Детский массаж. поэтапно! часть 1

Оглавление


  • Оглавление
  • Введение
  • Глава 1 Особенности детского массажа и гимнастики
  • Значение детского массажа
  • Значение детской гимнастики
  • Противопоказания к гимнастике и массажу
  • Условия для массажа и занятий гимнастикой
  • Глава 2 Массаж и гимнастика для ребенка 1–3 месяцев
  • Комплекс 1
  • 1. Массаж рук
  • 2. Приподнимание из положения лежа на спине
  • 3. Массаж ног
  • 4. Перекладывание на живот
  • 5. Массаж спины
  • 6. Разгибание позвоночника
  • 7. Массаж живота
  • 8. Упражнение на укрепление всех мышц живота
  • 9. Массаж стоп
  • 10. Рефлекторное разгибание и сгибание стоп
  • 11. Рефлекторное упражнение «ползание»
  • 12. Круговой массаж груди
  • 13. Рефлекторное упражнение «ходьба»
  • 14. Встряхивание рук
  • 15. Покачивание в позе «эмбриона»
  • 16. Покачивание на мяче
  • Примечания
  • Глава 3 Массаж и гимнастика для ребенка 3–4 месяцев
  • Комплекс 2
  • 1. Массаж рук
  • 2. Скрещивание рук
  • 3. Массаж ног
  • 4. «Скользящие шаги»
  • 5. Поворот на живот
  • 6. Массаж ягодиц и спины
  • 7. Рефлекторное сгибание позвоночника
  • 8. Положение «пловца»
  • 9. Массаж живота
  • 10. Подъем туловища и головы из положения на спине
  • 11. Массаж стоп
  • 12. Разгибание и сгибание стоп
  • 13. Рефлекторная «ходьба»
  • 14. Массаж груди
  • 15. Упражнение «бокс»
  • 16. Упражнения на мяче
  • Глава 4 Массаж и гимнастика для ребенка 4–6 месяцев
  • Комплекс 3
  • 1. Массаж рук
  • 2. Скрещивание рук на груди
  • 3. Массаж ног
  • 4. «Скользящие шаги»
  • 5. Разгибание и сгибание ног
  • 6. Повороты на живот
  • 7. Массаж ягодиц и спины
  • 8. «Парение» на животе
  • 9. Массаж живота
  • 10. Приседание с прогибанием позвоночника
  • 11. Рефлекторные упражнения и массаж стоп
  • 12. Подтанцовывание
  • 13. Массаж груди
  • 14. «Парение» на спине
  • 15. Круговые движения руками или упражнение «бокс»
  • 16. Ползание
  • Глава 5 Массаж и гимнастика для ребенка 6–9 месяцев
  • Комплекс 4
  • 1. Скрещивание рук
  • 2. Упражнения для ног
  • 3. Поворот на живот
  • 4. Массаж ягодиц и спины
  • 5. Ползание на четвереньках
  • 6. Массаж живота
  • 7. Приседание с прогибанием позвоночника
  • 8. Круговое движение руками
  • 9. Массаж стоп
  • 10. Поднимание прямых ног
  • 11. Подъем из положения лежа на животе
  • 12. Массаж груди
  • 13. Приседание за согнутые руки
  • 14. Упражнение «бокс»
  • 15. Упражнение «тачка»
  • Глава 6 Массаж и гимнастика для ребенка 9–12 месяцев
  • Комплекс 5
  • 1. Упражнение «бокс»
  • 2. Попеременное разгибание и сгибание ног
  • 3. Поворот на живот в разные стороны
  • 4. Массаж спины
  • 5. Подъем из положения лежа на животе
  • 6. Массаж живота
  • 7. Самостоятельный подъем прямых ног
  • 8. Самостоятельные наклоны
  • 9. Приседания
  • 10. Массаж груди
  • 11. Приседание самостоятельное или при поддержке за руку
  • 12. Круговые движения руками
  • 13. Упражнение «тачка»
  • 14. Обучение ходьбе
  • 15. Обучение лазанию
  • Глава 7 Гимнастика и массаж для недоношенных детей
  • Комплекс 1
  • 1. Дыхательное упражнение 1
  • 2. Дыхательное упражнение 2
  • 3. Дыхательное упражнение 3
  • 4. Рефлекторные упражнения для стоп
  • 5. Перекладывание на живот
  • 6. Упражнение для рук
  • Комплекс 2
  • 1. Дыхательное упражнение 1
  • 2. Дыхательное упражнение 2
  • 3. Массаж рук
  • 4. Рефлекторное упражнение для рук
  • 5. Массаж ног
  • 6. Массаж стоп
  • 7. Рефлекторное упражнение для стоп
  • 8. Массаж живота
  • 9. Рефлекс опорного выпрямления ног
  • 10. Рефлекторная «ходьба»
  • 11. Массаж спины
  • 12. Развитие слухового и зрительного восприятия
  • 13. Покачивания в позе «эмбриона»
  • 14. Массаж грудной клетки
  • Комплекс 3
  • 1. Массаж рук
  • 2. Дыхательное упражнение
  • 3. Рефлекторное упражнение для рук
  • 4. Массаж ног
  • 5. Массаж стоп
  • 6. Рефлекторные упражнения для стоп
  • 7. Рефлекс опорного выпрямления ног
  • 8. Рефлекторная «ходьба»
  • 9. Массаж живота
  • 10. Поворот на бок
  • 11. Массаж спины
  • 12. Рефлекторное упражнение для спинных мышц
  • 13. Перекладывание на живот с опорой
  • 14. Массаж груди
  • 15. Покачивания на мяче
  • Комплекс 4
  • 1. Массаж рук
  • 2. Дыхательное упражнение
  • 3. Развитие хватательной функции
  • 4. Массаж ног
  • 5. Массаж стоп
  • 6. Рефлекторное упражнение для стоп
  • 7. Подтанцовывание и развитие рефлекса опоры
