Только что почитав очередной спор по поводу раннего развития, замечу, что половина нестыковок из-за того, что не определено «раннее развитие». То, что большинство мам с самого раннего возраста называют предметы, формы и цвета, считают в слух, читают книжки и показывают картинки — это нормальное развитие. Ребенок заинтересовался — мама показала и рассказала — именно так ребенок познает мир. Точно также противники раннего развития вовсе не предлагают не держать в доме книг до 7 лет или не отвечать на вопрос «какая это буква». Примерами действительно раннего развития являются подходы, призванные развить у ребенка тот или иной навык на порядок раньше, чем физиологически ребенок может это делать — ползать, переворачиваться, ходить, писать, считать до того, как ребенок природно готов к этому. Сейчас очень модно ссылаться на «после 3х уже поздно». Однако, никто не спешит вдаваться в подробности поэтапного созревания мозга ребенка для тех или иных операций, ведь мозг и способности ребенка в 3, 6, 12, 24 месяца кардинально разнятся. И именно невнимание к логике природы в попытке ее обогнать и влечет за собой интуитивное неприятие такого раннего развития многими мамами, и мной в их числе. Например, дети, которых активно натаскивали на раннее ползание и ходьбу с помощью массажей, упражнений, вождения за ручки и на лямках, часто начинают ходить в 7-8 месяцев. А потом мамы думают, как уберечь его от падений плашмя, потому что физически тело пошло, а до адекватной координации мозг еще не дозрел. Ребенок, которого не учили специально ходить, идет сам позже, и падает в разы меньше, и делает это складываясь, без ущерба для себя. Еще пример: все слышали о мелкой моторике и ее связи с мозгом. Но не все задумываются, что мелкая моторика, требуемая для письма в возрасте до 3 лет, вызывает сильнейшее перенапряжение и крайне вредна для развития ребенка, об этом говорят многие врачи. У излишне раннего чтения часто бывает последствие в виде потери интереса: буквы ребенок в слова сложить может, а развития мозга для охвата большого текста таким путем еще не достиг. Поскладывал, а удовольствия не получил, бросил читать. Еще общей бедой раннего развития является прямое последствие опережения. У ребенка будет момент, когда он ВДРУГ обратит внимание на буквы или цвета, будет момент, когда ему будет жутко интересно пытаться сложить сортер и он будет часами этим заниматься, будет момент, когда он захочет прочитать САМ, без мамы. Это заложено природой и определено этапами становления личности. Опережение может вести к тому, что к моменту интереса к сортерам, сортер, который мама неустанно ему подсовывала, ему уже опостылел. Так бывает не обязательно, но так бывает. И последний момент. Природа мудра, и не зря человек развивается так, как развивается. Есть время собирать камни, и время их разбрасывать. Стремясь подстегнуть и опередить природу, стоит задуматься, а чего лишается ребенок, потому что его маме вздумалось научить его узнавать слова в 4 месяца? Какие успехи в физическом, эмоциональном, творческом развитии он должен был бы делать сейчас, вместо того, чтобы выполнять упражнения по проныриванию? Что он не успел осмыслить в тишине, потому что мама решила, что 3 месячному самое время отправиться в кенгурухе на бэби-йогу через весь город в метро? Мы настолько зациклены на успехах, которые можно оценить и продать, что забываем, что ребенок развивается и когда катает машинка, и когда стучит половником по кастрюле, и когда мы не активно прыгаем вокруг него с развивающими материалами. Просто развитие бывает разное. Возможность подумать в тишине развивает не меньше, чем центр с контрастными игрушками разных фактур. Всего в меру. Итого: не стоит путать удовлетворение естественного детского любопытства и любознательности — где объем информации и сферу интереса регулирует ребенок, с удовлетворением амбиций мамы похвастаться, как рано ее чадо что-то делает раньше других. Что плохого в таких амбициях? В них плохо то, что за грандиозным будущим, которое мама нарисовала ребенку, совсем не видно, да никто и не интересуется, хочет ли этого будущего сам ребенок, и чего он вообще хочет. Это во-первых. А во-вторых, ребенок вынужден постоянно оправдывать вложенные в него усилия и навешанные на него ожидания. А что, если после всех карточек Домана, развивающих центров, он по-прежнему не научится читать к 4 годам? Что, если, несмотря на предложенный выбор полезных занятий и развивающих игрушек и карточек, он будет предпочитать бегать кругами по комнате или часами катать машинки? Будет ли в глазах его мамы столько же гордости и любви? И как будет чувствовать себя ребенок, когда их там не будет? Когда с такого раннего возраста он уже понимает, что его любят не такого, какой он есть. А это, как нам известно, основа всех будущих комплексов и проблем в отношениях. Неприятие себя. Все как всегда сводится к главному вопросу — чего я хочу для своего ребенка. Эрих Фромм как-то сказал: «на свете мало родителей, которым бы хватило смелости и независимости беспокоиться более о счастье своего ребенка, чем о его успешности».
