нам — современным мамам — и повезло, и нет..
так много сейчас в открытом доступе методик, книг, сайтов по воспитанию и развитию детей… информации море… успехи деток-умниц просто восхитительны… «ребенок в год знает все буквы», «в 2 читает», «говорит на английском также свободно, как на русском в 3», математика, астрономия — обязательные «предметы» для двухлетки…
все вокруг подхватили лозунг — «после трех уже поздно..» и кажется реально стараются впихнуть в первые 3 года жизни всю информацию, которую сами накопили за всю жизнь. хотя саму книгу большинство даже не читали — зачем — из названия все ясно..
Так уж сложилось, что я сейчас имею возможность общаться и наблюдать за многими мамами с детками возраста моего сына… Сначала я была в полном восторге — так мне нравилось общаться с единомышленниками, которые не засаживают детей за компы и мультики, а играют с ними, вкладывают душу…
Но восторг продолжался недолго. Понаблюдав повнимательнее, я была очень озадачена.
Приведу примеры:
1. Самый простой вариант… «Готовы платить за результат!»
Такие родители готовы водить ребенка куда угодно, платить деньги, чтобы кто-то пару раз в неделю на часовом занятии «развивал» их ребенка. При этом дома никто не напрягается лишний раз — зачем… намусорит… испачкается…
А если нет быстрого результата от этих развивающих занятий — просто надо сменить развивалку… (Заметьте, критерий — именно быстрый заметный результат, потому что люди такого склада понятия не имеют, что ребенку нужно время на адаптацию и потом — развитие навыка, они не умеют замечать маленьких успехов ребенка, а уж о том чтобы принимать во внимание нравится ли самому ребенку — я и не говорю)…
Сюда же можно отнести людей, которые покупают кучу каких-то игрушек, пособий, но ничего с ними не делают… попробовали — быстрого эффекта нет — методика объявляется стрёмной, ребенок необучаемым..
2. Другая крайность… «Я ращу гения\президента..»
О таких детях много говорят — о них наслышан весь двор. Мама занимается день и ночь по всем существующим в мире методикам сразу… Все классно…
И потом видишь этого ребенка. Чудо — прелесть — умница! Берет мелок — рисует каракулю… И голос мамы — «а теперь сотри!»… Но… ведь ребенок еще и не закончил, просто замер на мгновение… и уже «Сотри!!»
Берет кусок пластилина, отрывает кусочки, лепит что-то, один кусочек падает на пол. Опять мама «немедленно подними!.. пластилину не место на полу!»
Видит новую игрушку, берет — рассматривает… Мама прерывает — «иди заниматься (!), а поиграешь потом!» Ребенок послушно опускает глаза, кладет игрушку не на свое место, а рядом — на соседний стол. и мамина тирада «ты что? ты не видишь, что здесь материал совсем для другой работы!»
Ребенку, пример которого я описываю, еще нет полутора лет..
Став свидетелем такой дрессировки я сама чуть не заплакала… Честно. Мне конечно знакомы все эти термины из системы Монтессори, но я правда не понимаю зачем ребенку такого возраста все эти слова: материал, работа, заниматься?! Не понимаю, почему мама выделяет кучу времени на «развитие» ребенка, но совсем не находит терпения. На все вопросы требует быстрого ответа! А как иначе- ведь вокруг люди… Надо показать, что ребенок действительно может изобразить любого животного… И то, что ребенок может быть не в настроении или просто в данный момент интересоваться чем-то другим — маму явно не устраивает.
Наверное ребенок из этого примера будет аккуратен и послушен (надолго ли?)… Но у меня есть сильное ощущение, что все то «творчество», которое мама так старательно взращивает… уже почти убито, т.к. не приносит ребенку удовольствия… постоянные одергивания, поправления, требование убрать на место, хотя ребенок еще не закончил… просто мама решила, что довольно! бррр..
Сразу представляется аналогия — когда готовишь праздничный ужин, украшаешь стол, а вдруг заходит мама и говорит — ну поиграла и хватит — убери все по местам! Или говорит — ты не так нарезала салат! Надо было вот так!!..
ну вы меня поняли..
И не жалея сил «мама гения» пичкает и пичкает свою крошку энциклопедическими знаниями, какими-то упражнениями, занятиями… И честно верит, что несет пользу… Прям так и вижу себе, как через какое время она скажет: я столько сил в тебя вложила… А как вложила? А что вложила? А нужно ли было прямо всё это?
3. Развитие самостоятельности. «Поорет и научится\ успокоится\заснет...»