  • 8. Рефлекторная «ходьба»
  • 9. Массаж живота
  • 10. Повороты на живот
  • 11. Массаж спины и ягодиц
  • 12. Рефлекторное «ползание»
  • 13. Рефлекторное «ползание» на спине
  • 14. Массаж груди
  • 15. Выкладывание на мяч на спину и на живот
  • Комплекс 5
  • 1. Массаж рук
  • 2. Дыхательное упражнение
  • 3. Массаж ног
  • 4. Одновременное разгибание и сгибание ног
  • 5. Повороты на живот
  • 6. Массаж ягодиц и спины
  • 7. Положение «пловца»
  • 8. Массаж живота
  • 9. Подготовка к приседанию
  • 10. Тренировка сопротивления
  • 11. «Скользящие шаги»
  • 12. Подтанцовывание
  • 13. Массаж груди
  • 14. Упражнение «бокс»
  • 15. Покачивания на мяче
  • Комплекс 6
  • 1. Массаж рук
  • 2. Дыхательное упражнение
  • 3. Массаж ног
  • 4. Одновременное разгибание и сгибание ног
  • 5. Попеременное разгибание и сгибание ног
  • 6. Повороты ребенка на живот
  • 7. Рассматривание и захват игрушки в положении на животе
  • 8. Массаж ягодиц и спины
  • 9. Поднятие ребенка до положения стоя
  • 10. Массаж живота
  • 11. Приседание с поддержкой за руки
  • 12. Упражнение «ползание»
  • 13. Массаж груди
  • 14. Упражнение «бокс»
  • 15. Рефлекторное упражнение для спинных мышц
  • Комплекс 7
  • 1. Массаж рук
  • 2. Дыхательное упражнение
  • 3. Массаж ног
  • 4. Попеременное разгибание и сгибание ног
  • 5. Повороты на живот с поддержкой за ноги
  • 6. Активные повороты
  • 7. Массаж ягодиц и спины
  • 8. Ползание на четвереньках
  • 9. Массаж живота
  • 10. Подъем прямых ног
  • 11. Приседания
  • 12. Подъем на ноги с упором
  • 13. Подъем из положения лежа на животе
  • 14. Массаж груди
  • 15. Упражнение для тренировки ходьбы
  • Комплекс 8
  • 1. Круговое движение руками
  • 2. Упражнение «бокс» с кольцами
  • 3. Упражнение «достань игрушку»
  • 4. Массаж ног
  • 5. Упражнение для ног
  • 6. Активные повороты
  • 7. Подъем прямых ног
  • 8. Массаж ягодиц и спины
  • 9. Наклон и выпрямление туловища
  • 10. Приседания на корточки
  • 11. Массаж живота
  • 12. Приседания
  • 13. Упражнение «тачка»
  • 14. Массаж груди
  • 15. Обучение ходьбе
  • Комплекс 9
  • 1. Дыхательное упражнение
  • 2. Массаж ног
  • 3. «Встань на ноги»
  • 4. Подъем прямых ног
  • 5. Массаж ягодиц и спины
  • 6. Массаж живота
  • 7. Наклоны
  • 8. Приседания
  • 9. Упражнение «самолет»
  • 10. Массаж груди
  • 11. Упражнение «тачка»
  • 12. Обучение ходьбе
  • 13. Приседание на корточки
  • 14. Преодоление препятствий
  • Глава 8 Массаж и лечебная гимнастика для детей с хроническими заболеваниями и нарушениями развития
  • Массаж и лечебная гимнастика для детей с нарушениями функций центральной нервной системы
  • Приемы массажа и некоторые упражнения, способствующие расслаблению мышц
  • Массажные приемы и упражнения на расслабление мышц-сгибателей рук и развитие опорной и хватательной функций
  • Массажные приемы и упражнения, способствующие снижению тонуса мышц голени и бедра и развитию опорных функций стоп
  • Массажные приемы и упражнения, укрепляющие мышцы
  • Массажные приемы и упражнения, рекомендуемые при асимметрии тонуса мышц туловища и конечностей
  • Массаж и лечебная гимнастика при врожденной кривошее
  • Массаж
  • Лечебная гимнастика
  • Массаж и лечебная гимнастика при дисплазии тазобедренного сустава или врожденном вывихе бедра
  • Лечебная гимнастика и массаж
  • Массаж и лечебная гимнастика при врожденной косолапости
  • Массаж и лечебная гимнастика при пупочной грыже
  • Массаж и лечебная гимнастика при гипотрофии
  • I Степень гипотрофии
  • II Степень гипотрофии
  • III Степень гипотрофии
  • Массаж и лечебная гимнастика при рахите
  • Начальная стадия
  • Период обострения
  • Восстановительный период
  • Остаточные явления
  • Массаж и лечебная гимнастика при респираторных инфекциях и их осложнениях
  • Массаж
  • Лечебная гимнастика
  • Примерные комплексы лечебной гимнастики и массажа, рекомендуемые в остром периоде орви после снижения температуры
  • Массаж и лечебная гимнастика при плоско-вальгусной установке стоп и плоскостопии
  • Массаж
  • Лечебная гимнастика
  • Массаж и лечебная гимнастика при искривлениях ног
  • Вальгусная (х-образная) деформация ног
  • Варусная (о-образная) деформация ног
  • Глава 9 Массаж и гимнастика для здорового ребенка 2-го и 3-го года жизни
  • Особенности массажа и гимнастики
  • Примерный план массажа
  • Введение

