Почему КУРСЫ ПОДГОТОВКИ К

ПОЧЕМУ КУРСЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ВРЕДНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Мир сошёл с ума: мне убеждённо доказывают, что готовить детей к школе с трёх лет — первоочередная обязанность любого родителя. Причём под подготовкой к школе имеется в виду не чтение вслух сказок с последующим разыгрыванием сюжетов с куклами. Теперь подготовкой к школе считается «возить детей на курсы при будущей гимназии, иначе туда вообще не попасть, и его блистательная карьера не состоится». Какая карьера, о чём вы? Ему пять лет, вся его радужная перспектива сейчас выглядит как «а закину я мячик на крышу сарая или нет, и что мне за это будет?».

Возить детей на машине до курсов (или отправлять с няней и шофёром) гораздо проще, чем проделывать все эти муторные и рутинные операции: пластилин, краски, к ковру все прилипло, о конструктор папа спотыкается, для детского театра всё вытряхивается из шкафа, дети шумят, бегают, ссорятся, рыдают, требуют участия. Эти бесконечные: «Мам, давай ты будешь волком, а я Красной шапочкой». Или, что совсем непереносимо: «Не хочу ничего делать, дай мне айпад». Вот тут чувствуешь себя худшей матерью во Вселенной и… начинаешь собирать рюкзачок «на занятия». Уф. На три часа все заняты: ребёнок типа развивается, а я типа при деле.

На этих курсах за редким исключением детей учат: сидеть за партой «правильно», не бегать, не шуметь, правильно держать карандаш, раскрашивать по шаблону, обводить строчки.

Ребёнок выходит уставшим, обесточенным, а ему ещё домашних заданий наваливают, да ещё и ругают за то, что вертелся на уроке. Не потому, что тётки злые, а потому что они по-другому не умеют, не обучены. Их самих так воспитывали, поэтому они и учительницы. Мальвины против кучи Буратин.

Хотя единственная норма для ребёнка дошкольного возраста — как раз вертеться. И совать во всё свой любопытный нос. И непрерывно спрашивать. И всё хватать. А также драться, бегать, строить куличики и отношения, сочинять и проливать на себя грязную воду на рисовании.

Главная задача детства, неотменная и невосполнимая позже, — наиграться. Если вам нужны научные доказательства и результаты исследований, почитайте работы Выготского, Нины Гуткиной, статьи Марьяны Безруких, зарубежные публикации. В свободной неструктурированной игре формируются все необходимые функции, навыки и умения.

Поэтому я настаиваю: главной формой подготовки шестилетних детей к школе должна быть игра.

Хотите примеров? Пожалуйста.

1. Игры с мячом. Развиваем произвольное внимание, концентрацию (за мячом надо следить), координацию и ловкость (без которых потом трудно понимать геометрию, да и остальные точные науки). Если это игра с правилами, а не просто беготня, то ребёнок приучается соблюдать очередь, считаться с партнёрами, следовать жёстким правилам. Вы видите, что это всё как раз список «трудного поведения», при котором первоклашкам ставят СДВГ и сажают на транквилизаторы? Неусидчивый, выкрикивает с места, задирается, не может высидеть урок. Так он не набегался, не напрыгался, его раньше времени посадили за парту!

2. Салки, прятки, всевозможные «Штандерт-стоп» и казаки-разбойники. То же самое: подчинение правилам, умение переживать проигрыш.

3. Бесконечные лего и прочие кубики. Пространственное мышление, понимание основных законов механики, состав числа (сколько надо маленьких деталек, чтобы заменить одну длинную балку? А почему вот этой дуги не хватает, чтобы соединить два конца?). Умение вести проект, доделывать до конца, держать фокус, сотрудничать. Самое главное, на отсутствие чего потом жалуются родители: умение создать в голове образ, придумывать и сочинять.

4. Любые карточные игры, «ходилки», лото. Произвольное внимание, концентрация, предвидение, стратегия. И быстрый счёт в уме.

5. Мои любимые «Быки и коровы». Тренируем фонематический слух, правописание, быстроту реакции. Играю с шестилетней племянницей в «быка и корову». Пока букв было три, и мы играли путём переписки в скайпе, всё шло нормально. Через два месяца Дуська стала отгадывать слова буквально за семь ходов. Потом мы стали играть вживую. Решили перейти на четырехбуквенные слова. И вот тут меня и подстерегло. Дуська никак не может отгадать моё слово, хотя все буквы вроде подобрала, но сложить их вместе не удаётся. Ладно, говорит, сдаюсь. Я называю: «маяк». «Ничесна, — вопит Дуся. — Тут пять букв!». «Как пять?!» — подпрыгиваю я. Ну как же, отвечает мне грамотная, читающая, знающая всего Крылова наизусть девочка, «М-о-й-а-к». А играли бы письменно — так и не узнали.

