Мария Беликова: «Дети, вы хотите добрую маму? Тогда я сейчас пошла на танцы»

Психолог, мама детей 17, 9 и 7 лет — о воспитании, семейной логистике и личной свободе

— Вы как про себя думаете: я хорошая мама?

Анекдот есть на эту тему. Еврейская мама, у которой туча детей, раз в неделю идет в магазин, покупает себе разных вкусностей, приходит домой, запирается одна в комнате и все это поедает. Дети орут под дверью, просятся к ней, а она им из-за двери отвечает: «Ша, деточки, я сейчас делаю вам хорошую маму!»

У меня был долгий путь от полного самобичевания и постоянных угрызений совести до мысли о том, что самое большое, что я могу сделать для своих детей, — это быть счастливой. Потому что самое главное для ребенка — это спокойная, счастливая и довольная всем мама. Так что, когда мои дети возмущались, если я уходила на занятия танцами или языком, я им говорила: «Дети, вы хотите, чтобы у вас была злобная, сердитая мама или мама добрая? Вы какую маму хотите? Если добрую, то я сейчас пошла на танцы».

Мне близко понятие «достаточно хорошая мать», введенное американским психоаналитиком Винникоттом. То есть да, я не идеальная мама и никогда идеальной не буду, но для своих детей, которые появились в моей семье, я достаточно хорошая мама. Я им нужна — такая, какая есть, со своими особенностями и закидонами. Я для них — лучший вариант. Потому что если им досталась такая мама, то, значит, им такая мама для их развития полезна. И когда я это поняла и приняла, то все мои мучения, угрызения совести и чувство вины стали уходить. Сейчас у меня внутри — пока — баланс, и я на физическом уровне ощущаю, что моим детям всего хватает: моего участия, внимания, моего времени. При этом нарушения баланса, мне кажется, я тоже отслеживаю и включаюсь при необходимости. Дело в том, что мне важно не контролировать каждый шаг моих детей, а быть в теме своих детей. Поэтому я и школу для них выбрала не обычную, а такую, один из принципов которой — включенность родителей в процесс обучения, в школьную жизнь.


— Что это за школа?

— Школа самоопределения Тубельского. В ней реально здорово поддерживается собственная траектория развития ребенка, создается атмосфера, в которой комфортно очень разным детям, поскольку им позволяется быть собой. Из ромашек не пытаются вырастить ирисы и наоборот. А родители там все время что-то делают вместе с детьми — то мы занятия какие-то проводим, то ездим все вместе куда-то, то с педагогами какие-то проекты придумываем. Это занимает довольно много времени, но этой школе я отдаю его с удовольствием.


— Вам не бывает завидно, когда вы смотрите на женщин, которые идут по улице одни, без детей — свободные и не привязанные ни к саночкам, ни к капризам?

— Так было, когда младшие были маленькие. У меня еще так получилось, что, когда я забеременела младшим сыном, я еще даже не перестала кормить грудью дочку. То есть у меня период кормления грудью затянулся практически на пять лет. И от этой физической несвободы, конечно же, я страдала. Но сейчас у меня уже нет такой ситуации и нет такой вещи, которой я не могла бы себе позволить из-за детей. Они уже достаточно взрослые — младшему семь. Они сами остаются дома, причем с удовольствием. Когда я ухожу, из-за двери раздаются вопли: «Ура! Вечеринка!» И честно говоря, я практически то же самое кричу, только внутри себя. Так что сейчас я уже могу позволить себе абсолютно все, что мне хочется и нужно. Но это ведь, в принципе, вопрос внутреннего разрешения себе на тот или иной поступок, а не вопрос обстоятельств. Я как-то видела в метро женщину, молодую, хорошо одетую, которая не торопясь шла по переходу, а за ней гуськом шли трое детей. Она только изредка на них оглядывалась и никого не держала за руку. Я тогда восхитилась, что это в принципе возможно: идти по переходу метро — не быстро, с достоинством, не кричать, не метаться, не паниковать, а просто идти, будучи уверенной, что с твоими детьми все в порядке.


— Увас так получается?

— Стало получаться. Просто потому, что я поняла, что, если буду сильно в чем-то важном себя ограничивать из-за детей, это на них же потом и отольется. Так что, если я буду делать то, что мне важно, им же будет лучше. Сейчас у меня такая философия.


