Почти каждый родитель сталкивается с таким неприятным событием как драки детей. Особенно возмущает взрослых, когда ребенок замахивается на родителей или бабушку с дедушкой. Как правило, такое поведение появляется в возрасте после 1 года. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? Во-первых, посмотреть со стороны на свое поведение и поведение других взрослых. Родители маленькой Веры вдруг обратились к психологу, когда она начала бить их по попе, приговаривая: «Вот сейчас нашлепаю, будете знать у меня!». В процессе беседы выяснилось, что бабушка Веры частенько легонько шлепала девочку по попе, проговаривая те же слова. Девочка переняла поведение бабушки. Для ребенка все, что делают родители — это хорошо и правильно. Поэтому если вы позволяете себе ударить ребенка, то и он позволяет себе то же самое. Получается, что родителям нужно начать с себя, изменить свое поведение. Во-вторых, можно и нужно корректировать поведение ребенка, перенаправить негативное поведение в позитивное русло. Если ребенок обижает вас, другого взрослого или ребенка, то не стоит ругать его, наделять нелицеприятными эпитетами («ты злой»). Слова, которые мы повторяем многократно, имеют свойство «внедряться» в сознание ребенка. Если ребенок регулярно слышит, что он жадина, то он постепенно становится жадиной, а тот, кого называют бестолковым, постепенно начинает чувствовать себя бестолковым, глупым. Ребенок, который слышит о себе, что он добрый и хороший, будет именно таким. Также лучше не использовать в речи частицу НЕ: «Не толкай, не кусай, не бей». «Не» имеет тенденцию выскакивать из нашего сознания и остается посыл: «Бей, толкай». Это общие рекомендации. Однако агрессия шестилетки отличается от толканий годовалого ребенка. Когда годовалый малыш бьет маму по руке, толкается, это еще не агрессия, это его форма взаимодействия с миром. Ребенок учится взаимодействовать разными способами: он гладит и бьет, толкает, щипает, лижет и кусает. Ругать ли малыша? Нет! Годовалый малыш еще не понимает, что он делает больно, не понимает, что действия могут быть кому-то неприятны. Я рекомендую игнорировать удары, толкания и сразу сказать: «Доченька (сынок), погладь маму (папу, Катю) по голове. Как мне (ей, ему) нравится, как приятно, когда доченька ласково гладит по голове. Ты у меня добрая девочка». Опыт показывает, что ребенок, приученный в год не бить, а гладить, меньше проявляет агрессии в более старшем возрасте и легче переключается на позитивные формы поведения. В два года уже можно обращать внимание на то, что ребенок делает больно другому. Можно сказать: «Зачем ты меня ударил? Мне больно. Лучше пожалей меня». Примерно в три года стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, на причины и последствия его агрессии. Трехлетний Антон ударил брата. - Антон, зачем ты ударил Вову?, — спросила мама. - Он мне игрушку не отдает! - Ты рассердился? - Да! - А после того как ты его ударил, он тебе отдал игрушку? - Нет! - Так что же делать… - Попросить, наверно. - Попроси. Мама не ругала Антона за то, что он ударил брата. Она постаралась показать ему, что его поведение не принесло ему пользы, т.к. брат не отдал игрушку. Агрессивное поведение – сложный феномен. Иногда агрессия – это защитное поведение, помогающее противостоять жестокости окружающего мира, иногда в агрессии есть элемент вседозволенности и разбалованности. Например, ребенок бьет бабушку прилюдно, бабушке неудобно, стыдно и она предпочитает уступить внуку для того, чтобы он перестал ее позорить. Будет ли внук и дальше использовать агрессию? Конечно, ведь она принесла ему очевидную выгоду. Обратите внимание на то, как и для чего ваш ребенок использует агрессивные способы поведения. Возможно, вам стоит в первую очередь изменить свое поведение или отношение к агрессии ребенка. © Юлия Гусева, психолог. Статья опубликована в журнале «Психология и Я»- № 9 (30) — 2013.