Слова от меня! В последнее время я стала понимать, что начинаю впадать в какие-то грани. Я злюсь на мужа, я его ненавижу всем сердцем порой. Меня раздражает в нем все. Даже прикосновения!
И злюсь на окружающих меня людей, я и их ненавижу. Я злая и остервенелая ношусь, как ведьма по Москве и другим городам и ненавижу-ненавижу-ненавижу… ВСЯ И ВСЕ!!! Я разрушаю сама себя изнутри… Я перестала молиться, я перестала ездить в храм, к Матроне. Все не хватает времени, но на самом деле можно, всегда можно найти время! Я сама себя оправдываю каждый день и продолжаю ненавидеть весь мир!

Я решила найти ответ, как всегда в церкви, в молитве, в учениях святых отцов. Нашла очень интересную статью.
ОЧЕНЬ СОВЕТУЮ ПРОЧИТАТЬ ДО КОНЦА!!! Не поленитесь. Т.к. знаю, что много моих подруг сейчас переживают, если не похожие, то схожие чувства! ХРАНИ ВАС БОГ!!!


В жизни каждого человека случаются радости и огорчения. Бывает и так, что ни с того ни с сего наступает апатия, ничего не хочется делать, и в сердце поселяются гнетущая пустота и безразличие. Это состояние еще называют унынием, и оно знакомо многим — в той или иной степени.

Уныние очень опасно. Оно приводит к страшным последствиям: равнодушию и умиранию души. Каковы причины этого состояния и как с ним справиться — об этом размышляет настоятель Московского подворья Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни игумен Мелхиседек (Артюхин).

Уповайте на Господа

На вопрос: «Почему мне дана эта скорбь и печаль?», который многие люди задают себе каждый день, а то и по несколько раз в день, есть ответ, может непонятный для кого-то: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим». У всех нас есть жизненный крест, у каждого — свой, и те скорби, которые мы претерпеваем, неся свой крест, небессмысленны, не напрасны, не случайны, не по ошибке, не во время… Все вовремя, все с нами и никак не по ошибке. У каждого человека есть своя Голгофа, и терпение этой Голгофы – приносит человеку неизреченные слезы и неизреченные радости.

Несение человеком креста часто вызывает уныние, так известны два вида уныния. Одно, которое всем понятно и для которого есть внешние причины: старость, болезнь, безденежье, потеря родных и близких; непонимание в семье, среди друзей, искушения на работе, наветы, нагоняй от начальника; соседи стучат, гремят, спать не дают — чего только в жизни не случается. С этим унынием справиться легче, так как есть конкретные обстоятельства. В таких случаях нужно молиться об укреплении веры, считать себя достойным этого состояния и знать, что это все — временные лишения, посылаемые Богом для того, чтобы через них излечилась наша душа.

Святитель Феофан Затворник Вышенский говорит: «Тесные обстоятельства жизни — это толчки и пинки от Бога, которыми Он направляет нас, когда мы уклонились от верного пути». Старец Амвросий Оптинский говорит: «Как ни бывает тяжел крест человека, но он вырастает на почве его собственного сердца». Мы сами даем повод к неправильному отношению к трудным обстоятельствам нашей жизни — своей страстностью, маловерием, недоверием и не благодарением Богу.

Вопросы: «Почему это мне? За что, неужели я хуже всех?», выдают наше неправильное отношение к жизни. Никто нам не обещал Царствия Небесного здесь, на земле. Господь говорит: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).


И еще говорит: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 21-22).

Только для того, чтобы это пережить, нам надо сначала узреть Его в своей жизни. И не думать, что наша жизнь — какое-то случайное стечение обстоятельств, как будто Бог стоит в стороне и не знает ничего из того, что творится с нами.

«…но и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21, 18).,— говорит нам Писание, то есть ничего с нами не происходит без воли Отца нашего Небесного.

Когда есть это убеждение, есть вера и ощущение присутствия Божьего рядом, в каждую минуту, тогда что бы ни произошло в жизни, человек понимает: это не случайность, не просто так, в этом есть цель и смысл, врачующий меня.

