У меня двое детей. И я всегда была, что называется, активной мамой, то есть старалась дать своим детям самое лучшее. Из того, что мне казалось хорошим. Мой старший сын родился как раз в начале бума «развивающих игрушек» и книжек вроде «Растим гения». Развивающие игрушки быстро стали модой и понравились многим родителям. Еще бы! Не просто игрушки, а полезная вещь, купил таких игрушек побольше, дал их ребенку «на, детка, развивайся»– и ты хороший родитель! Не подумайте только, что это я о других родителях пишу. Нет, это я исключительно о себе.

Я ведь тоже была захвачена идеей развивающих игрушек. Ходила на выставки, лазила по специальным сайтам, разговаривала со всеми, кто мне казался более опытным и продвинутым родителем/воспитателем, чем я. Осваивая вместе с сыном развивающие игрушки, я просто вынуждена была «вернуться в детство» и играть в них сама. Почему? Да потому что он как-то не стремился в них играть…

И вот мы с ним «играли»: бросали в сортер геометрические фигурки и называли их (треугольник, овал, круг и т.д.), в рамочки складывали формы (опять геометрические или – что немного веселее – фигурки животных).

И я довольно быстро поняла, что лично мне эти игрушки совсем не нравятся. И я в них играть не хочу. С ними нельзя придумать ни одной фантастической истории, ни одной живой игры. Их нельзя любить, прижимать к себе. Понаблюдав за своим сыном, я увидела, что и он не желает «развиваться» по науке, а все норовит построить дом, покататься на машинке, поплескаться в луже, забить вместе с папой гвоздь или вместе с мамой печь пироги или мыть пол… Из всех игрушек, которые я покупала, сын играл только в конструктор и машину (знаете, такую, на которой можно кататься, отталкиваясь ногами от пола).

Я еще по инерции с уважением продолжала относиться к развивающим игрушкам. И считала себя ленивой мамой, до которой никак «не дойдет» или которая просто мало старается…И всегда я тосковала, когда наступало время играть с сыном – и играть не хочется, а надо, и о себе плохо думаешь....

Но однажды, когда моя знакомая стала жаловаться мне: «представляешь, купила сыну за безумные деньги развивающий центр, а он к нему даже не подошел, а вот надувному копеечному шарику целый день радовался!», я вдруг подумала (тем более, что развивающий центр был у меня перед глазами), что мальчик прав. Как в ЭТО можно играть!

Я вспомнила свое детство, свои игрушки и игры…Ничего особенного – куклы, дочки-матери, магазин, строительство «домушек», игры с водой, супы и каши из песка и компот из клевера, фантики…Но игры всегда доставляли мне удовольствие. Понимаете, было приятно насыпать в кастрюльку песок, лить воду, из спичек и головок цветов делать дам и кавалеров и устраивать балы, заворачивать камушки в бумажку и отсчитывать монетки, играя в магазин… И весь смысл игры был только в том, что она доставляла радость.

Я не помню, чтобы мы СКУЧАЛИ. А мой старший сын явно скучал. И его приятель тоже. Игрушек у них было море – по сравнению с моим детством, а игры и живого интереса не было.

И я уже основательно задумалась о том, какие игрушки нужны детям? Нужны ли они им вообще? И почему эти правильные развивающие игрушки не делают детей счастливыми, а заставляют их скучать?

И мне очень захотелось спросить других родителей:

1) В какие игрушки и игры играют ваши дети?

2) Скучают они или нет в окружении игрушек?

3) Чему Ваши дети действительно радуются?

4) Вы никогда не замечали, что дети играют даже без игрушек – с подручными, что называется, средствами – кастрюлями, корзинами, тряпочками, шишками, т.е. с любыми предметами? Не приходила вам в голову мысль, что игрушки, которые мы азартно покупаем (и тратим на них большие деньги) не очень-то детям нужны или даже совсем не нужны?