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ-ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ
Комментарии
Актуальные посты
Я специально ничего не делаю. С другой стороны, я делаю. Ну, ходить он рано и правда сам научился. И он плашмя падал, а я бегала и ловила, старалась вернуть в ползание, потому что это были самые тяжелые две недели в моей жизни.
А считать может и не научился бы, если бы со мной не общался. Но я реально не нарочно, и ему правда интересно. Он бегает и все считает… (только до 5-6, не надо паники. дальше путается конкретно).
А теперь про буквы начал спрашивать… Я тоже против «взращивания гениев», но не говорить же ему: «ты еще маленький, я не буду рассказывать»… Мне мама все рассказывала в детстве, я же не стала тупой или равнодушной к учебе.
Мой считает «один, два...», но если я потом задаю ему вопрос: «а сколько всего?», он может ответить правильно, только если предметов было мало, не больше шести. Если их много, то он уже думает, не видит разницы, говорит «много». Принести конкретное количество он тоже может только, если мало. Поэтому я и считаю, что считать он может только до шести.
А вот предшествующую этому вопросу рутину: 1,2,… он хорошо проговаривает, тоже не путается. Он это проговорит, а потом не знает, сколько было :) И расстраивается. Поэтому я ему стараюсь пока подсовывать поменьше :)
вот я раззява! извини :)
Да я сама накосячила)) с телефона блин)
хорошая статья
только всё-таки стоит применять не только слово «раннее», но и слово «опережающее», чтобы не пустались понятия. для меня рано — это на нижней границе общевозрастных норм.
а ещемне смешно, когда суперозабоченные ранним развитием мамашки своего трехлетнего отпрыска, знающего цифры/буквы/английский и молекулярное строение клетки отдают в детский сад, где всем фиолетово на юного гения.
Я за ранее развитие, я вообще за то чтобы время не терялось...
Полезная статья.Спасибо.В закладки
не понимаю людей, которые выпрыгивают из штанов. чтобы что-то сделать лучше всех.
Не перфекционистка я.
Недавно узнала, что раннее хождение ещё и ноги может сделать кривыми… ну нафиг такие подвиги! помогать — это не значит бежать впереди паровоза.
дети сейчас и так быстро развиваются) главное, чтобы был живой интерес)
Я склоняюсь к тому, что любой маме неплохо бы сначала себя «подтянуть» в развитии.
Это прогульщицы и «троечницы» таскают ребенка в 3 месяца на йогу через весь город
а потом посты строчат типа " СРОЧНО. Зеленые сопли и сыпь розовая — чем лечить?", либо причина в другом -" у Маньки вон в 8 мес бегает, а мой в 11 не хочет, отстает, нужно развивать срочно "
Самим мозгов не хватает, комплексы у них, а дитя расплачивается
Еще жутко, когда по неврологам таскать детей начинают. А неврологу не сложно выписать что-то для развития, чтоб мамаша успокоилась.
По настоящему мудрая мама, будет адекватно ПОМОГАТЬ в развитии своему ребенку, исходя из его склонностей, талантов и предпочтений.
о да)
ой как много букв, даже не дочитала… развитие развитию рознь, дети разные все должно быть индивидуально, моя любит книги с 6 меячного возраста, дома стопки детских книжек.но я их покупаю потому что она любит их рассматривать и слушать как я читаю, бегает за мной с книжкой, а я иногда даже думаю, лучше б во что-нибудь сама повозилась))), случайно назвала ей буквы на улице на большей вывеске, все теперь знает полалфавита, я её не заставляю, она подходит с карандашом и говорит мама ААА — пиши… и на улце на вывесках тыкает и называет… хотя я за физическое развитие ребенка, за долгие прогулки, зарядки массажи и т.п. именно на этом делаю упор)))
ну здесь смысл именно в том, чтобы ребенок регулировал поступление информации. не пихать то, к чему его еще не тянет. ему интересно-замечательно!
я сама читаю с 3 лет, хотя родители и не думали о раннем развитии)
согласна!!
Ну да. Пуст всё идет так, как должно.
Спасибо
Такие мамы просто соревнуются между собой, у кого ребенок раньше начнет что-то делать. Так, чисто для понта, ни о какой пользе речи не идет
полность согласна. Это раннее развитие — гонка мамаш, и не более