Тут приведу в пример свою маму. Нас у нее 3 дочерей. Все трое начали самостоятельно кушать еще до года. Мама рассказывает, что когда каждая из нас шла в ясли — ее вызывали на собрания — делиться опытом — как она научила нас быть самостоятельными и аккуратными. Наверное приятно было… А рецепт простой — даешь ложку и сама не кормишь. Ни при каких условиях… Однозначно, это действенная методика — есть-то хочется.
Так же можно приучать засыпать самостоятельно… Или сидеть без мамы… Или разбираться в конфликтах… Да что угодно… Просто игнорируем ребенка и оп — он сам справляется..
Я, выросшая, на таком подходе… Могу сказать, что это очень сомнительная методика… применять если и можно, то очень аккуратно, и уж точно не в младенческом возрасте..
А уж как это губительно для отношений с родителями… Логично же, что демонстрируя свое безразличие детям — рано или поздно мы получим безразличие в ответ…
И аргумент, что сейчас можно смалодушничать — все равно забудет — несостоятелен… Я уверена, что если мама маленького ребенка может отмахнуться от его проблемы, когда они еще очень близки, то по мере взросления ребенка делать это все проще. А потом каждая наша вот такая маленькая ошибка выливается в какой-то поступок нашего чада или в какой-то его комплекс, тяжелую обиду…
Вот например, на бебиру много любителей пошлепать детей («ну я же легонько!!») а потом жалуются, что дети дерутся… «ну где он этому научился?»… «я уже боюсь его наказывать, потому что я его шлепаю, а он бьет меня в ответ!!! до синяков! что делать??» — это кстати была реальная тема про трехлетнего мальчика. знаете какой ответ был самым популярным? «всыпать ему по-сильнее!!»… есть о чем подумать..
К счастью, есть у меня и много хороших примеров воспитания детей. И чаще это скорее «не-воспитание» в привычном для всех смысле, а учитывание и мягкое управление интересами ребенка..
Написала не совсем о том, о чем обещала… упс )))
Но мне было важно это написать… Ведь даже видя со стороны чьи-то ошибки иной раз можно и самой их допустить…
Может лучше о правильном поговорим?
Толку больше будет, правда это типично для этого сайта все больше про неправильное((((
про то, как правильно написано много хороших книг и осветить что-то всесторонне очень сложно в таком формате… понятно же, что многомного читать никто не станет… так что есть риск написать что-то в надежде принести кому-то пользу, а результат получится совсем не полезный.
я признаться хотела сначала писать о положительном опыте, но так много всего в голове, что не получилось — решила начать хотя бы с этого. удивлена, что кто-то прочитал и даже откликнулись… тут действительно больше про другое принято говорить.
но с учетом того, что получила какие-то отзывы — наверное попробую писать и о хорошем… может кому-то пригодится
Я согласна, что о правильном писать намного тяяжелее, до него еще и дойтито намного тяжелее. Оттого оно наверно и полезнее и ценнее и задает напрвление к чему идти. Кстати, самому автору это даже еще более ценно, чем читателю… потому как свои действия обдумываются и осознаются.
Плэтому желаю вам творческих успехов!
К сожалению, в моем окружении есть примеры по всем трем пунктам. И это печально( потому что детки ведь не виноваты, что родители не умеют слушать и слушать их желания, а идут на поводу у моды на раннее развитие или же наоборот «забивают» на своих чад.
да уж, как говорится из крайности в крайность. но многие не замечают того что делают, к сожалению… спасибо за ваши мысли, очень ценно
серьезные пост на серьезную тему. к сожалению в моем окружении на площадке во дворе мамы придерживаются мнения, что ребенку нужно детство и до сада вообще не стоит загружать, пусть бесцельно бегает по квартире.и не мусорит это естественно.
как я тебя понимаю… я почти после каждого гуляния на площадке хожу в ужасе от того как с детьми обращаются, что им говорят, как от них отмахиваются… это вообще за гранью разумного…
сейчас неспешно подбираю совместные игры для детей — буду пробовать летом их как-то организовать… иначе сойду с ума )
очень хорошо написано) согласна с вами во многом… совсем недавно читала, как приучить ребенка спать самостоятельно… зверским(на мой взгляд) методом… типа плачь никому еще не навредил… ну не знаю… наверное я слишком слабая для таких методов и слишком сильно люблю сына)
согласна с вами, только вот моего в сад отдала не хочет ходить туда приходит и бьет меня хотя до этого такого вообще не было никогда....
может это вы неправильно поняли автора? она как раз и пишет о том, что в этой книге речь о другом… а многие взяли за лозунг название, не ознакомившись с содержанием.
спасибо, очень интересно. Кстати, книжку «После трех уже поздно» я читала )))