаста являлась женой собственного сына.Из этого следует, что комплекс Иокасты – аналог комплекса Гризельды, при котором мать стремится к чрезмерной патологической опеке над сыном, перетекающей в сексуальное влечение к нему (точнее, проистекающей из сексуального влечения к ребенку, перенесенного с отца ребенка на сына). Комплекс может приводить к инцесту. Если рассмотреть скрытую сексуальность, известен термин «психологический супруг». Сын женщины может являться для нее психологическим супругом, компенсируя ей тем самым недостатки, которые тяготят ее в муже. Либидо, в данном случае, перераспределяется с мужа на сына, и он становится психологическим супругом матери. Следствием этого является материнская ревность и нежелание отдавать сына «другой женщине», попытки убедить сына в том, что все женщины недостаточно хороши для него, «замышляют против него недоброе», «хотят от него только денег» и т.д. В то же время мать, страдающая подобным комплексом, демонстрирует поведение, скорее, традиционное для сексуальной партнерши, нежели для матери: все время требует повышенного внимания, денег и утрированной заботы, игнорируя материнскую позицию (удерживает сына от выбора сексуальной партнерши и продолжения рода). Подобная мать часто устраивает ссоры сыну. Ссоры нужны, с одной стороны, как способ отчаянной борьбы за повышенную власть над сыном (попытка подавления его либидо, обращенного на других женщин), с другой стороны, как способ сексуального удовлетворения (открытая сексуальность к сыну подавлена, а «скандалы замещают секс при его невозможности»).Комплекс Иокасты, как было отмечено выше, заключается в гипертрофированной опеке матери над сыном. В комплексе Медеи выше была выделена особенность, также заключающаяся в гипертрофированном контроле над ребенком («ребенок под колпаком»). Однако существует различие в скрытой мотивации подобной гиперопеки. При комплексе Медеи мать выставляет ограничения ребенку, исходя из энергии танатос (мешает ребенку жить из мести его отцу). При развитии у матери комплекса Иокасты, силой, побуждающей мать устанавливать ребенку логически необоснованные ограничения, выступает энергия либидо. Т.е. мать формирует у ребенка психологические барьеры из ревности, боясь потерять своего «психологического супруга».Гиперопека матери при комплексе Иокасты формирует у ее сына множество комплексов во взаимоотношениях с противоположным полом. От матери он часто слышит внушения типа «кто же тебя полюбит так, как я», «кроме матери ты никому не нужен» и т.д. Таким образом, как было уже отмечено выше, у сына матери с комплексом Иокасты развивается не только Эдипов комплекс, но и комплексы по поводу отношений с противоположным полом, боязнь женского пола, интимофобия (боязнь личной близости) и даже может развиться боязнь интимной близости (при крайнем проявлении комплекса Иокасты у матери, сопровождающемся инцестом или прочими сексуальными действиями или намеками на них).Таким образом, мать с комплексом Иокасты, существенно затрудняет и замедляет вступление сына в брак: она выказывает активное неодобрение всем его личным выборам, ни одна кандидатка в жены никогда ее не устроит. Такая мать борется за сына всеми средствами на правах «психологической супруги сына». Обсуждая претенденток на роль супруги сына, такие матери зачастую допускают оговорку по Фрейду, называя сына «мужем».Борясь с претенденткой на роль супруги сына, подобная мать способна порой даже на аморальные поступки и преступления (вплоть до рукоприкладства и убийства «соперницы»). Данные крайние проявления комплекса Иокасты (как и инцест с сыном) встречаются реже. Более распространенными являются интриги против невестки (как будущей, так и настоящей). Мать с комплексом Иокасты придумывает бесчисленные провокации, позволяющие доказать несостоятельность претендентки, совершает подлог доказательств аморальности-неверности «соперницы», использует наговор – «видела ее с другим мужчиной». На самом деле мать пытается доказать сыну, что она лучше претендентки. Она клеймит возможную невестку в бесхозяйственности, аморальности, непрактичности и многих прочих грехах, несовместимых с ее точки зрения со счастливым браком. Таким образом, она разрушает многие отношения сына. Новых претенденток она может сравнивать с бывшими, от которых отбила сына. Она выделяет достоинства потерпевших поражение в схватке с ней претенденток, сравнивая с ними нынешних (не в пользу нынешних), намекает она тем самым на то, что «новая еще хуже предыдущей». Делает она это, осознавая безопасность потерпевших поражение в схватке с ней несостоявшихся невесток.