    Маленькие дети, особенно малыши первого года жизни, подвержены разным заболеваниям, так как их организм еще плохо приспособлен к жизни вне утробы матери. Иммунная и другие системы ребенка недостаточно развиты, а в первые месяцы жизни даже самая «безобидная» инфекция грозит ребенку серьезными осложнениями. Медикаменты в этом случае дают очень сомнительный результат и часто вызывают у малышей аллергические реакции. Кроме того, даже самые современные антибиотики негативно влияют на неокрепший организм.

    Вот здесь и приходит на помощь ребенку незаменимая профилактика простудных и прочих заболеваний – детский массаж, который в последнее время приобретает все большую популярность.

    В Европе, например, он распространен повсеместно и дает очень хорошие результаты. С помощью массажа можно не только укрепить иммунную систему ребенка, но и помочь ему набрать вес, исправить кривошею, плоскостопие, искривление ног и др. Ведь, как известно, в раннем возрасте детский организм очень податлив и с готовностью откликается на любое воздействие.

    Детский массаж – единственный в мире вид массажа, у которого нет ни одного противопоказания, кроме тех, которые налагает на процедуру педиатр при гнойничковом воспалении кожи, диатезе, высокой температуре или серьезном органическом заболевании. В наше время почти всем родителям известно, что даже обычное поглаживание или растирание приносит ребенку массу удовольствия. А одна-единственная детская улыбка способна поднять матери настроение на целый день.

