Развиваем речь

К моменту произнесения первых членораздельных слов малыш знает примерно 200-500 «взрослых» смысловых понятий, хотя ему их напрямую часто и не объясняли. Произнести слова, соответствующие этим понятиям, он не в состоянии – тем не менее зачастую очень хорошо понимает, о чем идет речь. И прислушиваясь к разговору взрослых, он постепенно идентифицирует слова с этими понятиями, и учится говорить связными словами и предложениями. Поэтому опять же неверно считать, что, мол, если ребенок пока ничего не говорит, то он ничего и не понимает…
Можно сказать, что развитие речи ребенка тоже начинается чуть ли не с рождения. Во всяком случае, закон развития тот же: чем больше с новорожденным общаются, разговаривают взрослые, и главное, чем больше родители замечают и учитывают «реакции» ребенка, то есть чем более продуктивный между сторонами получается диалог – тем активнее будет развиваться и речь малыша, тем раньше он заговорит и тем успешнее будет осваивать навыки языкового общения. 
Кстати, не всегда между общим развитием и речевым прослеживается столь прямая связь: разумеется, каждый случай надо рассматривать отдельно, но далеко не всегда задержка речи обозначает задержку общего развития. Иногда дети поздно начинают говорить потому, что: боятся говорить «неправильно»; или хотят заговорить сразу предложениями, а не отдельными словами (очень много случаев); и нередко пОзднее формирование речи у детей происходит только потому, что у ребенка… достаточно необщительные по структуре личности и молчаливые родители. То есть с умственным развитием у малыша все в порядке, однако в семье вообще мало говорят друг с другом. Поэтому и ребенок оказывается молчуном. 

Помните старый анекдот о том, как в респектабельной семье родился мальчик, который никак не мог заговорить. Прошло семь лет – мальчик молчит. Родители уже решили – ребенок немой, и как бы успокоились, как вдруг однажды за завтраком сын произнес меланхолично: «Овсянка сегодня подгорела». Родители выронили ложки из рук: " А что же ты раньше молчал?!" «А раньше все было в порядке»…

То есть, уважаемые родители, как бы вы сами по себе ни были замкнуты, общаться с ребенком необходимо все равно – хотя бы для того, чтобы помочь ему сформировать речь. Потому что действительно откровенная замкнутость родителей нередко ведет к задержке речевого развития детей.
Поздно начинают говорить и те дети, у которых родители неимоверно загружены работой и им разговаривать с детьми просто некогда. Часто у таких детишек речь хоть и развита, но произношение многих звуков искажено, и заходит разговор о специальной помощи логопеда. Однако в большинстве случаев такому ребенку нужен не логопед, а обычная няня, которая будет с ним общаться немного больше, чем могут позволить себе по рабочему графику родители.

Также позднее развитие речи наблюдается у детишек, с которыми в семье не разговаривают потому, что родителям самим-то друг с другом не о чем поговорить (часто бывает в тех случаях, когда в семье исподволь зреет или как минимум между родителями есть какая-то скрытая вражда). Каким образом будет развиваться речь ребенка? Ведь слова нужны людям в первую очередь для коммуникации, для общения. И если ребенку не с кем общаться, то ему и учиться говорить вроде бы как не надо.

Таким образом, способствование развитию речи укладывается в три правила;
– разговаривать с ребенком с первых дней
– воспринимать и выслушивать его ответные сигналы (вначале жесты, гуление, потом звуки и слова)
– сигнализировать, что вы его поняли.

Иногда детишки откровенно хитрят, задерживаясь на фазе общения с помощью жестов: мол, мама и папа их и так прекрасно понимают. Показал пальчиком на чашку и на пакет молока – налили молока. Ткнул в игрушку или книжку – подали. Зачем учиться говорить? Вот с таким малышом уже можно поиграть в некое «непонимание» – по крайней мере, не исполнять просьб, не выраженных словами. Показывает он на что-то пальцем – попросите произнести, что именно он хочет. Или выполните просьбу заведомо неверно. И все время побуждайте: «Скажи, скажи!» Но уж если он сказал – сделайте именно так, как было сказано. Разумеется, если это в рамках дозволенных для ребенка вещей или действий.
Шлифовка отдельных слов выполняется точно так же: если ребенок называет предмет искаженным словом, родители вполне вправе «не понять» этого выражения. А более старшим детям, у которых «застревают» в правильном произношении какие-то слова, можно уже писать на бумаге или компьютере, как то или иное слово произносится правильно. Но опять же лучшее средство – если раз за разом правильно и активно говорить с ребенком будут родители!
В конце концов, если у родителей совсем нет времени, малышу можно включать песенки и сказки на аудионосителях – главное, чтобы он достаточно часто слышал речь, так или иначе обращенную к нему.

Иногда ребенок, который учится говорить, вдруг становится необычно напряженным, раздраженным и даже агрессивным – порой это связано именно с тем, что он не может объяснить словами то, что понимает. Ему трудно довести до сведения родителей, что ему известны некие понятия, но он просто не в силах произнести их словесных обозначений, и незаслуженное непонимание взрослых ведет к агрессии малыша… Вот такие «капризы» нужно вовремя распознать и помочь ребенку – в частности, если он упорно тычет пальцем на какой-то предмет, назовите несколько раз этот предмет сами. Причем учтите, что детям очень трудно воспринять что-то сразу, с первого захода: им наверняка придется не раз повторить …

Конечно, если случилось так, что речевое развитие у ребенка нарушено, необходимо применять различные упражнения для развития речи, проверить у специалиста-логопеда, все ли в порядке с самим речевым аппаратом, не нарушена ли «механика» воспроизведения тех или иных звуков. Но как правило, чаще нарушения развития речи происходят именно от недостатка общения. И кстати, многие речевые огрехи очень быстро выправляются в детском коллективе – когда у ребенка возникает насущная потребность в том, чтобы другие дети его понимали.


Источник


Александра
Александра
Москва
00652

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Актуальные посты