Авва Дорофей пишет, как однажды он пребывал в страшном унынии, и вдруг увидел светоносного мужа, который зашел в храм, подошел к алтарю, перекрестился, повернулся к нему и, перстом ударяя в его грудь, сказал: «Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою» (Пс. 39, 2). И повторил это трижды, ударяя в его грудь. И такая радость вошла к нему в сердце…

Мы часто в храме слышим Псалом, который поется во время запричастного стиха: «Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое…» (Пс. 26, 14). Всегда надо надеяться на Господа и просить Его об укреплении в вере.

Но есть и другое уныние, когда человека накрывают печаль и буря неудовлетворенности. Каковы его причины? В Евангелии рассказывается о сотнике, который, встретив Христа, говорит ему: «Господи, Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8, 8).

Святые считали себя недостойными лучшей жизни, по заповедям. И эта лучшая жизнь была у них. Мы же все считаем, что достойны лучшего, рисуем себе планы, но они не сбываются. А почему? По гордости. Не надо заканчивать молитву словами: «Господи, дай мне это, это и вот это… всего понемножку», надо говорить: «Но не моя воля, а Твоя да будет!».

В духовной жизни очень мешает синдром «отличника». Мы хотим, чтобы все у нас было, как в школе: все по полочкам, и каждый день получать одни пятерки. В духовной жизни так не бывает. Недаром Спаситель говорит: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35). Когда человек умеет себя по жизни поставить на последнее место, и когда он видит к себе такое отношение, для него ничего удивительного не происходит. Когда же человек навешивает себе ордена и считает, что муж, жена, мама, папа, начальник, духовник, соседи, близкие — все всегда должны к нему относиться хорошо — никогда этого не будет. И не потому, что его никто не любит. Нас не будут любить всю жизнь. Почему? А сами-то мы кого любим? Надо самому начать первым. Тогда, может быть, нам ответят.


Бывает и сложнее ситуация. Казалось бы, для уныния нет причин, нет трудных обстоятельств жизни или наоборот, они стали настолько привычны, что с ними давным-давно можно было смириться. Мужа нового никто не даст, кроме того, с которым прожили вместе 5, 10, 15 лет. Не надо унывать: «Вот, у меня муж такой» — и еще 20 лет будет такой же. Бывает, человек думает: «Может, работу поменять?». Поменяй. Будет то же самое. От себя никуда не уйдешь. Можно только переменить отношение к обстоятельствам жизни.

Непрестанно молитесь

Но вот, вроде бы и с болезнью своей свыклись, и с мужем свыклись, и с начальником свыклись, и с духовником. Есть и вера, и молитва, и осознание, и понимание, духовный подход есть…И вдруг наваливается опять тоска, апатия, лень, ничего неохота делать, из рук все валится, в храм идти неохота, читать ничего неохота… Даже бывает средь бела дня, как говорится «на ровном месте», бывает и после Святого Причащения. Спрашивается: какие причины? Да вроде никаких. А что за состояние? А вот такое состояние. Что тогда делать? Как к этому относиться?

Когда я был на Афоне и беседовал там с монахами, то услышал от них, что очень много значит режим. Как в санатории — все были, за путевки платили. Там расписание: в восемь утра — завтрак, в два часа — обед, в шесть часов — ужин. И никто не пропустит ни завтрака, ни обеда, ни ужина. Почему? Денежки заплатили. Жалко добру пропадать. Значит, когда просто дома отдыхаем, встаем в девять, а то и в десять утра. А тут завтрак в восемь. Охота, неохота — все идут. Потом покрутились, побегали, попрыгали, где-то позагорали — о-о! В два часа обед. Полетели на обед. Пообедали, что-то посмотрели, с кем-то пообщались — о-о! Шесть часов, ужин. И все всё бросают. А ради чего? Чтобы насытить свое чрево. Вот такой режим, так сказать, труда и отдыха.

Так же надо относиться к своей душе. Есть у нас утренняя и вечерняя молитва. Они должны быть неизменными, независимо от того, есть аппетит или нет. Если нет аппетита в санатории — все идут в столовую и никто от завтрака не отказывается: не хочу тефтельки, но хочу сардельки.

Есть неохота, но оставлять на тарелке жалко. А почему мы не молимся, не возьмем в руки Евангелие, молитвослов, Псалтирь или духовную книгу, когда неохота? Обязательно это надо делать. Важен заведенный порядок. Преподобный Исаак Сирин сказал: «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому, нет цены».

