КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ
3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируется предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша. В этом возрасте происходит очень важный для ребенка психический процесс это первое яркое выражение своего «Я».
— Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
— Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
— Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
— Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
— Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
— В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.
Кризис трех лет характеризуется следующими симптомами.
1. Негативизм – это непросто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам и требованиям старших. Ребенок может не сделать что-то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам ребенка. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все то, что говорит ему взрослый.
2. Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому, что он это потребовал. Ребенок как бы проверяет, может ли он что-то требовать и выполнят ли это требование. Упрямство следует отличать от настойчивости. Раньше ребенок был под властью аффектов, сиюминутных желаний и настойчиво этого добивался, он был как-бы очарован предметом и его к нему «тянуло», а степень настойчивости выражалась в силе, с которой ребенок стремился к предмету, в концентрации внимания на этом предмете. Мотивом же упрямства является то, что ребенок связан только своим первоначальным решением и ни за что не хочет от него отступать.
3. Строптивость – это центральный симптом для «кризиса 3х лет». От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который в данный момент побуждает к тому или иному действию, а строптивость направлена против норм поведения, установленных для ребенка.
4. Своеволие – ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему не хватает умений.
5. Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать обзывать мать и отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, будто они живые, отказывается играть с ними.
6. Деспотизм или ревность. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим.
Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те формы и нормы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Кризис 3х лет это сложный, но нормальный период в жизни любого ребенка. Ребенок овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и мы должны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.
Ребенок должен быть уверен в том, что, как бы он себя не вел, его всегда будут любить и никогда не бросят. Нужно относится к этому с определенной долей юмора и благоразумием, тогда ребенок поймет, что самостоятельность требует большего, чем просто чистое отрицание.
Что могут сделать родители:
— Не придавайте большего значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
— Во время кризиса оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
— Можно дать ребенку «обратную инструкцию». Если это говорится с добротой и усмешкой, такой прием воспитания только укрепляет родительский авторитет и приводит к положительным результатам.
— Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
— Будьте с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Ребенок начинает усваивать ключевые слова «надо» и «нельзя». Запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми. Усугубляет кризис трех лет отсутствие единых, последовательных требований со стороны взрослых.
— При оценке поведения ребенка взрослый должен фиксировать его внимание не только, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.
— Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка происходит в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
— Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай». — ребенку только этого и нужно.
— Постарайтесь схитрить или отвлечь ребенка, он успокоится.
Источник не могу указать, к сожалению, не помню откуда себе копировала
не позволяй, а то дальше будет только хуже
у нас пик упрямства(((((( ничего делать не хочет
понимаю, наберись терпения, все пройдет… перерастет это
и тебе терпения!!!!!!!
аналогично, а на улице раздражает не столько поведение собственного ребенка, сколько реакция окружающих )))
ахахахах у нас постоянный кризис)))))
я ровно к такому периоду отношусь)
Катюш, научи меня ))) Уже пытаюсь ей говорить, что мама тебя не слышит, когда ты кричишь и плачешь, успокойся и скажи что ты хочешь нормально, помогает, но не всегда ))) и к концу дня терпение и моральные силы на исходе )))
я не даю ей орать или отвлекаю ну или пардон наказываю, у меня тоже не забалуешь особо то по пустякам мы не капризим, а по делу и пожалею и отвлеку)))
я вообще немного строго воспитываю а не потакаю ей, иначе капут потом
Просто мы постарше, вас еще может не накрыло в полной мере, у нас с месяц наверное как началось по любому буквально поводу ))) Я тоже воспитываю в строгости, но наказание у нас самое страшное — это отказ от развивающих занятий дома или игнор, когда она подходит и просит с ней поиграть или почитать… А так стараюсь не орать, не шлепаю и т.п.
нет и я не шлепаю и не ору))) не пойми что деспот)))))
просто как то она меня пока слушается, и у меня получается ее отвлечь))
о даа, у нас все это есть, и усугубилось с появлением братика(((
терпения, Любаш, тебе вдвойне тяжелее
спасибо, солнышко! да уж, очень тяжело
а в саду и не надо «проверять на прочность», основные зрители — самые близкие люди ))) это вам ребенок доказывает свою самостоятельность )))
. Негативизм – это непросто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам и требованиям старших. Ребенок может не сделать что-то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам ребенка. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все то, что говорит ему взрослый.
это у нас сейчас.
крепитесь, я тоже переживаю его вместе с дочкой, поэтому и запостила здесь, вдруг кому пригодится )))
с дочкой вообще не было проблем. зато с сыном по полной все кризисы прошли. теперь вот это упрямство.
переживем как нибудь и это.