    Но массаж – это не только приятные эмоции. Он оказывает лечебное и профилактическое воздействие. Кроме того, регулярное его проведение способствует как физическому, так и психическому развитию малыша.

    Детским принято называть массаж, который проводят в период от 2–3-недельного возраста и до 1 года. Хотя никто не запрещает делать его и более «взрослым» детям 2–3 лет. Детский массаж – это основа будущего здоровья подрастающего человека и его полноценного развития. Ни для кого не секрет, что в больших городах здоровых детей с каждым годом рождается все меньше, поэтому детский массаж в настоящее время актуален как никогда. От него не отказываются даже те родители, чьи дети абсолютно здоровы. Ведь это не только профилактика простудных заболеваний, но и развитие моторики пальцев, и основа физического контакта с ребенком. А при лечении различных недугов детский массаж приносит максимальную пользу, причем без каких-либо побочных эффектов.

    Однако массаж детей до 1 года неотделим от гимнастики, которая в не меньшей степени, чем массаж, нужна малышам. Рекомендуемые для этого возраста комплексы, сочетающие в себе массаж и специальные упражнения, вы найдете уже в начале этой книги. Затем следуют комплексы для детей недоношенных, с деформациями опорно-двигательного аппарата, переболевших ОРВИ и др. А в конце книги вас ждет таблица, из которой вы сможете узнать, что должен уметь ваш малыш в возрасте от 1,5–3 месяцев до 3 лет.

  • Глава 1
    Особенности детского массажа и гимнастики

    Значение детского массажа

    На организм маленького ребенка массаж оказывает разностороннее и благотворное влияние. Под воздействием массажа от нервных окончаний кожи в мозг поступает огромное количество импульсов, оказывающих тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. Вследствие этого улучшаются ее основные функции, в том числе контроль над работой различных органов и систем. Такой уникальный и доступный тактильный раздражитель, как массаж, особенно важен в первые месяцы жизни ребенка. Он оказывает влияние на формирование положительных эмоций и развитие двигательных реакций.

    Первые улыбки маленького человека вызываются поглаживаниями или легкими похлопываниями по щечке, в то время как прочие раздражители – слуховые или зрительные – не всякий раз достигают цели. В отличие от улыбки, вызванной обращением к младенцу, педиатры называют подобную улыбку физиологической. Однако изучающие этот феномен психологи знают, что первичные речевые реакции ребенка чаще всего возникают в ответ на тактильные формы общения – поглаживание живота, ног и др. Прочие формы контакта с взрослыми в это время практически не вызывают у малыша никакой реакции.

    Описанные явления были теоретически обоснованы физиологами, которые утверждают, что проводящие пути кожных анализаторов созревают у ребенка к моменту рождения, тогда как другие – слуховые и зрительные – еще не готовы к контакту с взрослыми. В связи с этим малыш в первые месяцы жизни в большей степени доступен воздействиям через кожу: прикосновения близких вызывают у него не только эмоциональную, но и двигательную реакцию.

    Мозг новорожденного растет и развивается только благодаря использованию его возможностей. И чем чаще задействуются двигательные и тактильные его функции, тем большие объемы он занимает в процессе роста, то есть рост мозга маленького ребенка мало чем отличается от роста мышц.

    Что касается массажа ребенка до 12 месяцев, в нем используются практически все известные приемы классического «взрослого» массажа – поглаживание, растирание, разминание, потряхивание, ударные приемы и элементы акупунктуры. Разные приемы массажа оказывают на малыша различное влияние. Так, мягкое растирание, разминание или поглаживание стимулирует процессы торможения, то есть успокаивающе действует на нервную систему. И напротив, пощипывание или поколачивание производит стимулирующий эффект.

    Массаж влияет не только на нервную систему малыша, но и на органы и системы, расположенные близко к коже, например на лимфатическую систему. Это ускоряет лимфоток, что способствует очищению тканей от вредных продуктов обмена, поэтому утомленные массажем мышцы отдыхают быстрее, чем даже при полном покое. После такого воздействия периферические капиллярные сосуды расширяются, что проявляется легким покраснением кожи. Кстати, именно этого эффекта нужно добиваться при проведении процедуры, так как приток крови обеспечивает питание и оздоровление кожи: она становится блестящей, розовой и эластичной. Что касается мышц, разные приемы массажа воздействуют на них неодинаково. Например, растирание, поглаживание и разминание вызывают их расслабление, а пощипывание и поколачивание – сокращение.