Лукавый нам шепчет: «Хватит, уже намолился». А вот не намолился — мне еще двадцатку надо читать. Раз — прочитал Псалтирь. «Ты так упадешь». А у меня по расписанию сейчас глава Евангелия. И не просто тогда, когда захотелось, а в строго определенное время. Распорядок: Акафист в четыре часа, правило — в девять часов вечера.

Об этом нам свидетельствуют и святые отцы. Святитель Тихон Задонский по бою часов оставлял все дела и читал короткую молитву одну-две минуты: «Господи, благослови на всякий день и час моей жизни». Нужно бросить всё внешнее и соподчиняться духовному распорядку жизни. Хотя внутри этого заведенного порядка могут быть эксперименты. По совету святителя Феофана Затворника можно заменить вечернюю молитву 50-м псалмом, повторяя его 15 минут, или читать «Богородице Дево, радуйся…», или «Отче наш…», или Иисусову молитву — это тоже ваша беседа с Богом. Важно, что этот промежуток времени вы посвятили Ему. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Когда на столе маленькая перемена еды (только первое или только второе), то и аппетита нет. А когда на столе множество яств, тогда просыпается и аппетит».

Вот у вас сейчас уныние, возьмите в руки молитвослов. Прочитайте Евангелие, потом Акафист, потом помолитесь своими словами, потом «Богородице, Дево радуйся…». Святой Иоанн Лествичник говорил, что «прогнать уныние помогает псалмопение». В Псалтири мы можем найти потрясающе созвучные с нашим сегодняшним состоянием души и духа слова, которые нас утешат. Как лекарство мы подбираем: кто — «Кавинтон», кто — «Адельфан». А порой экспериментально: это не помогло, это не помогло, а вот это помогло.

Бывает уныние и от большого правила, когда мы для себя решили: это будем читать, это будем читать, это будем читать… Взяли благословение у духовника, который, не зная ваших конкретных сил, на это благословил. А мы свои силы не рассчитали, но упорно держимся за правило, которое превращается в механическое вычитывание. Не успеваем — наступает уныние.

Святитель Игнатий Кавказский (Брянчанинов) говорит: «За большим правилом, взятым на себя, следует оставление всякого правила». Поэтому в духовной жизни все нужно совершать последовательно: взял маленькое правило, получается — слава Богу. Хочешь что-то добавить :

— «Батюшка, благословите меня кафизму читать каждый день»

— «Стоп-стоп-стоп, давай сначала «Славу…».

Попробовали. «Легко тебе? Получается каждый день?»

— «Да вроде получается».

Прошло какое-то время, потом прибавили.

— «Нет, не получается». Опять назад отступили. Не надо трудиться сверх силы. Тот же преподобный Исаак Сирин говорит: «Труды, взятые на душу сверх сил, приносят ей уныние на уныние, печаль — на печаль».

Как первоклассники не могут с первой ступеньки шагнуть сразу на третью, четвертую, пятую. Или штангисты не могут подойти и сразу 120 килограмм рвануть. Всё надо постепенно делать. Для некоторых, для которых Небо открылось, никаких проблем нет. А другим постепенность нужна.

Отчего еще уныние может быть? От излишнего труда — не только духовного, но и внешнего, от физической усталости. Потому, что хотим всё успеть сделать. Плана нет, последовательности нет, средств исполнения нет — много задумываем и мало что исполняем. Почему? По гордости и по тщеславию. Хотим и то успеть, и это успеть, и третье успеть: сделать всё быстро и сиюминутно. Так не бывает. Нужно остановиться и сказать: «Если половина из этого получится — слава Богу».

Поэтому, если уныние вызвано перегрузкой, нужно вспомнить, что Оптинские старцы советовали: «Унываешь — выспись». Интересно по этому поводу говорит преподобный Исаак Сирин: «Если тебя (а он пишет, обращаясь к монаху) обуревает уныние, скорбь, нежелание монашеского креста и монашеского подвига и ты готов пойти на все четыре стороны, только лишь бы выйти из кельи, ни в коем случае не выходи из кельи. Закройся мантией и спи».

А мы что начинаем искать, когда нас обуревает уныние? Общения, звонков, смотрим телевизор, который мы считаем абсолютным лекарством. Слово даже есть такое: «развеяться» — расслабиться, переключиться и прочее. Мы думаем, что-то новенькое способно решить нашу внутреннюю проблему. А оно загонит эту проблему еще глубже, и ты выйдешь из «своей кельи» — выйдешь из себя.

