Феномен «развивалок»
Удивительная мания охватила матерей в последние 10 лет на «развивалки» или «развивашки». С трех месяцев младенцев начинают таскать по разнообразным занятиям, искренне считая, что готовят деточек к взрослой жизни. Меня это пугает, честно говоря.
В садовской группе часть детишек после рабочего дня идут гулять в парк и на горку, а часть – на «развивалки», готовиться к школе. Детям 3-4 года, их не надо ни к чему готовить! Важнее всего дать им наиграться, научиться дружить, понимать себя и других людей. Но какая-то необъяснимая тревога гонит родителей обучать малышей чтению, счету и письму гораздо раньше всех возрастных норм.
Вот, что я услышала от мам в холле детского центра: «Надо начинать заранее, а то потом будет поздно. В школах сейчас знаете, какие требования?! Вот-вот, не будет уметь читать-писать – в приличное место уже не попасть».
Как будто от школы хоть что-то зависит! Как будто мы можем предусмотреть все возможные повороты судьбы, знаем, что будет востребовано через пять лет, какие будут законы. А может, к тому моменту, как нынешние груднички пойдут в первый класс, все обучение сделают платным, и станет совершенно неважно, умеет ваш ребенок читать или нет?
Но – мамы тревожатся. Жизнь стала очень стремительной и абсолютно непредсказуемой. То, что вчера было необсуждаемой нормой («все воспитанные люди читают книги Стругацких», «все интеллигентные девочки играют на фортепиано»), сегодня превратилось в умозрительные конструкции. Десять лет назад большинство моих учеников собирались поступать в Вышку и на юридический. Сегодня юристов и экономистов стало столько, что найти работу практически нереально, маникюрша в районной парикмахерской имеет высшее юридическое образование (правда-правда, я с ней знакома).
И мамам стало казаться, что если они впихнут в эту маленькую лысенькую головку побольше разных знаний-умений-навыков, их чадо приобретет значительное преимущество в карьере.
Хотя, на самом деле, истинная цель этих занятий – дать маме возможность перевести дух в течение дня. И все.
Очень тяжело оставаться с активным, любознательным, всюду лезущим «шилопопым» малышом день за днем, одной, в маленькой (или большой, неважно) квартире. Этот «день сурка» сводит с ума. Хочется куда-то сходить, пообщаться со взрослыми людьми, одеться во что-то не очень практичное, глаза накрасить, в конце концов. А куда пойдешь с полугодовалым? Особенно зимой? В кафе? На выставку? В магазин? Это же дурдом полный, везде курят, на пол его не выпустишь, то жарко, то дует, то он пытается стянуть на себя что-то очень горячее и бьющееся…
А тут – Монтессори, тепло, чисто, коврики всякие, безопасно, полно новых игр, ребенок занят. И повод достойный: я не просто так тут тусуюсь, я ребенка развиваю.
Можно, наконец, выдохнуть и расслабиться.
Знаете, когда мы жили в Англии, в деревне, там было такое помещение, называлось community room, что-то вроде клуба. Просто довольно большая комната, застеленная ковровым покрытием, по периметру расставлены разномастные стулья-кресла, подушки раскиданы, старые игрушки. И самовар.
Любая мама, с любыми детьми, в любое время может прийти в это место, выпустить детеныша на пол, налить себе чашку чая и просто посидеть, болтая с другими мамами. Бесплатно. Возле двери стоит коробка, в которую кидают денежки на покупку чая и печенья. В комнате постоянно дежурят девушки-волонтеры, по два-три часа в неделю.
А идея, что детей надо интеллектуально развивать, в этой цивилизации не прижилась.
Автор неизвестен
По Выготскому ведущей деятельностью с 3 до 7 лет является ИГРА. С 7 лет — УЧЕНИЕ. Это законы развития психики, спорить с ними бесполезно, нарушать их глупо.
На развивашках все занятия проходят в игровой форме, но… Какова цель этих занятий? Игра ли? Просто игра ради игры, а не ради того, чтобы выучить сегодня букву А?
Все необходимые навыки ребенок может получить в семье. Мне кажется, стоит задуматься по-честному ДЛЯ ЧЕГО ребенка водят на развивашки, какие проблемы мама хочет решить таким образом?
После занятий ребенок стал лучше говорить, петь, рисовать? раньше сел, пошел, начал есть ложкой? А быстрее значит лучше? Для кого эта гонка? или в нас еще живы советские «быстрее, выше, сильнее»?
Есть о чем подумать. Меня удивляют два повальных увлечения современных родителей — развивающие занятия и социализация.