    Нередко малыши страдают от скопления газов в кишечнике, что объясняется вялостью мускулатуры брюшного пресса и кишечника. Массаж живота в этих случаях приобретает особое значение, так как он способствует быстрому отхождению газов. Однако при проведении такой процедуры нужно помнить, что кожа у ребенка (особенно первых 3 месяцев жизни) очень ранимая, тонкая и сухая. В связи с этим в раннем возрасте применяют максимально щадящие приемы массажа, в частности поглаживание. По мере роста малыша можно разнообразить сеанс растиранием, разминанием и поколачиванием, выполняемым 1–2 пальцами. Вместе с интенсивностью процедуры наращивают и ее продолжительность.

    Во время сеанса тело малыша должно находиться строго в горизонтальном положении, а при массаже ног или рук конечности нужно удерживать полусогнутыми. Кроме того, массируя ноги, следует избегать резких толчков коленных суставов: коленную чашечку нужно «обойти» снаружи и ни в коем случае не трогать передние поверхности голеней. Массируя область живота, следует точно так же «обходить» половые органы и правое подреберье (печень), а при похлопывании спины – поясницу (почки).

    Значение детской гимнастики

    Для нормального роста и развития ребенка очень важно движение. В результате регулярных тренировок все органы и системы ребенка начинают активно работать и изменяться в лучшую сторону. Эти изменения затрагивают мышцы, кости, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, что является наиболее важным в период формирования, так как именно в младенческом возрасте органы обладают наибольшей пластичностью.

    Работающие мышцы потребляют в 3 раза больше питательных веществ и почти в 7 раз больше кислорода, чем бездействующие. В связи с этим в процессе тренировок они лучше снабжаются кровью, кислородом и питательными веществами. Кроме того в результате регулярных тренировок мышцы становятся эластичными, приобретают округлость, силу и выносливость. Кроме того, при сокращении мышцы в месте ее прикрепления к кости происходит стимуляция надкостницы, что способствует росту костной ткани. В результате весь опорно-двигательный аппарат становится крепче.

    Кровь к работающим органам приливает обильнее, так как во время движения количество крови, выталкиваемой сердцем в артерии, увеличивается. Вместе с усилением кровотока нарастают вентиляция легких и насыщение кислородом органов и тканей. Чем дольше занятия, тем глубже становится дыхание, ведь для маленького ребенка проползти вдоль кровати – примерно то же самое, что для взрослого человека прогулка протяженностью несколько километров.

    Во время движения организм вырабатывает тепло. Это особенно важно в холодное время: на прогулке малыш обязательно должен двигаться, в противном случае он будет мерзнуть даже при самом незначительном морозе. В процессе движения активизируются потовые железы, которые, как известно, являются одним из важнейших механизмов теплорегуляции.

    Как видно из всего изложенного выше, любой двигательный акт обслуживается системами кровообращения, дыхания и теплорегуляции. Все это вместе требует хорошей согласованности в работе физиологических систем организма, а это, в свою очередь, зависит от правильной работы нервной системы ребенка.

    Физиологи уверены, что если двигательный аппарат ребенка попадает в неблагоприятные условия, имеется риск задержки не только физического развития, но и умственного. В частности одним из важнейших результатов занятий гимнастикой является стабилизация основных нервных процессов – торможения и возбуждения. А главными свойствами этих процессов являются уравновешенность, сила и подвижность, то есть те качества, которые очень важны для правильного развития гармоничной личности.

    Кроме того, нельзя недооценивать эмоциональную сторону этого вопроса: движение для малышей является главным источником радости, а хорошее настроение – залог крепкого физического здоровья. Не стоит упускать из виду, что каждой эмоции соответствует свой характер работы сосудов и сердца. Например, отрицательные эмоции – страх, гнев, печаль – способствуют сужению сосудов. Последнее негативно влияет на питание тканей. Радость же, напротив, расширяет сосуды, что создает благоприятные условия для работы и питания органов.

