читаем вместе - вечер 10 (Судьбы выпускников Саммерхилла)

Судьбы выпускников Саммерхилла

Страх родителей перед будущим часто заставляет их действовать в ущерб здоровью своих детей. Страх этот, как ни странно, проявляется в желании родителя, чтобы ребенок научился большему, чем он сам. Такой родитель не в состоянии ждать, чтобы его Вилли научился читать, когда сам того захочет, он нервничает и боится, что Вилли вообще ничего не добьется в жизни, если его не подталкивать. Такому родителю не хватает терпения, чтобы позволить ребенку двигаться со своей собственной скоростью. Они спрашивают: «Если мой сын не Умеет читать в 12 лет, какие у него шансы добиться успеха в жизни? Если в 18 он не сможет сдать вступительные экзамены в колледж, что ему останется, кроме неквалифицированного труда?» Но я научился ждать, наблюдая, как ребенок продвигается понемногу или не продвигается вовсе. Я не сомневаюсь, что в конце концов, если не приставать к нему и не вредить ему, он добьется успеха в жизни.

Конечно, обыватель может сказать: «Хм, по-вашему, значит, стать водителем грузовика — успех в жизни!» Мой собственный критерий успеха — способность радостно работать и уверенно жить. При таком определении большинство учеников Саммерхилла преуспели в жизни.

Том поступил в Саммерхилл в 5 лет. Он ушел от нас в 17, так и не посетив ни одного урока. Он проводил большую часть времени в мастерской, делая самые разные вещи. Его отец и мать не могли без содрогания подумать о будущем сына. Он никогда не проявлял ни малейшего желания научиться читать. Но однажды вечером (ему тогда было 9 лет) я обнаружил его в постели за чтением «Давида Копперфильда».

— Привет, — сказал я, — кто научил тебя читать?

— Я сам научился.

Еще через несколько лет он пришел ко мне, чтобы спросить: «Как сложить половину и две пятых?» Я объяснил и спросил, не хочет ли он узнать что-нибудь еще. «Нет, спасибо», — ответил он.

Позднее он получил место ассистента оператора на киностудии. Когда он еще только осваивал эту работу, я случайно встретился с его начальником на одном званом обеде и, конечно, спросил, как там Том.

— Лучшего парня у нас не было, — ответил его босс. — Он никогда не ходит — он бегает. А в выходные с ним просто беда, потому что он торчит на студии и в субботу, и в воскресенье.

Был еще один мальчик, который не мог научиться читать, — Джек. Никто не мог его научить. Даже когда он сам попросил, чтобы ему давали уроки чтения, какой-то скрытый психологический изъян мешал ему различать буквы «b» и «р». Он покинул нашу школу в 17 лет, не умея читать.

Сейчас Джек — прекрасный токарь-инструментальщик. Он обожает разговоры о работе с металлом. Теперь он умеет читать, но, насколько я знаю, читает он главным образом статьи по технике и иногда кое-что по психологии. Не думаю, чтобы он когда-нибудь прочел хоть один роман, тем не менее он абсолютно грамотно говорит по-английски и его общий интеллектуальный уровень замечателен. Один американский посетитель, ничего не зная об его истории, сказал мне: «Что за умница этот Джек!»

Диана, славная девочка, посещала уроки без особого удовольствия. У нее был совершенно неакадемический склад ума. Я долго не мог себе представить, чем бы она могла заняться в жизни. Когда она в 16 лет уходила от нас, любой школьный инспектор признал бы ее образование плохим. Сегодня Диана занимается в Лондоне рекламой кулинарных изделий. Она чрезвычайно умелый работник, и — что гораздо важнее — она нашла счастье в работе.

Однажды некая фирма потребовала, чтобы все ее служащие имели по крайней мере сданные вступительные экзамены в колледж. Я написал главе этой фирмы по поводу Роберта: «Этот парень никогда не сдавал никаких экзаменов, потому что у него неакадемическая голова. Но у него сильный характер». Роберт получил работу.