5) Не кажется ли вам, что если учить ребенка тому, что он в своем возрасте не может/не хочет – значит стараться сделать из него кого-то, кем он не является, т.е. просто не принимать его таким, какой он есть. Может, он и приобретет какие-то навыки, но будет ли он ими пользоваться? и сделает ли его это счастливым?

А счастливым ведь быть очень хочется. Вы заметили, что и дети, и взрослые счастливы и радуются, глядя на улетающий в небо шарик?

Психологи и педагоги Германии о жизни без игрушек

я апвку

Жизнь без игрушек – звучит довольно грустно, но в реальности это получается совсем наоборот. Эту идею проверили на практике во многих детских садах Германии. Результат этого, на первый взгляд сомнительного, опыта оказался очень позитивным: дети меньше конфликтуют друг с другом и — к удивлению скептиков — они гораздо меньше скучают.

Некоторым родителям настолько понравился результат, что они взяли идею на вооружение и стали устраивать «выходные для игрушек» и дома. Оказавшись без игрушек, дети становятся – вопреки ожиданиям взрослых – очень активными, начинают придумывать новые идеи для игр. Они «включают» фантазию и превращают в игрушки самые обычные предметы домашнего обихода. Стол, стулья, табуретки, подушки, скатерти или простыни становятся очень ценными вещами для игры. Но – и это самое главное – значение партнеров по игре вырастает невероятно, дети становятся друг другу очень важны.

Идея «игрушки уехали в отпуск» возникла в середине 90-х годов в Баварии в католических детских садах. Родители встретили эту идею с большим скепсисом. Она проверялась в нескольких группах, «отпуск игрушек» доходил до 3 месяцев в году.

Воспитатели детских садов, в которых проводился эксперимент, установили, что во времена «отпуска для игрушек» дети общаются друг с другом более заинтересованно, их отношения становятся более прочными, поэтому дети чувствуют себя в коллективе более уверенно. Очень позитивно сказываются такие каникулы на развитии речи. Прогресс именно в этой области наиболее впечатлил воспитателей и родителей. После проведения эксперимента детей опрашивали, чего же им не хватало, и они называли, как правило, кубики, конструкторы Лего и кукол. То есть те игрушки, которые требуют активности от ребенка. На скуку не пожаловался ни один ребенок!

Наблюдения воспитателей из баварских детских садов дополняются опытом вальдорфских детских садов и лесных детских садов (аналоги наших лесных школ), где готовых игрушек у детей практически нет. Дети играют на природе с палочками, камнями, каштанами, платочками и другими подобными «простыми» вещами – и на жизнь не жалуются.

Идея «каникул для игрушек» — это повод для нас, взрослых, еще раз задуматься и вспомнить (многочисленные примеры мы находим в собственной истории и в культуре других народов): для того, чтобы играть, детям не нужны специальные предметы, все необходимое для игры – у них внутри.

Игры в догонялки, прятки, пап и мам, кормление кукол, уход за ними, борьбу, коллективную борьбу (войну) – все знакомые темы детских игр, общие с животными. Поэтому дети так легко находят общий язык и играют со щенками, котятами, козлятами. Увлечение строительством примитивных настилов, шалашей, тяга к пещерам, дуплам («игры в домушку») – это уже чисто человеческая врожденная программа. Подготовленные взрослыми сооружения нравятся детям намного меньше, чем те неподходящие с точки зрения взрослого предметы, которые дети находят в природе или своем окружении сами.

Елена Дранова

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Мама
8451455

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Оксана

Я такая же как автор) накупила развивашек (по возрасту!!), а они ему не интересны. Машинки и др. транспорт готов весь день гонять, пазлы, мячик и просто помогать папе, маме, бабушке.

Пожаловаться
КатринКатрин
добавлю в закладки, будет время прочту
Пожаловаться
МамаЙогиня

Можно для своих подружек копирну?

Отличная статья!

