Игрушки для младенца: что выбрать.

Младенческий возраст (первый год жизни)

  Младенчество – совершенно особый возраст, непохожий на все остальные. Младенец не умеет ходить, говорить, думать, и, конечно же, он ещё не умеет играть. Вместе с тем, младенец живёт вполне полноценной, хотя и весьма своеобразной внутренней жизнью, которая отнюдь не сводится к удовлетворению физиологических потребностей.  Главное своеобразие младенческого возраста заключается в том, что все интересы, радости и трудности ребёнка связаны с близкими взрослыми и происходят в общении с ним. Именно в эмоциональном, непосредственном общении со взрослым происходит развитие ребёнка, закладываются основы его личности. Поэтому на первом году жизни главное для ребёнка – это достаточное по количеству и адекватное по качеству общение со взрослым.  Поэтому в основу воспитания младенца должна ложиться правильная организация общения.

Первый год жизни – это наиболее интенсивный период развития человека. За первые 12 месяцев ребёнок осуществляет огромный скачок в своём развитии, в котором можно выделить 3 качественно различных периода.

Первый период – новорожденность – занимает первый месяц жизни ребёнка. В этот  период  организм младенца адаптируется к внешнему миру и настраивается на восприятие взрослого. Благодаря личностному, субъектному  отношению  взрослого и его индивиду­альной обращённости к младенцу, в конце первого месяца появля­ется зрительное  сосредоточение на лице взрослого и обращённая к нему улыбка.

  Второй период продолжается от 1 до 6 месяцев. В это время главной  деятельностью младенца является непосредс­твенно-эмоциональное общение со взрослым, в котором происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребёнка. В конце этого периода воз­никают первые активные действия ребёнка, направленные на пред­мет.

  Третий период занимает вторую половину первого года  жиз­ни (примерно от 6 до 12 мес.). В этом возрасте у ребёнка формируется яркий интерес к предметам, он стремится активно манипулировать ими и на положе­ние ведущей выходит манипулятивная деятельность с  предметами. Общение со взрослым становится деловым – малышу нужны не только ласковые слова и внимание взрослого, но и игрушки и совместные игры.

Каждый из этих периодов требует своих игрушек. Остановимся на них подробнее.

Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию

Известно что социально-эмоциональное развитие младенца осуществляется преимущественно в эмоциональном общении со взрослым (в том числе со старшими детьми).  Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить ребёнку близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2-х месяцев для младенца возможно и весьма полезно  взаимодействие с «заместителем  человека и животных».

Игрушки, обеспечивающие эту линию развития должны воспроизводить реальное лицо человека, по возможности привлекательное, выразительное или  стилизованное.

Прежде всего это самые разные куклы определённого типа и размера. Например:

  • Тряпичные – гибкие, (высота – 30 – 40см)
  • Пластиковые – гибкие
  • Кукла-неваляшка, со звуковым эффектом
  • Кукла-голыш
  • Красивая (можно фарфоровая) кукла в одежде.

Подходят также игрушки, передающие внешний облик животного или птицы – пластиковые или мягкие игрушки (собачка, кошка, мишка, петушок и др., в том числе со звуковым эффектом).

Очень хорошо подвешивать над кроваткой шарик с изображением лица или показывать такую же игрушку на стержне.

Естественно, младенцы  до 6-7 мес. не играют с этими игрушками в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно, они с удовольствием рассматривают их, и такое разглядывание приносит им явное удовольствие – они улыбаются, оживляются, гулят и пр. А это значит, что они воспринимают и узнают изображение лица, радуются этой встрече, что, безусловно, способствует их социально-эмоциональному развитию.

Игрушки, способствующие познавательному развитию

1) Развитие восприятия в младенческом возрасте осуществляется в процессе зрительного и слухового сосредоточения. Ребёнку, начиная с 2-х мес.  обязательно нужно давать «пищу» для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Для этого нужны яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес. Для младенцев первого полугодия это могут быть подвесные игрушки:

  • объемные фигурки, погремушки
  • карусель музыкальная с 3-4 различными игрушками
  • колокольчики, бубенчики,
  • «турничок»

 Сначала малыши внимательно рассматривают эти предметы, прислушиваются к их звучанию. В 4-5 мес. они начинают специально тянутся к ним и вызывать их движение (или звук). Они как бы открывают свою возможность воздействовать на предметы и охотно ей пользуются. С возрастом их движения становятся всё более энергичными и целенаправленными – малыш с удовольствием стучит по погремушкам и наслаждается производимым эффектом.  Постепенно глаз и рука ребёнка всё более согласовываются друг с другом. Во втором полугодии  начинает развиваться сенсомоторная координация.