Абсолютное средство от уныния — это выйти на связь с Богом.

«Помянух Господа и возвеселихся» (Пс. 76, 4).А как этому быть, если мы не вспоминаем о Нем как о живом, не ищем Его?


Мы телевизор смотрим: сериалы за сериалом. Какой там Бог? Он тебе по плечу стучит, а ты: «У меня по расписанию – сериал». Так Бога не услышишь и не увидишь. Можно почувствовать общение с Богом, присутствие Божие – но только внутри себя.

В унынии не нужно искать внешней поддержки, внешнего выхода. Если это состояние вызвано перегрузкой душевной и трудовой, нужно искать помощь в молитвенном сопребывании с Богом, через молитву восстановить в себе доверие к Богу, убежденность, что Бог рядом с нами, даже в нашем унынии, и что оно длительным быть не может. Не может быть все время только дождь, как не может всегда быть только солнце.

Словом, главное — не обращать внимания на свое собственное состояние, не носиться с собой, как «с писанной торбой». Независимо от нашего настроения у нас должен быть заведенный порядок духовной и физической жизни. Охота — неохота, есть настроение — нет настроения, все равно делай. Потому, что раз пропустил, два пропустил, три пропустил, телевизор один, другой, третий раз… Сначала новости, потом олимпийские игры, потом пошло-поехало… Преподобный Исаак Сирин говорил: «За оставление правила мы отдаем душу бесам».

Всегда радуйтесь


Преподобный Серафим Саровский говорит: «В общежитии мы боремся со страстями, как с голубями. А пустынники борются со страстями, как с большими львами». Семейные люди унывают, когда нет своего угла и негде даже помолиться — в одной комнате впятером живут. А пенсионеры унывают, когда одни остались: все дети разъехались, и целыми днями — одни, одни, одни.

Совет, данный пустынникам, сейчас пригодился бы пенсионерам. Святой Пахомий Великий утром вставал и молился, потом садился плести корзину, через 15 минут вставал, читал молитву и опять садился плести корзину. Таким образом, в течение дня, нужно чередовать труд и молитвенное делание. Все должно гармонично сочетаться. И мы должны тогда приступать к делам по дому, когда уже намолились. А не наоборот: сначала мы трудились, а осталось время — начали молиться. Наоборот: когда мы в молитвенном духе, и труды летят незаметно.

И еще, когда есть свободное время, нужно читать. К этому нужно себя понуждать — хотя бы страницу в день, но читать. Должно быть несколько книг. У Оптинских старцев книги лежали на разных местах, и в них были закладки: открыл, пару строк прочитал — о, нет, это серьезное, а вот это полегче, а вот это — совсем легкое. Должны быть у нас книги на разные состояния души.

Чтение книг – это еще одно средство против уныния: немножко помолились, немножко почитали. Всегда надо быть в движении. Еще к унынию приводит лишний вес. Ведь как о худом человеке говорят? «Он — как живчик!» Всё время крутится, что-то делает. А если у человека лишний вес, ему все неохота и тяжело. И это естественное состояние — тяжело носить самого себя.

Недаром в Великий пост все летают, казалось бы, а где же белковая пища, где мясо, где сыр, где творог — то, что дает нам энергию? Энергию дает активность духовной жизни. Вот парадокс: сколько ослабили плоть, столько прибавили духу. Дух противится плоти, а плоть противится духу. Отсюда уныние. А у нас какой первый способ борьбы с этим состоянием? Поесть. Человек в унынии сразу лезет в холодильник. Поел — вроде полегчало. Примитивно, но так.

Если сильно унываете — займитесь ремонтом квартиры. Или с полки на полку книжки переставьте. Начнете переставлять, найдете такую книжку, которую давным-давно читали. Это больше касается пенсионеров. Тем же, кто трудится, работает в поте лица, наоборот, нужно находить время в субботу или в воскресенье, чтобы отоспаться, даже днем. Как в детском саду, как в пионерском лагере, в больнице или опять же — в санатории, где есть «тихий час». Значит, главное — режим, поели, а самое главное — поспали. Послеобеденным сном в воскресенье можно порой компенсировать усталость, накопленную в течение всей недели.