Мать-Иокаста, сталкиваясь с соперницей (невесткой) начинает требовать повышенного внимания от сына. Это характерно для матери с комплексом Иокасты и при отсутствии соперницы, но при ее наличии ее требования доходят до абсурда. Она жалуется на невнимание сына («только она тебе нужна, совсем забыл мать»). Может претвориться больной или заболеть истерическим заболеванием. Подобным поведением она добивается психологического истощения (выгорания) сына, и ему в такой ситуации становится «не до любви».Воспринимая сына как «психологического супруга», матери с комплексом Иокасты не хотят и внуков от соперницы. Т.е., инстинкт продолжения рода у матери-Иокасты в данном случае отходит на второй план или исчезает совсем. Если внуки все-таки появляются, к ним подобные матери-Иокасты относятся достаточно безразлично. Однако возможно возникновение в дальнейшем комплекса Иокасты по отношению уже к внуку мужского пола.Исходя из вышеотмеченного подавления у матери-Иокасты инстинкта продолжения рода (мешает появлению внуков, отговаривает сына и, возможно, невестку, от рождения детей, при наступлении беременности уговаривает невестку пойти на аборт), возможно предположить, что риск возникновения комплекса Иокасты велик у женщин, относящихся к типу «женщина-проститутка» по О. Вайнингеру.«Женщины-проститутки» (О. Вайнингер), у которых преимущественно и развивается комплекс Иокасты, к своим детям женского пола демонстрируют безразличие, как и к внукам женского пола. Ребенок мужского пола (сын или внук) становится их фаворитом на фоне явного безразличия к детям и внукам собственного пола. Подобная привязанность к сыну (внуку), основанная на латентных мотивах (комплекс Иокасты), как правило, направляется на одного ребенка мужского пола (даже если детей или внуков противоположного пола несколько), т.е. избирается один «психологический супруг». На «психологического супруга» (своего Эдипа) мать-Иокаста направляет все свое либидо, обделяет вниманием остальных детей.Комплекс Иокасты развивается только по отношению к ребенку противоположного пола, в отличие от комплекса Медеи, при котором фактор пола ребенка не имеет принципиального значения, однако, отождествление ребенка с отцом происходит сильнее, если ребенок того же пола, что и отец, и по отношению к ребенку мужского пола возможны более крайние проявления комплекса. Таким образом, комплексы Медеи и Иокасты возникают у матерей по отношению к детям мужского пола (комплекс Иокасты – прямая зависимость, комплекс Медеи – косвенная зависимость). Комплекс Медеи может проявляться и по отношению к детям женского пола, поскольку мать все равно идентифицирует их с отцом, как его потомство.Таким образом, возможно вывести положения: — Комплекс Иокасты заключается в безотчетном стремлении вступить в инцест со своим сыном; — Комплекс Иокасты заключается в присвоении матерью роли «психологического супруга» сыну; — Комплекс Иокасты заключается в гиперопеке над сыном (внуком), имеющей целью исключить личные отношения сына с противоположным полом и продолжение рода сыном.Таким образом, комплекс Медеи и комплекс Иокасты являются двумя компенсаторными реакциями на неудовлетворение у матери либидо с сексуальным партнером. Танатос обращается на ребенка (детей), отождествляемых с их отцом, при комплексе Медеи. В случае комплекса Иокасты, на ребенка (мужского пола), обращается либидо.Статья https://zen.yandex.ru/media/id/5cdfd109ba8e4d00b2410122/kompleks-iokasty-kak-otrajenie-negativnogo-materinkogo-kompleksa-u-jensciny-ili-moi-syn-moi-muj-5d371fdb2f4ad700aca289cb

Ritter Choose
Ritter Choose
Морковка
11 месяцев
Саратов
02497

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
ЗвездаВстакане
ЗвездаВстакане
Москва

Охренеть ?

Пожаловаться
Ritter Choose
Ritter Choose
Морковка
11 месяцев
Саратов