О важности общения

Мои мальчишки ссорятся – такое бывает. Потом мирятся. Но в недолгий период ссоры они громко кричат и обзываются:

— Дурак!

— Сам дурак!

Мы тоже с братом в детстве одаривали друг друга такими комплиментами. Пока однажды мама вскользь не заметила: «Интересно, если дети – дураки, то кто тогда мы с папой?» И я выстроила в голове логическую цепочку, что обзывая брата, обижаю маму. После этого я перестала обзываться. А у брата отпала необходимость отвечать мне этими же словами. Но такие логические цепочки и причинно-следственные связи бывают не у всех детей…

Вспомнился мне один эксперимент с проращиванием семян. Когда в одной чашечке семенам постоянно говорили ласковые слова, а в другой – ругательские. И в итоге одни дали хорошие всходы, а другие загнили.

Рассказываю про этот эксперимент детям. Покупаем семена гороха. Раскладываем семена по двум чашечкам с влажной ватой. Расставляю чашки по разным комнатам и комментирую:

— Эта чашечка с семенами будет стоять у меня в комнате. Я этим семенам каждый день буду говорить ласковые слова. А эту чашечку оставлю в вашей комнате. И пусть эти семена ваши ругательства слушают. Вот и посмотрим, какие прорастут, а какие сгниют…

Наблюдаю на Сашкином лице смятение и тревогу. Потом обнаруживаю обе чашечки на подоконнике в моей комнате. Возвращаю одну обратно в детскую. Через несколько минут ловлю Сашку, который крадучись опять несет чашку ко мне на подоконник.

— Мама, мне их жалко, пусть они тоже прорастут.

У Сашки в этот момент такое умильно-трогательное выражение лица, что я ощущаю крайнюю негуманность эксперимента.

Вношу свое предложение:

— А может, вы в своей комнате ссориться перестанете? И тогда вашим семенам тоже будет хорошо и комфортно.

Ссоры в период эксперимента, хоть и реже, но все-таки случаются. Сашка, распалившись, кричит: «Да ты дурак!», а потом бежит к чашке с семенами и просит прощения, наговаривая много хороших слов, чтобы перекрыть полученный семенами негатив.

Через пять дней Сашка обрадованно сообщает, что семена проросли. Действительно, крепкие зеленые ростки.

Я вспоминаю, что у меня на подоконнике тоже есть семена и иду их проверять. Они, вопреки первоначальным ожиданиям, только слегка набухли. Я сама нарушила условия эксперимента. Я забыла говорить им каждый день приятные слова. Я вообще про них забыла. Только пару раз подливала воду, поливая остальные цветы. Да и в комнате своей практически не находилась. Только спала. Никакого общения с семенами. Ни целенаправленного, ни рядом звучащего…

У меня моментально родилась аналогия про детей, растущих в условиях депривации, отсутствия общения. Хуже временной негативной реакции может быть только полное равнодушие. Поэтому иногда дети сознательно ведут себя плохо, чтобы хоть как-то обратить на себя внимание. (Пусть отругают, зато вспомнят, что я есть)

А еще вспомнились откровения — воспоминания детства одного уже взрослого мужчины. Его мама практиковала один единственный метод наказания: игнорирование.

— Представляешь, — делился он, – мама тебя целый день не замечает! Ты ходишь, разговариваешь с ней, дергаешь за подол, пытаешься заглянуть ей в глаза… А она как будто не видит тебя и не слышит, как будто тебя вообще нет… И, казалось, это никогда не кончится… Я тогда думал, что лучше бы она меня побила, чем так наказывать.

Разговаривайте с ребенком. Разговаривайте чаще. Когда сердитесь, устали, грустите, озабочены проблемами — все равно разговаривайте. Расскажите, о том, что чувствуете, о чем беспокоитесь – ребенок поймет. Только не замыкайтесь, не молчите. Без общения даже горох плохо растет…

психолог Анна Быкова

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Кристина

ну да, молчание хуже всего(

Пожаловаться
Руслана
Светик, хорошая статья! поучительная!!! нужно чаще ее перечитывать
Пожаловаться
Валерия

Пожаловаться
lonumerotatti

спасибо! очень полезная статья!

Пожаловаться
Katrin Bibik
Поучительная статья, в закладки