Итак, кому-то из состояния уныния помогает выйти Иисусова молитва, кому-то — чтение Акафиста и Псалтири, кому-то — музыка, духовные песнопения, кому-то — сон и хорошее питание. Поел, поспал — и все уныние прошло. Вообще же тема уныния неисчерпаема, потому что мы все находимся время от времени в этом состоянии. Мы не умеем управлять им, мы к нему привыкли. Мы не помним слова апостола Павла, который говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1Фес.5,16).

«Всегда радуйтесь» — неужели это возможно? Да, возможно. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим». Все скорби временны, это лишь этап нашей жизни. «Терпя, потерпех Господа». «Мужайся, и да крепится сердце твое. Потерпи Господа».

Дай Бог нам всем в этом немножечко преуспеть и найти в себе внутренние силы, потому что никакие внешние перемены обстоятельств жизни не способны помочь нам справиться с состоянием уныния. Только молитвенная жизнь, доверие Промыслу и поиски у Бога укрепления и помощи в этом. И поставление себя на последнее место, чтобы мы себя считали достойными умаления. Только тогда это состояние переменится. «Узрю вас…». А для того, чтобы пришло это, надо самим сначала увидеть Бога, чтобы Он увидел нас, и тогда возрадуется сердце наше, и радости нашей никто не отнимет у нас.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Рыбка
Рыбка
Москва
4331075

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
лисичка
лисичка
Дочик
12 лет

Девочки, кто-нибудь знает, что случилось с автором поста, Наташей «рыбкой»? Последний визит в январе 2014 года....

Пожаловаться
Оля Василькова
Оля Василькова
Кашин

спасибо за статью

Пожаловаться
Юлечка
Юлечка
Москва

спасибо большое за статью!




Пожаловаться
ВЕСНУШКА
ВЕСНУШКА
Анна
18 лет
Надежда
14 лет
Елена
10 лет
Томск

Статья очень хорошая! Всё близко и понятно.

Пожаловаться
Тоша Высоцкая
Тоша Высоцкая
Киев

все правильно, больше ничего и не добавишь… наш эгоизм приводит к этому унынию.Кажется, как будто ты хуже всех, а оно совсем не так.Жизнь сама по себе прекрасна! спасибо, Наташа!

Пожаловаться
лисичка
лисичка
Дочик
12 лет

Наташа, огромное спасибо за статью. Как вовремя, ты не представляешь!

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Новосибирск

У меня тоже самое я ругалась с мужем, собирала вещи.муж предложил отложить планирование сказал что надо пожить для себя… я вообще поникла(




Пожаловаться
ИришКа
ИришКа
Гомель

Наташка спасибо за статью… заставляет задуматься....

Пожаловаться
Маришка
Маришка
Кирилл
7 лет
Ставрополь
Спасибо за статью!!! Над некоторыми вещами заставила задуматься!)))Молиться в последнее время вообще перестала(( Надо исправляться! Надеюсь твое уныние пройдет и будет только радость в вашей семье
Пожаловаться
Klubnichka
Klubnichka
Киев

Спасибо за статью!

Пожаловаться
Ангелинa
Ангелинa

статья чудесная. У меня был депрессивным весь ноябрь(( Вот как-то так всё сложилось, что не просвета ни привета радостного. Стала читать тропарь Спиридону Тримифунтскому плюс к тому что уже читаю. Утром суета у меня такая всегда. Радует, что хотя бы вечером время у меня выделено, стараюсь жить хотя бы в таком режиме. Если забываю вдруг, то муж напоминает: «21,00. ты хотела почитать молитву» ))) Вот как-то с декабря всё и пошло повеселее))) А то жуть просто. Да, уныние как трясина — затягивает такое состояние. И кроме того, всё наладится обязательно. Наташа, даже не сомневайся




Пожаловаться
Ока
Ока
Уральск
Все это оставь в старом году, а в новый войди чистой и ничем не обремененной… все изменится и наладится, да и бэбик не заставит себя долго ждать!!!
Пожаловаться
Ветта
Ветта
Новосибирск

обязательно прочту))комент чтоб не потерять)))

Пожаловаться
Мими
Мими
Москва

спасибо за статью! а твои слова прям как с меня списаны… и самое раздражающее, это оправдание себя… Господи, прости!

Пожаловаться
Марийка
Марийка
Ликино-Дулево

спасибо, Наташа. Прочту чуть позже, поздно уже. Но это действительно так, злость иногда просыпается. И если бы иногда...

Показать ещё