Скрытые выгоды это причины, по которым мы удерживаем старые травмы, симптомы, страдания.
На уровне головы мы говорим, что хотим избавиться от этого, но тело считает иначе.
Самое важное при работе с ними — быть в сердце!!! ) то есть- положить руку на грудь ( область сердца )
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ВЫГОДАМИ
2.1. Создаем список выгод, задавая вопрос: “Что это тебе дает? Какую выгоду ты от этого получаешь?”
Набираем, например, 10 выгод. Проверяем список на полноту. «Сказал все? Что-то оставил?»
Оцениваем от 0 до 10.
Находим и работаем с ключевой! «Как тебе кажется, какая выгода удерживает все остальные в наибольшей степени?»
2.2. За выгодой стоит старая травма.
Надо взять ключевую выгоду и идти по цепочке выгод до “безопасности”, задавая вопрос: “Что это тебе дает? Какую выгоду ты от этого получаешь?”
/Или это сформулирует сам клиент или ощутите за его словами вы сами/.
2.3. Когда доходим до безопасности, тогда берем предыдущее утверждение и спрашиваем:
“Вспомни эпизод, когда ты НЕ чувствовал /описываем то, что в пункте, предшествовавшем безопасности/"
(например, заботы близких людей).
«Это небольшой эпизод 15-20 минут времени и это может быть абсолютно любой эпизод, внешне никак не связанный
с темой проработки.
Пусть он сам появится откуда-то из глубины твоего пространства, что бы это ни значило для тебя»
2.4. Далее нужно прояснить
1)время,
2)место,
3)участники,
4)общая логика происходящего.
«Расскажи от первого лица в настоящем времени, что сейчас происходит в этом эпизоде?»
Если человек не помнит, то “Просто придумай, как бы это могло быть?”
2.5. Оцениваем заряд от всего эпизода 0 до 10.
2.6. «Положи руку на грудь. Какие чувства у тебя в этом эпизоде?
И когда это чувство /называем его/,
есть ли что-то еще?».
2.7. Составляем список чувств. Проверяем на полноту. Оцениваем каждое от 0 до 10 баллов. Находим ключевое.
2.8. Процессим… Проверяем заряд ключевого чувства после процесса.
Затем проверяем и оцениваем все те чувства, что были в этом эпизоде.
Если что-то осталось – находим снова ключевое и делаем для него процесс.
И так пока все чувства не уйдут.
2.9. Если все ушло, то проверяем сам эпизод:
«Вспомни этот эпизод /зачитываем ему то, как он ранее его описывал/. На сколько баллов он заряжен сейчас?»
Если что-то осталось – снова выписываем чувства, оцениваем, находим ключевое и процессим.
3.0. Если эпизодна ноль, то возвращаемся по цепочке выгод и проверяем их все — “откликается” ли?
«Сейчас я прочитаю тебе ту цепочку выгод, что мы нашли и ты просто послушаешь, откликается ли что-то?»
Если откликается что-то, то берем эту выгоду и делаем с ней процесс:
«Положи руку на грудь и что ты чувствуешь в связи с этим?»
Снова выписываем чувства, оцениваем, находим ключевое и процессим.
3.1. Если все выгоды в цепочке обнулились, то возвращаемся в первому списку выгод и снова оцениваем их по баллам.
Обычно они сильно падают.
Находим новую ключевую и задавая вопрос: «И что это тебе дает? Какую пользу-выгоду?» находим новую цепочку
и для нее эпизод с травмой и процессим это.
Т.е. повторяем цикл с пункта 2.2.
Пример: симптом – лень на 8 баллов.
Ищем выгоды:
— Что хорошего ты получаешь от лени?
— могу ничего не делать
— Что хорошего тебе это дает?
— не напрягаюсь
— что в этом для тебе хорошего?
— мне приятно, комфортно
— что хорошего ты получаешь от этого?
— ну, мне классно, хорошо… (и человек транслирует безопасность и покой)
Берем предыдущее состояние и ищем травму:
— вспомни эпизод, когда тебе было некомфортно, неприятно и нехорошо…
— да что-то ничего не припоминаю…
— просто настройся на эти эмоции (некомфортно и неприятно) и позволь прийти любому воспоминанию…
— да пока ничего не приходит…
— притворись, что ты вспомнил этот эпизод… О чем бы он мог быть? Просто предположи, придумай…
— ну, наверное про деревню и бабушку…
— и когда это могло быть?
— ну, мне лет 7-8
— скорее 7 или скорее 8?
— скорее 8мь лет
— и это было утром, днем, вечером?
— скорее днем, часов в 15ть
— и где ты находился?
— в деревне у бабушки
— и где в деревне? Точное место
— дома у нее, на кухне
— есть ли другие участники?
— ну, я, брат и бабушка
— и что происходит? Расскажи от первого лица в настоящем времени так, как будто ты находишься там и видишь ситуацию из своего тела…
— я сижу на диване и пришел брат…
— точнее не «пришел», это прошедшее время, а заходит…
— ну, да… заходит брат. За ним бабушка и она начинает ругать меня за то, что не обобрал абрикосы хорошо…
— и когда она ругает, что ты чувствуешь?
— блин, задолбала совсем…
— на сколько сильный заряд в этой ситуации?
— ну, сейчас мне пофиг
— а для тебя маленького это было на сколько баллов?
— баллов на 8-мь…
— и что там за чувства?
— ну, злость, ненависть…
— злость на сколько?
— на 6-ть
— а ненависть?
— на 8-мь баллов
/далее мы делаем процесс и этот эпизод уже не 0 баллов вместо 8-ми/
— теперь я буду читать список твоих скрытых выгод. Твоя задача просто слушать откликается ли что-то из этого или нет? Ясно?
–да
— выгода в том, что мне классно и хорошо
— ну, все спокойно
— комфортно и приятно
— спокойно
— не напрягаюсь
— нормально
— ничего не надо делать
— ну, можно и поделать что-то, если хочется))
— и как сейчас с ленью? Она была на 8мь баллов…
— да как-то не беспокоит))
/если какая-то выгода фонит, то «вспомни эпизод, когда это было в прошлом...» и аналогично процессим его и выгода уходит.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ СО СТРАХАМИ КАК СКРЫТЫМИ ВЫГОДАМИ
Алгоритм подобен предыдущему, только вопрос другой.
“Представь, что ты полностью избавился от этой проблемы. Что самое УЖАСНОЕ может произойти в твоей жизни?”
Сложность в том, что часто человеку очень трудно увидеть страх, когда все хорошо
«Притворись тем человеком, который может это чувствовать и знать. Что бы он сказал? Что плохого может произойти в твоей жизни?»
Далее повторяем общий алгоритм с пункта 2.2., только задавая вопрос: Что самое УЖАСНОЕ может произойти в твоей жизни?
Пока не дойдем до ощущения тупика, окончания цепочки.
Просим вспомнить эпизод, где есть это последнее состояние, расписываем структуру эпизода, оцениваем общий заряд и процессим, как было описано.
И далее все идет как в общем алгоритме работы с положительной выгодой.