    Многие взрослые люди привыкли приписывать все чувства сердцу. Еще живы такие выражения, как «сердечная радость», «сердце пылает гневом» или «сердце сжимается от жалости». Эту связь работы сердца и эмоций подметили еще древние. Например, сердце может быть «холодным», «добрым», «черствым», «отзывчивым» и др. Причем каждое чувство у наших предков выражалось определенным действием: страх – бегом, радость – пляской, гнев – дракой, что естественно отражалось на работе сосудов. Так устанавливалось согласованность между чувствами и сердечной деятельностью.

    Все, сказанное выше о физиологическом значении движений, относится как к гимнастике в частности, так и к движению вообще. Последнее очень важно для ребенка и в качестве самостоятельной деятельности, и в качестве организованной подвижной игры. Так, в свободной игре ребенок движется по собственному желанию, меняя движения и позы по своей инициативе. Так же самостоятельно он чередует движение и отдых, поэтому индивидуальная игра считается наименее утомительной формой детской активности. В ней же полностью удовлетворяется свойственная детям огромная потребность в движении. Ни одна из прочих форм активности не покрывает эту потребность настолько, насколько это делает самостоятельная игра. Именно поэтому так важно правильно организовать место для игр, где ребенок мог бы двигаться с максимальной пользой для своего организма.

    Всем известная детская непоседливость и кажущаяся неутомимость должны находить себе выход. Отсутствие движений причиняет ребенку страдания, поэтому недобросовестные педагоги нередко используют обездвижение в качестве наказания («Встань в угол!» и пр.). Хорошие родители должны постараться не ограничивать движения и любознательность малыша, создав ему все условия для активной деятельности.

    К сожалению, медики и педагоги, говоря о физической форме малыша, обычно имеют в виду рост, вес и склонность к заболеваниям. При этом недостаточно внимания уделяется телосложению ребенка, его красоте и пропорциональности. Последнее зависит от того, насколько он правильно двигается, а этому его можно и нужно обучить. Правильные движения – главное условие формирования телосложения, однако ни в самостоятельной игре, ни в организованных играх мы не должны настаивать на том, чтобы ребенок двигался идеально, иначе игра превратится в упражнение.

    Для того чтобы движения ребенка стали правильными, нужны регулярные занятия гимнастикой, так как при этом происходит правильное формирование двигательного стереотипа. Последний проходит целый ряд стадий: от скованных и неловких движений до точных, выполненных без особого напряжения и затрат энергии, а впоследствии и до автоматических. В таком качестве они составляют основу любого двигательного акта.

    Чем раньше мы начнем заниматься с малышом, тем легче добиться формирования динамического стереотипа и получить устойчивый результат. В связи с этим следует уделять особое внимание двигательным навыкам, наиболее применимым в различных жизненных ситуациях. Так, в первые же месяцы жизни нужно научить малыша переворачиваться на живот, так как неправильное выполнение этих поворотов может привести к деформации позвоночника. После того как ребенку исполнится 6 месяцев, следует научить его ползать на четвереньках. При этом нужно следить, чтобы работали все конечности, в противном случае ноги малыша могут отстать в развитии.

    К тому времени, когда ему исполнится 1 год, нужно научить его правильно ходить. Это способствует правильному формированию ног и хорошей осанке. Кроме того, правильная ходьба станет отличным средством подержания физической формы на протяжении всей его жизни.

    Гимнастика – одна из самых напряженных форм активности ребенка, она направлена на развитие многих динамических и статических функций, воспитание пластичности и ритмичности движений, а также на обучение экономии энергии, что обеспечивает ребенку меньшую утомляемость.

    Предлагаемые в этой книге упражнения для детей первого года жизни представляют собой достаточно сложные движения, которые объединяют многие мышечные группы и суставы, что соответствует жизненно необходимым движениям человека. Для того чтобы выполнить основную задачу гимнастики – улучшить качество движений, необходим постоянный контроль. Лучше всего контролировать движения руками, в противном случае ребенок не получит всего, что он должен получить от занятий. В этом заключается отличие детской гимнастики от детского массажа, хотя на первом году жизни они практически неотделимы.

    Для детей с нарушениями развития или серьезными заболеваниями гимнастика и массаж важны еще больше, чем для здоровых. В этом случае режим движений нередко становится одним из элементов комплексного лечения либо достаточно эффективным способом реабилитации. Однако в подобных случаях необходимо проконсультироваться с лечащим врачом и строго выполнять предписанные рекомендации.