6. Куличики, строительство тоннелей в песочнице, взрывы в грязи и швыряние камнями в забор. Физические свойства материи, тактильные ощущения, погружение в себя, умение фантазировать. И всё это вы хотите заменить сидением за партой и рисованием квадратиков по клеточкам? Ни мозг, ни психика, ни тело ребёнка не предназначены для этого. Единственные люди, которым подготовка к школе приносит пользу — педагоги. Которым тоже надо кормить своих детей.

Нина Иосифовна Гуткина, которая преподавала мне возрастную психологию, каждому курсу повторяла как заклинание: до семи лет у детей не сформированы структуры в мозгу, отвечающие за распознавание символов, то есть за чтение и узнавание цифр. Да, конечно, можно и нужно знакомить детей с буквами, желательно — на подручных предметах, между делом, в игре и прогулке. Учиться читать по вывескам, как Маяковский. Но не требовать, чтобы к школе он сам читал толстые книги. Это всё придёт позже, в своё время.

Перестаньте читать всякие мамские сообщества и слушать своих приятельниц, у которых «мальчик в пять лет уже шпарит Бунина наизусть». Во-первых, шпарить что-то наизусть — это не про умение читать, а про память и упорную бабушку. Во-вторых, умение читать в раннем возрасте — вообще не показатель. Ни ума, ни способности к обучению, ни тем более ваших родительских навыков.

Так что взяли детей подмышку — и на площадку. Если самим невмочь — наймите Мальвину лет 13, пусть пасёт и реализовывает свои учительские потребности. Только не тащите бедолагу на подготовку к школе. Ему и так это счастье потом на 11 лет.

Катерина Демина


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Birga
Проблемка в том, что сейчас куда-то все торопятся. Меня даже в саду сколько отчитывали, что не одевается сам, ручку неправильно держит, за границы выходит, когда разукрашивает. 3 года. Он имеет право всего этого не уметь! И мне выговаривали, что надо учить дома. А дома мы занимаемся постоянно, но в саду он учиться быстрее гораздо с другими ребятами. За 3 недели научился сам полностью раздеваться, держать карандаш и закрашивать кружки аккуратно. Ничего дурного в дополнительных занятиях не вижу, но только строго по возрасту. Я сама научилась читать в 4/4.5 года, меня дедушка научил за лето, пока мы жили на даче с ним. Но мне это нравилось, я до сих пор очень люблю читать. А сыну совершенно не интересны книги и буквы. Зато любит счёт и цифры, технику и компьютеры. Может, в мужа пойдет, он с 4 лет занимался на компе ещё когда они с родителями жили в Германии
Пожаловаться
Naxataxa
Birga 

Я научилась читать в первом классе и не была в отстающих по технике чтения… Но даже если и отстают, то не факт, что это скажется на мыслях, на образе жизни, на целеустремленности в будущем… Чтение — не самое важное в жизни. Американцы вон покалениями не учатся и не умеют читать и все равно живут как-то. Мой любит книги, нравится буквы изучать, цифры с 3 знает, но я не настаиваю. Да и папа наш за физические навыки, поэтому уже хочет отдать на тренировки знакомому тренеру, так как с 4х лет берут. Показал наш сильный удар, парни по единоборствам офи-гели. Сыну нравится гимнастика и все, что с ней связано, крутиться, вертеться, лазить везде, выполнять команды папы (бить куда-то), поэтому пойдёт на единоборства.

Пожаловаться
Birga
Naxataxa 

С грыжей и предрааположенностью можно разве на единоборства? Нам сказали — нет. Так бы тоже отдала. Пока в планах футбол с 4 лет, плаванье.

Пожаловаться
Naxataxa
Birga 

Ну, пока ситуация не понятна с грыжей. Но склонны верить, что ее там нет. Да и физкультура никому ни с какими диагнозами не вредна. Дети просто гимнастикой на тренировках занимаются — муж сказал. Тренировки детей и взрослых разные. Да и у нашего папы парень с ДЦП в Москве запрыгал на скакалке. Да и нам еще ничего не говорили. Врач в больнице лапараскопом не увидел грыжи, в поликлинике все равно ставит грыжу. Но в поликлинике у врача опыта лет 6-7 сидения в поликлинике, а оперирующего 15 лет опыта в оперативных вмешательствах и уже два отзыва о нем, что с того света детей вытаскивал. 6 ноября пойду к главе главного управления по здравоохранению… Но про единоборства ничего не слышали, да и врачи сейчас сама видишь какие, сами ничего не знают и в том числе про единоборства.

Пожаловаться
Naxataxa
Birga 

У тебя Артем после больницы не стал боязливым, во сне не кричит? Вовик и во сне кричит и в мультиках стал бояться чудовищ смешных, кричит и просит переключить. А по поводу единоборств — муж сказал можно.

