Если крещение Иоанна Предтечи приготовляло сердца приходящих к нему людей принимать слово Божие и веру в грядущего Христа, то апостольское крещение открывает сердца для принятия в себя уже Самого Господа Иисуса Христа.
В планах МирСоветов рассказать, как сейчас в России проходит таинство Крещения согласно устоявшимся традициям Православной Церкви.
Выбирается имя для Крещения
Правильность выбора имени в подобных ситуациях заключается, прежде всего, в том на сколько правильны ваши побуждения и ориентиры, которыми вы руководствуетесь при этом выборе. Основным ориентиром, желательно, должно быть то, если выбор имени будет происходить не по понравившемуся вам звучании, а по тому, на сколько близок вашему сердцу тот святой, имя которого вы собираетесь носить после Крещения. Так как, этот святой, в дальнейшем, становится вашим небесным покровителем, и молитвенником за вас перед Богом. Поэтому, одним из самых больших праздников для православного христианина является день памяти святого, имя которого он носит.
Но если вы все-таки выбрали себе имя или хотите, чтоб оно совпадало с гражданским именем, но не знаете, какого из святых с этим именем выбрать себе в покровители, то можете смело ориентироваться следующим правилом. Выберете святого с выбранным именем, который празднуется первым после вашего дня рождения. Или, помолившись, доверьтесь священнику, который может сам выбрать вам небесного покровителя. Особенно, рекомендуется обращаться к священнику с просьбой разрешить этот вопрос, если вашего гражданского имени нет в святцах (список имен святых), а вы в растерянности не можете сделать выбор.
Все то же самое относится и к наречению имен младенцев. Только всеми этими вопросами, естественно, должны заниматься их родители, и восприемники (их крестные отец и мать).
Как проходит само таинство Крещения
Само таинство Крещения обычно начинается сразу же возле купели, в которой будет происходить троекратное погружение. Купель заранее приготовляется служителями храма, в котором происходят Крестины. И начинается обряд Крещения с молитвы священника к Богу о изгнании из сердца крещаемого всякого гнездящегося, и таящегося там нечистого, и лукавого духа. А так же молит приобщить его к Церкви, и сделать причастником вечного блаженства. Крещаемый же в ответ отрекается от дьявола, изъявляет устно желание приобщиться ко Христу и дает обещание ему одному служить. И чтением Символа Веры он подтверждает свою веру во Христа, как в Спасителя, и Господа Бога своего.
При троекратном отречении от сатаны, крещаемый трижды плюет в знак презрения к дьяволу, и не желания ему служить.
За младенцев все эти действия во время таинства Крещения совершают их восприемники, они же и читают за них Символ Веры.
После чего священник молит Господа освятить воду в купели, трижды осеняя ее, сначала крестным знамением, затем святым елеем, которым он помазывает и самого крещаемого. Все это делается для того, чтобы вода в купели сделалась для крещаемого источником в новую духовную жизнь, приводящую его ко спасению, и к вечному блаженству. Затем священнослужитель с призыванием имени Пресвятой Троицы, троекратно погружает его в уже освященную воду. При этом священник произносит: «крещается раб Божий (упоминается имя) во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь».
И в завершение возлагается на крещаемого нательный крестик, который будет служить видимым знаком его веры в Господа Иисуса Христа. После уже идет облачение, обычно в белые одежды, которые символизируют чистоту души омытой Крещением.
Таинство миропомазания
На миропомазании канонически принято помазывать святым миром следующие части тела. Лоб – для освящения ума; глаза, ноздри, уста и уши – для освящения внешних чувств; руки и ноги освящают все внешнее поведение человека, включая и его дела, которые должны быть только благими.
Затем следует крестовидное пострижение волос на голове крещаемого в знак посвящения его Богу. И троекратное вождение его и восприемников вокруг купели, с зажженными свечами в руках. Горящие свечи символизируют просвещение духовное, а само вождение является символом духовной радости и торжества.
Заканчиваются все эти священнодействия началом воцерковления, которое совершается для женщин и девочек перед открытыми Царскими Вратами. А мужчин и мальчиков воцерковляют провождением их через Алтарь. Это священнодействие сопровождается молитвой священника: «Воцерковляется раб Божий (или раба Божия)…».
Новокрещенные становятся полноправными членами Церкви Христовой, могут принимать активное участие в церковной жизни. А главное, для крещенного становится возможным участие во всех церковных таинствах, цель и предназначение которых врачевание пораженной грехом души, и сближение ее с Богом. Для некрещеного, то есть не принадлежащего Церкви Христовой, участие в спасительных таинствах закрыто.