    Противопоказания к гимнастике и массажу

    Гимнастика и массаж противопоказаны при:

    – всех острых заболеваниях, сопровождающихся повышенной температурой;

    – тяжелой форме гипотрофии;

    – остром гнойном или другом воспалении кожи, лимфатических узлов, костей, мышц, подкожной клетчатки (пемфигусе, экземе, лимфадените, импетиго, остеомиелите, флегмоне) и др.;

    – заболеваниях, сопровождающихся болями и ломкостью костей;

    – остром течении рахита с явлениями гиперестезии;

    – остром (гнойном) артрите или туберкулезе суставов и костей;

    – врожденном пороке сердца с расстройством компенсации и цианозом;

    – геморрагическом диатезе и гемофилии;

    – остром нефрите;

    – остром гепатите;

    – активной форме туберкулеза;

    – крупной пупочной, паховой, бедренной или мошоночной грыже со склонностью к ущемлению органов или со значительным их выпадением.

    В остальных случаях гимнастика и массаж желательны. Однако область грыжи перед занятиями все же следует фиксировать пластырем.

    Условия для массажа и занятий гимнастикой

    Лучшим местом для проведения массажа и занятий гимнастикой является стол для пеленания. Его нужно застелить пеленкой, под которую следует подложить клеенку и сложенное в несколько раз байковое одеяло. При этом сам стол должен стоять так, чтобы доступ к ребенку был возможен со всех сторон. Американские специалисты рекомендуют заниматься с грудничком на полу. Однако место для занятий с ребенком должно располагаться вдали от сквозняков и отопительных приборов и быть хорошо освещенным.

    Перед массажем или занятием гимнастикой комнату следует хорошо проветрить, а летом или весной проводить такие процедуры либо на свежем воздухе, либо при открытом окне или форточке. В этом случае они будут сочетаться с закаливанием. Что касается времени их проведения, заниматься гимнастикой или массажем нужно за 30–60 минут до кормления или через 40–45 минут после этого.

    Руки перед занятием нужно тщательно помыть, ногти коротко остричь и снять с пальцев все украшения. Кроме того, ваша одежда не должна стеснять движений и обнажать руки примерно до локтя. Маслом или тальком пользоваться нежелательно. Лучше массировать кожу малыша чистыми руками, так как специальные кремы усиливают скольжение, усложняя выполнение приемов, а тальк и детская присыпка сильно сушат кожу. Если все же руки кажутся очень сухими, нанесите на них немного детского масла. При потливости рук можно использовать тальк, которым следует слегка припудрить тело ребенка. В обоих случаях малыша следует в тот же день искупать.

    Поскольку при массаже увеличивается теплоотдача, в холодное время года тело ребенка следует прикрыть пеленкой, оставив открытой только массируемую область. Летом массаж нужно проводить в самое жаркое время дня, чтобы облегчить теплорегуляцию. А гимнастикой в этот период лучше заниматься в утренние часы.

    Но самое главное – это настроение малыша. Помните о том, что ваше состояние моментально передается ребенку, поэтому массаж и гимнастика должны доставлять вам обоим радость и удовольствие.


  • Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


    мамаТроихСолнышек
    мамаТроихСолнышек
    Коломна
    442501

    Комментарии

    Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
    правила сообщества
    Пожаловаться
    Екатерина Варовина
    Екатерина Варовина
    Екатеринбург

    Спасибо большое, очень интересно! А вы не думали курсы детского массажа пройти или может уже проходили? Просто я пока сама в академии грант такие курсы не прошла, было довольно смутное понимание что к чему, я думаю что обязательно нужна какая-то основа в таком не простом деле, как детский массаж...

    Пожаловаться
    мамаТроихСолнышек
    мамаТроихСолнышек
    Коломна
    Очень хочу. Но к сожалению это затратно сейчас для меня. Конечно это дело профессионала. Дочке в раннем вощрасте нанимали массажистку потом и я сама справлялась. А вот мальчикам нанимали… не успевала.профи то на намного лучше.
    Пожаловаться
    ирина
    ирина
    Анастасия
    12 лет
    Коломна

    интересненько. спасибки!!!!!!!!11

    Пожаловаться
    мамаТроихСолнышек
    мамаТроихСолнышек
    Коломна