— А раньше какая была?

— Совсем другая. У меня как у мамы трансформация произошла точно по анекдоту: «Когда первый ребенок съедает монетку, вызывается бригада скорой помощи, везут его в больницу, делают рентген и комплексное обследование и рыдают всей семьей. Когда второй ребенок съедает монетку, то посмотрят в горшочек — вышла, не вышла — и идут заниматься своими делами. А если третий ребенок съедает монетку, то ее вычитают у него из карманных денег». К моменту появления своего третьего ребенка я, конечно, стала намного более спокойно к каким-то вещам относиться.


— А это не пофигизм — с этой условной монеткой?

— Мне кажется, что невозможно — быть адекватной многодетной мамой, не обладая определенной долей здорового пофигизма. Ведь что такое пофигизм? Это когда ты немного устраняешься из ситуации и позволяешь ребенку что-то решать самому. Я вот очень солидарна с французским писателем Эрнестом Легуве, который утверждал, что цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас. И получается, что чем больше свободы ты предоставляешь ребенку, тем лучше — в пределах разумного, конечно. Так что я стараюсь все время увеличивать степень свободы детей и количество разрешенных им вещей. Кто-то называет это пофигизмом. Пожалуйста. Я называю это воспитанием.


— У вас с мужем бывают споры по поводу воспитания детей?

— У нас тут интересная история. У моих родителей через несколько лет будет золотая свадьба, и в моей системе координат у них получилась настоящая семья. Такая семья, какую себе хочется. Я как-то папу спросила: «В чем секрет, что вам так долго удается так хорошо жить?» А папа мне ответил: «Просто у нас всегда были поделены сферы влияния. Были области, в которых я принимал решения, и это не обсуждалось. А были сферы, в которых мама всегда была главная, и я ей всегда в ее решениях доверял».

Сейчас, пожалуй, в нашей семье детскими вопросами преимущественно занимаюсь я. Конечно, многие вещи мы обсуждаем вместе с мужем, но серьезных конфликтов по поводу детей у нас нет. А последнее время я вообще пришла к тому, что детям иногда полезно столкнуться с каким-то альтернативным опытом. Например, раньше, когда мне казалось, что муж слишком жестко с детьми разговаривает, я могла кинуться их защищать. А тут я поймала себя на том, что вмешиваться перестала. Потому что когда папа что-то просит сделать младшего сына, скажем, в ситуации, когда все собираются на поезд и спешат, то это не время прикидываться дурачком, и Костя в свои семь лет уже должен это понимать.


— У вас большая квартира?

— У нас двухкомнатная квартира. Личного пространства маловато. В чем-то это приучает считаться с другими людьми. Если старшему нужно заниматься, то мелкие со своими игрушками переселяются в другую комнату — иногда добровольно, иногда добровольно-принудительно.


— Вы не устаете от того, что на таком маленьком пространстве столько народу? Ведь маленькие уже не такие и маленькие — семь и девять лет?

— А мы там как-то редко все встречаемся. Утром все расходятся по школам-работам — у младших школа полного дня, старший тоже редко приходит раньше пяти-шести. Кроме того, у нас еще есть дом в деревне на Валдае, наше спасение. Муж в последние годы занялся фермерством, у него несколько своих магазинчиков, и он много времени проводит там, а мы к нему наезжаем. Все каникулы, праздники, лето мы проводим в деревне.


— То есть никаких подростковых проблем со старшим вы не испытываете?

— А как без них! Просто мне мое образование психолога довольно сильно помогает в семье. И когда у старшего сына начинаются какие-то его подростковые закидоны, мне легче их выносить за счет того, что я понимаю, что сейчас для него это норма. Все-таки когда понимаешь, что этот дурдом и кошмар — запланированный, то немножко спокойнее к этому относишься.


— Вы с сыном обсуждаете это?

— Бывает. Когда младшие уходят спать, мы с ним часто остаемся на кухне, чтобы просто поговорить за чашкой чая. И иногда я ему говорю: «Макс, ну что с тобой разговаривать сейчас об этом? У тебя же подростковый возраст, который по определению характеризуется диффузией идентичности. А это как минимум — пограничное состояние». Он смеется и обижается: я-то, мол, думал, что я особенный, а, оказывается, я по схеме. Но, вообще-то, я стараюсь не лечить своих детей. Для этого есть клиенты.