На мой личный взгляд с детьми достаточно просто ОБЩАТЬСЯ и ЖИТЬ, занимаясь попутно разными прикольными делами)
статейка в тему
я всячески пытаюсь развивать и учить своего ребенка- названия животных, цвета, кто есть кто и т.д. но, по ходу дела, мой упрямый бычок не хочет совсем ничего учить, все насмарку! побегать бы, полазить где-нибудь, рожи покорчить — это да!!! собираюсь бросить с такой настойчивостью про все рассказывать, поняла, что малыш все равно все узнает рано или поздно сам
Я-раззвездяй.
Я не вожу в развивашки. но хожу в музеи, на выставки
как ты везде гуляешь — любой бы позавидовал))) это лучше всяких развивашек)))
очень понравилась статья
согласна!!! и вот бы были места куда с ребенком можно сходить
мечта моя устроить такой клуб, чтоб можно посидеть, поиграть, пригласить кого-нибудь с лекцией, провести мастер-класс да и просто пообщаться) Если все получится устрою клуб-мастерскую)))
а я думаю на своем участке сделать детскую площадку, чтобы можно было и грать детям
классная идея)))
по крайней мере тут не будешь зависеть от других (там аренда помещения и т.д.)
не знаю насколько реально, но этим бы летом надо уже как то это дело продвинуть
Я сына не в какие развивайки не водила, хватала детского сада. Очень общительный ребенок, нет и не было проблем с речью. Читает, пишет, считает с 5 лет. Лично мое мнение развавайки нужны для самоуспокоение родителей ну и если ребенок не ходит в садик.
+100000000000
+1000000 к последнему абзацу!
Детства дни не торопите,
Детству солнце подарите!
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.
Дайте радостно проснуться.
Дайте в ласку окунуться.
я считаю, что все должно быть в меру — можно и нужно ходить в развивайку, если есть желание у мамы и ребенка, но это не значит, что стоит водить туда ребенка каждый день и заниматься по несколько часов, а потом еще и дома развивающую программу устраивать — ребенок, может, и учится всему быстрей, да только и надоедает ему все гораздо быстрее и такие дети зачастую не хотят учиться в школе.потому что у них отобрали время игр. Никто не говорит, что нужно сидеть дома и не развивать ребенка — нужно общение — можно общаться с детками друзей/знакомых, выходить и гулять на детских площадках, дети ведь лучше всего учатся друг у друга — поэтому общение им всегда на пользу. Мы пока в развивайки не ходим — считаю, что нет необходимости в нашем возрасте — занимаюсь дома сама, гуляем, знакомимся с другими детками и нас это устраивает, возможно, после года ходить начнем, но для начала нужно найти такое место, где ребенку будет по-настоящему нравиться!
Про себя… Когда я родила своего первенца, я понимала, что это всеобщее помешательство на раннем развитии странно. ведь мой ребенок развивался не хуже тех, кто зодил на всякие занятия. Когда родила второго — до меня дошло, для чего все эти мамские клубы… Более того, сегодня мне (! почти) не стыдно признаться, что я тоже хочу (! регулярно) отдыхать, поэтому сыновей ручными быть не приучаю, не мешаю им взрослеть и становиться автономными по мере взросления, поэтому могу позволить себе («иногда!) погулять по магазинам, оставить малыша с папой и т.п. И развивайка для этого не нужна))))
все должно быть в меру))) все правильно)))
и вдогонку… мне кажется надо развести понятия… что кто-то развивает детей, кто-то старается «сбагрить» в развивайку, чтобы отдохнуть, а кто-то издевается — загружая ребенка информацией, не давая времени просто наиграться (по моим наблюдениям, подготовка к школе после садика по вечерам как раз издевательство)
РАзвивалок очень много и там дети замечу, как и в парке тоже бегают и ИГРАЮТ!!! Любое обучение и информацию ребенок до 6-7 лет воспринимает как игру и как следствие лучше запоминает. Те, кто ничем абсолютно не занимаются с ребенком просто ленивые! Статья для ленивых! Да и причем тут школа, просто ребенок научится быть любознательным, эрудированным, социально адаптированным, это в любое время полезно в обществе.
согласна — ленивые))))
Я уж если сижу в декрете, если уж не занимаюсь хобби, как вы шьете, то моя насущная обязанность заниматься с малышкой, дома занимаемся, ходим в развивайку и в бассейн, это мой долг, зачем иначе декрет дают, чтобы ребенок сам себе предоставлен был!
мы не ходим в развивайки, ходят в садик, но по вечерам и в выходные я полностью с детьми. мы просто вместе играем или рисуем и т.д.) я считаю это нормально. работа у меня только в рабочее время (вот когда болеют и дома сидят — вот тогда да- тяжко совмещать приятное с полезным)))) Именно поэтому я и не выхожу из декрета и не собираюсь — чтобы все равно было больше времени для детей.
прекрасная идея с комнатой для благотворительных организаций.