Уинифрид, 13 лет, новая ученица, заявила мне, что ненавидит все школьные предметы, и завопила от радости, когда я сказал ей, что она вольна делать только то, что хочет. «Ты не должна даже приходить в класс, если не хочешь», — сказал я.

Она решила наслаждаться вольной жизнью и делала это в течение нескольких недель. Потом я заметил, что она заскучала.

— Поучи меня чему-нибудь, — попросила она меня однажды, — мне скучно так болтаться.

— Здорово! Чему ты хочешь научиться?

— Не знаю, — ответила она.

— А я тоже не знаю, — сказал я и ушел от нее.

Шли месяцы. Потом она пришла ко мне снова. «Я собираюсь сдавать вступительные экзамены в колледж и хочу, чтобы ты давал мне уроки».

Каждое утро она занималась со мной и с другими учителями, и занималась хорошо. Она признавала, что предметы ее не слишком интересовали, но у нее появилась цель. Уинифрид нашла себя, когда ей позволили быть собой.

Интересно отметить, что свободные дети берутся за математику. Они получают удовольствие от географии и истории. Свободные дети отбирают из предлагаемых предметов только те, что им интересны. Свободные дети посвящают большую часть времени другим интересным занятиям — работе по дереву или металлу, рисованию, чтению художественной литературы, занятиям в любительском или импровизационном театре, слушанию джазовых пластинок.


lina
lina
Сало́ники
28385

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
CHERRY
CHERRY
Вишенка
12 лет
Львовский
Спорно это. Я считаю, что многое от учителя зависит, и хороший специалист, который любит свой предмет, сможет увлечь и учеников за собой. Не знаю, я бы не хотела, чтоб мой ребенок был неучем, с которым сложно найти темы для обсуждения, потому что он ничего не изучал все свои 17 лет. И куда дальше? Хвосты коровам крутить?

По-моему, тут со свободой переборщили.

Пожаловаться
lina
lina
Сало́ники
смотря с какими людьми общаться будет. Я знаю многих с дипломами, юристов или врачей с которыми очень неинтересно разговаривать, не то что общаться)) а у моего мужа например диплома нет, но он знает и историю, и политику и столько всего которому сам научился поглащая тонны книг и знаний, что я сама до сих пор удивляюсь ))

Пожаловаться
Наташа
Наташа
Санкт-Петербург

найти работу по душе залог счастья. да и ведь и успеха, видимо, тоже. какой-нибудь крутой печник наверняка получает больше нерадивого юриста

Пожаловаться
lina
lina
Сало́ники
к сожалению это трудно понять многим родителям!
Пожаловаться
Ирина
Ирина
Котёнок
9 лет
Балашиха

а ещё меня, мягко говоря, удивляют специальности и дипломы западных (конкретно, одного европейского вуза… знаю о чем говорю): «Специалист по выпечке блинчиков»))))))) мы долго ржали, когда одна моя знакомая приехала с таким дипломом назад в Россию устраиваться на работу))))))))) и ведь, училась этому ни один год))))) что называется каждому по способностям, только у нас в России она не была бы дипломированным специалистом в этой сфере, а на Западе она — специалист с высшим образованием (хоть и по блинчикам)))




Пожаловаться
Шурик
Шурик
Ольга
8 лет
Троицк

у меня постоянно ломка в мозгу происходит при чтении )))

Пожаловаться
Надежда
Надежда
Виктория
7 лет
Азов
Я согласна конечно, что самое главное, чтобы работа приносила удовольствие и была в радость.Но не уметь читать… как-то в моём мозгу протест против этого факта…
Пожаловаться
lina
lina
Сало́ники
мне кажется в 2014 году все умеют там читать (он же пишет в 1968),
а как же общаться в соц. сетях если не уметь читать и писать?)))