— А что вы любите с детьми делать?

— С младшими мы любим рукодельничать. И школа к этому располагает, и мои собственные склонности — мне очень нравится что-то делать руками. Я давно заметила, что если родители от чего-то ловят кайф, то детям это тоже, как правило, подходит. Я готовить люблю, и с маленькими мы часто что-то печем вместе. С дочкой нам нравится ходить по музеям, театрам. На коньках все вместе любим кататься с младшими. А Макс уже ездит со своей компанией. И мне это было сначала сложно принять, а потом я смирилась, ведь это нормально, что ему не с нами, а со своими ребятами хочется покататься.


— У каждого из детей свое расписание, а привести — отвести — забрать их с занятий должны вы с мужем. Как вы распределяетесь? Составляете план заранее?

— Конечно. Но, вы знаете, у детей не так много занятий сейчас. Я тоже к этому не сразу пришла. Они в такой школе учатся, где и так много дополнительных кружков, на которые их не нужно специально приводить — все внутри школы. Кроме того, Костя ходит на акробатику трижды в неделю, а Света один раз в неделю — на рисование. И мы все раз в месяц ходим в Пушкинский музей на семейные экскурсии. Просто в какой-то момент я поняла, что пусть лучше будет один кружок, но от него ребенку будет реальная польза, чем пять кружков, которые все нужны для галочки, а никакой радости от них ребенку нет.


— А вечером и в выходные что они делают?

— Я стараюсь дать им возможность позаниматься тем, чем они сами хотят. Уроки делать дома им не нужно — они их делают в школе, так что вечер — это их личное пространство, в которое я по возможности стараюсь не влезать. В выходные мы частенько выбираемся на какие-нибудь культурные мероприятия — музеи, выставки, интересные московские детские мероприятия, в гости. А бывает, что я иногда говорю: «Дети, а давайте сегодня мы пойдем в музей!». А они мне отвечают: «Мама, а давай мы просто посидим дома!». И тогда я говорю: «А давайте!». Музей бы меня тоже устроил — не зря же я сама предлагала туда идти, но остаться дома иногда тоже здорово: посмотреть вместе хорошее кино, поиграть в настольные игры, приготовить вместе какую-нибудь вкусняшку, просто поболтать подольше за чаем, никуда не спеша.


— Есть вещи, которые вы заставляете себя делать с детьми?

— Сейчас жизнь так устроена у нас, что, пожалуй, нет. Конечно, есть вещи необходимые, которые не обсуждаются, вроде ранних подъемов в школу. Но по большому счету я перестала проводить с детьми время, наступая себе на горло. Нет у меня сил идти гулять с детьми — могу остаться с ними дома, например, фенечки плести. Нет желания утром кашу сложную варить — можно яйцо съесть. Устали друг от друга — могу оставить их одних заниматься своими делами, понимая, что со мной они получают одни бонусы, а без меня другие, и неизвестно, какие для них сейчас окажутся полезнее. В общем, я скорее за жизнь без излишнего насилия и для себя, и для детей.


Мадонна
Мадонна
08685

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Дашка Милькович
Дашка Милькович
Краснодар

очень круто… только пока малыши, никуда от них не денешься...))

Пожаловаться
Мадонна
Мадонна

видимо надо троих родить)))

Пожаловаться
Дашка Милькович
Дашка Милькович
Краснодар

наадо будет попробовать

Пожаловаться
Мадонна
Мадонна

я пока пробую про «дети я делаю вам добрую маму»

Пожаловаться
Sly
Sly
Максим
8 лет
Москва

потрясающая мама :)

Пожаловаться
Мадонна
Мадонна

Да. Все приходит с опытом))

Пожаловаться
Sly
Sly
Максим
8 лет
Москва

не сказала бы, тут в первую очередь, чувствуется мудрость и образованность) Некоторым и с 5-ю детьми не доходит)

Пожаловаться
Мадонна
Мадонна

ну это да. Я про спокойствие и осознанносьь своей самодостаточности.