Речь ребенка: норма и задержка развития

Как родителям понять, что у их ребенка задержка развития речи? Что такое возрастная норма?

Возможны варианты

«Мой племянник Вася молчал до пяти лет, а потом сразу о мироустройстве заговорил…» – подобные разговоры часто ведутся на детских площадках, когда кто-нибудь из родителей начинает выказывать беспокойство по поводу затянувшегося молчания своего двух- или трехлетнего чада. Бывает ли такое или это сказки?

Случается, конечно, всякое, но родителям не всегда стоит полагаться на авось в выборе линии поведения. Счастливый случай с Васей, не гарантирует такого же чуда в вашем случае. Конечно, очень подкупает простота решения – взрослым практически ничего не надо делать, только ждать и надеяться.

Такую информацию стоит воспринимать лишь как один из вариантов возможного развития событий. Есть и другие… Родителей почему-то пугают призывы сходить к логопеду: «Там на ребенка повесят ярлык», «будут втискивать в какие-то нормы, а он индивидуальность». Никто не хочет услышать от специалиста, что его малыш «не такой», «хуже других».

Посоветуйтесь с логопедом

Избавьтесь от предубеждений. Совсем не обязательно результатом посещения специалиста станет пугающий диагноз. Может быть, вы действительно зря волнуетесь, а ребенок развивается по возрастной норме!

Вас успокоят, расскажут, когда и чего следует ожидать. Иногда небольшое отставание объясняется тем, что родители мало времени уделяют речевому развитию малыша, считая, что все произойдет само, без их помощи. Однако у каждого ребенка свой потенциал: один впитывает знания и навыки, как губка, ежедневно удивляя окружение новыми выражениями, другому все дается не так легко – с ним взрослым приходится настойчиво проговаривать одно и то же слово, добиваясь запоминания и повторения. В последнем случае логопед подскажет, как нужно организовать домашнюю работу по развитию речи, чтобы преодолеть отставание.

Развитие речи малыша проходит три важных этапа

• Примерно к трем месяцам младенец начинает выражать свои эмоции и контактировать с окружающими, произнося нараспев звуки а-а-а, у-у-у, э-э-э… Этот первый этап развития речи называется гуление.

• Около шести месяцев малыш активно осваивает согласные звуки «б», «п», «м» и начинает формировать первые слоги «па», «бу», «мэ»… Иногда родителям начинает казаться, что ребенок произносит слова «ма–ма», «па–па», «ба–ба», но пока это еще неосознанный лепет.

• Только к году или чуть позже ребенок осваивает первые осмысленные слова. Обычно это «мама», «папа», «дай», «на»…

Возрастная норма

Что следует понимать под возрастной нормой, и как в соответствии с ней должна развиваться речь ребенка?

Первый год жизни характеризуется накоплением большого пассивного словаря. На этом этапе родителям очень важно обращать внимание на то, как ребенок воспринимает обращенную к нему речь. И хотя сказать он может еще очень мало, короткие внятные инструкции вполне доступны его пониманию.

Второй год характеризуется активным пополнением пассивного словаря. Ребенок понимает практически всю обращенную к нему речь. А вот активный словарный запас пока запаздывает, что часто вызывает волнение родителей. Они находят усредненные данные, что в год ребенок должен произносить порядка десяти слов. (Некоторые ровесники имеют в арсенале уже около пятнадцати слов, а у их малыша еле-еле можно наскрести пять!) На протяжении всего второго года жизни разница в количественном накоплении активного словаря разными детьми может быть очень заметной.

К концу второго года жизни норме соответствует использование как ста слов, так и трехсот. В это же время малыш, как правило, овладевает новой речевой структурой – фразой. Она пока короткая и грамматически не оформленная, состоит из двух–трех слов: хочу есть, идем гулять, мама, дай мяч…

На этом этапе освоения речи не стоит обращать внимание на неправильное звукопроизношение. Ребенок еще не в состоянии в полной мере управлять движениями языка и губ. Смазанное звуковое оформление слов в этом возрасте обусловлено недостаточным уровнем физиологического развития, что заметно также и в неточной координации движений общей и мелкой моторики.

Возрастной период от 2 до 3 лет становится наиболее показательным в плане различия уровня речевого развития одних детей от других. Среди ровесников могут встречаться очень хорошо говорящие малыши (их речь отличается от речи взрослого лишь тематикой и немного неточным – смягченным – звуковым оформлением). Рядом с ними – другая категория: дети, говорящие короткими аграмматичными фразами, – выглядит весьма уныло. Ощутимое несоответствие ребятишек одного возраста некоему среднему уровню речевого развития порождает массу волнений и вопросов.

Не опоздайте!

Многие родители заблуждаются, считая, что в функцию логопеда входит только обучение ребенка правильному произношению, и эту коррекцию (то есть визит к специалисту) можно отложить до пяти лет. Коррекция нарушений звукопроизношения – лишь вершина айсберга в комплексной работе логопеда, наряду с такими важными сторонами речевого развития, как расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха.

Неправильно думать, что до пяти лет нет необходимости в обращении к логопеду. В возрасте от двух до трех лет закладывается фундамент речевого развития. Если вовремя не обратить внимания на отставание, то проблема будет только усугубляться и к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее до школы просто не хватит времени.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


ГипноЖаба
ГипноЖаба
Новосибирск
02587

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Новосибирск
ну до года около 100 слов много как то ну если брать простые+ слоги то может быть и более конечно… мы до года болтали много разного потом как то по другому стала потом не болтала особо нового ничего потом как выдаст что то новое… а так согласна что ребенка можно показать логопеду для профилактики и спокойствия но не ранее 2-2,5 лет я так думаю
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Калининец

обращалась к нескольким логопедам и они все меня отшивали, говорили приходите после 4 лет.интеллектуальное развитие у ребенка по возрасту а речь сама наладится, причем одна из них логопед-дифектолог