2) Сенсомоторная координация складывается  на первом году жизни и предполагает согласованность восприятия и действия (руки и глаза).  Формирование такой согласованности происходит в простых действиях (ребёнок хватает доступные предметы, стучит ими,  трясет и катает, перемещает подвижные части. В конце  второго полугодия действия становятся более сложными – ребёнок уже может вращать колёсики,  перебирать пальчиками подвижные детали, открывать и закрывать простые коробочки, нажимать на кнопки, вкладывать и вынимать маленькие предметы.   Для этих действий нужны легкие, удобные для захватывания и  удержания, внешне привлекательные игрушки, блестящие, гладкие и ребристые и предметы, удобные для манипулирования

Для простых действий нужны:

  • простые погремушки прозрачные и с перекатывающимися шариками
  • цветные (жёсткие и мягкие) колокольчики для раскачивания
  • геометрические формы: шары, кубы, – однотонные и цветные, блестящие (диаметр игрушки – 5-8 см).

Для более сложных действий (в 7-12 мес.) полезны игрушки, составленные из двух объектов, требующие координации рук:

  • погремушки и игрушки с подвижными частями
  • игрушки с кнопками, со звуковым или световым эффектом, с появлением фигурки
  • игрушкикомбинированные с липучкой и с зеркалом
  • игрушки с наполнителем (горошком, шуршащей бумагой)
  • желобок и шарик для скатывания
  • открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания
  • коробки с крышкой
  • стержень с 3-4 кольцами (диаметр отверстия в кольцах больше диаметра стержня по крайней мере в 2 раза больше диаметра стержня)
  • игрушки-вкладыши (по 2–3 формочки с явными различиями в размерах).
  • Производя манипуляции с такими игрушками, малыш  с радостью воспринимает производимый им эффект, что даёт ему чувство своей активности и  самостоятельности. Кроме того, он подстраивает свою руку к форме и размерам вещей, учится действовать с ними и познаёт их свойства.

    Игрушки, способствующие развитию моторики и движений.

    Моторика младенца развиваются посредством передвижения предметов в пространстве (руками и ногами). Предметы, должны быть доступными по весу и размеру для младенца и безопасными по фактуре. Это могут быть:

    •  Мячи – резиновый, большой надувной; прозрачный и перекатывающимися внутри шариками; из мягкого материала с мелодией;
    • Надувные цилиндры для отталкивания ножками
    • Кольца и специальные игрушки для кусания
    • Коврик многофункциональный с различными эффектами для восприятия, манипулирования и стимулирования ползания.
    • Игрушки для младенца: что выбрать.


МоренаШумахеровна
МоренаШумахеровна
Мэтр
18 лет
ТимМаккуин
17 лет
Танк
13 лет
София
10 лет
Калининград
13852

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Диана
Диана
и как это мы раньше без такого количества игрушек росли! :))))
Пожаловаться
МоренаШумахеровна
МоренаШумахеровна
Мэтр
18 лет
ТимМаккуин
17 лет
Танк
13 лет
София
10 лет
Калининград
Сама удивляюсь.Но, полагаю, речь здесь не о количестве.В следующем посте гораздо большая номенклатура предлагаемых предметов.Суть в том, что это и есть развивающая среда.И фишка вся опять же в простоте предлагаемых вещей, ибо ложки-поварешки и кастрюльки со всяческими крупами есть в наличии любой мамы.
Оговорюсь сразу, что я не фанатичная поклонница раннего развития, более того, где-то даже и противница.Но вот создание среды, где ребенок может самостоятельно себя развлечь (развивая!) – это так легко!
Пожаловаться
Диана
Диана
согласна на все 100! :)))
тоже считаю, что каждый развивается своими темпами, главное чтобы у него была возможность для этого! :)