Пожаловаться
Naxataxa
Birga 

Ну вот смотри, врач отвечает:

Пожаловаться
Толстая Ляшка

А я считаю что действительно в хорошую школу надо заранее водить на подготовку… И да, в хорошие школы не попасть… А как бы, кассиром в пятерочке, ребёнок всегда успеет побыть.Почему не попытаться дать ребёнку лучшее образование ?? Он вырастет и думаете будет благоволить что, мама какая ты молодец что ничего не заставляла меня делать ..

Пожаловаться
Naxataxa
Толстая Ляшка 

Это статья не моя… Но я, как ребенок которого не заставляли, могу ответить, что ребенок должен сам хотеть чего-то, а не мама с папой его везде пихать без спроса, потому что это лучшее и они лучше знают, что ему в жизни нужно, не учитывая его желаний. Когда ты сам чего-то хочешь, достигаешь этого — эффект лучше и за свои ошибки тебе не на кого повесить ответственность, кроме как на себя...

Пожаловаться
Толстая Ляшка
Naxataxa 

Вот меня не пихали, и там где надо было настоять… говорили «Не хочешь, ненадо»… И Вы действительно считаете что ребёнка не спрашивают?))Как по мне это лучше, чем собирать мат в саду от детей и сидеть смотреть мультики .

Пожаловаться
Юля
Толстая Ляшка 

Там кроме мата программа знаешь какая сильная) я о хорошем никогда не пишу)

Пожаловаться
Naxataxa
Толстая Ляшка 

Я не об этом! Я за то, что бы смотреть в какой области ребенку нравится заниматься и это развивать… Но не настаивать на том, в чем ты хотел бы реализоваться, но не смог. Моя мама не стала повором-кандитером и постоянно мне говорила, что хотела бы чтобы я им стала, а я назло ей не пошла туда. Но зато я была рада, когда поступила на экономический на заочку. И это мое достижение (для меня) и никому не скажу «это мамин диплом», в отличие от моей подружки, ее засунули на исторический факультет, но она потом сама на третьем курсе пошла на экономический и работает экономистом… Диплом историка ей не пригодился. На самом деле я и готовить особо не люблю, хотя для любимого мужа тортики готовлю. Сейчас с пеленок любят детям тыкать алфавит, слова, счет, цвета: «Ой у нее дочка в 5 лет уже читает!» (это мне так тоже недавно сказали). Я не заставляю ребенка, он сам хочет буквы на карточках в три года -смотрим их, что-то запомнил, хочет конструктор — собираем. В два считали его отжимания на турнике и машинки и он запомнил счет. Ему нравится с папой кувыркаться, физкультурой заниматься — уже не кувырки, а сальто выполнял в три года. И на улице повторяет и не уступает детям 5-6 лет по физическим данным. На этом, я думаю, что мы, как родители, можем предложить, можем придумать, как заинтересовать ребенка чем-то заниматься, показать на своем примере (т.е. вместе с ребенком заниматься), но если ребенок не хочет, то лучше не заставлять.

Пожаловаться
Толстая Ляшка
Юля 

Ну к примеру ?)Что делают в саду ?

Пожаловаться
Толстая Ляшка
Naxataxa 

А как научили в 2 отжиматься ??

Пожаловаться
Naxataxa
Толстая Ляшка 
Конечно же ребенок не сможет, как взрослые… Хотя взрослые не все умеют (я полноценно и в 32 не могу, руки слабые, попа тяжелая). Со мной и с Джиллиан Майкалс пытался отжиматься на руках от пола (но для этого должно быть желание, если не хотел просто сидел рядом) А так гантели по 1 кг поднимает вверх, пытался по 2, но слабовато. Дед недавно от стула учил отжиматься и штангу в 4 кг смастерил, так сын ее лежа поднимает. А в два года он висел на турнике, а я или муж держали за ноги и вверх направляли, считали. У нас была такая двойная тренировка. Вчера отжимания показывала, так сын в положении упор лежа прыгал ногами. Полноценно и без желания  делать ничего не будет. Любит с папой прыгать. Прыгали с кувырком с дивана с кувырками на маты и диванные подушки, которые укладывали практически весь пол. Даже папа так не мог, как у сына сальто выходило. Летом с 5-6 летними мальчишками на горку залезал вверх по скользкой поверхности и на турнике с ними же висел, научился руками передвигаться в конец и спускаться, как по пожарной лестнице. У меня сын как Соломатина из Карнавала со всеми за любой кипиш, будет капризничать, но упорно делать… Я бы уже психанула, наверное, а сын нет.
Пожаловаться
Veide

Тем не менее подготовка к школе — почти единственный попасть в школу не по прописке… ну и не такое уж это злющее зло, родители с детьми сейчас действительно почти не занимаются, у нас полгруппы в саду не умеет ножницами вырезать и карандаш держать правильно.