Пожаловаться
Мама

конечно)

Пожаловаться
Мама

сама скопировала)

Пожаловаться
МамаЙогиня

СПАСИБО.

Пожаловаться
Лесь Санна

я стащить хочу, пожалуй

Пожаловаться
Наташа

да( и я грешна( играет только в лего, в остальное эпизодически. А еще заметила чем «интереснее» сортер, тем сложнее в него запихать фигуру из-за муз. кнопочек — бред короче :)

сортер в виде домика зато пригодился для домика игрушек :) а еще машинка с глубоким багажником — перевозим игрушки в домик :)

а когда маленький был, вообще играл в прозрачный икеевский контейнер для еды, а не в игрушки %)

но вот просто вещи бытовые в качестве игрушек давать — не прокатывает, как только они оказываются в его коробке — уже неинтересны. только в качестве нужных взрослым — интересны.

спасибо за инфо!

Пожаловаться
САВа

интресно

Пожаловаться
Natalia Devlin

Можно сделать корзинку сокровищ по Монтессори, и не надо никаких развивающих игрушек. Делается это так. Берете какую-нибудь корзинку или коробку, желательно из натурального материала, типа дерева или железа. Но любая подойдет. Кладете туда всякие баночки: одну с фасолью, одну с рисом, одну с монетками (главное, чтоб ребенок не мог сам ее открыть). В другой раз (через пару дней) меняете состав и кладете разные лоскутки: шелк, шерсть, хлопок, вельвет, всякие ленточки и мишуру. Кладете деревянную ложку или лопатку, железную ложку, и тп. Кладете пустые баночки из-под приправ или кладете ватку с приправой в баночке с дырками (примеры запахов: корица, лимон, ваниль). Кладете колокольчики, маракас, бубен. Вобщем, смысл в том, чтобы использовать натуральные материалы (дерево, металл, ткань) и предлагать обычные бытовые предметы для изучения и свободной игры.

Я так делала, когда ребенку было где-то 9-12 месяцев. Ему безумно нравилось в той корзине шариться.

Вот еще хороший блог с примерами, что можно класть в такую корзинку для детей постарше:

Пожаловаться
МамаЙогиня

Мама моя доче такую делала… она педагог) дочке очень нравилось! И мне!

Пожаловаться
Мама

спасибо за идею)

Пожаловаться
Ксюша
У нас есть игрушки — разные. Играет по настроению, но я стараюсь деревянные покупать, а не китайскую пластмассу.
Пожаловаться
Polypsy

читала эту статью пару дней назад… мнение 50 на 50! считаю, что должно присутствовать и то то !

Пожаловаться
Катерина

+100000000

Пожаловаться
Марина

мы тоже с дочей сейчас играем больше вместе без таких игр

Пожаловаться
Ольга
Украду))))
Пожаловаться
Прыгуру
мне кажется проблема автора в том, что она накупила развивающих игрушек не по возрасту. Эти игрушки интересны ребенку лет до полутора, а после пупс, коляска, посудка, крупный конструктор, потом к двум годам моим полюбились фигурки животных и конструктор помельче, потом любимой игрой стало сооружение палаток из пледов и простыней, где они устраивали чаепития для мягких игрушек. Сейчас младшей три и больше всего она любит игрушки в виде любимых мультгероев, конструктор и еще играть в перевоплощения — то в зайца нарядится, то в улитку, то в лису, то в ковбоя(приходится все время с ней костюмы мастерить из подручных материалов). А старшая только недавно заинтересовалась созданием домиков для кукол, делает из коробочек кроватки. из носков подушки и одеяла. Так что, по-моему, эти игрушки имеют право на существование, но в определенный период развития, когда дети еще не пытаются проявлять фантазию при игре, а только учатся координировать свои движения(для этого и нужны игрушки вкладыши, чтобы позже не было проблем с более сложным по форме конструктором и пазлами), различать цвета, звуки и т.п. На каждый этап развития требуются разные игрушки, это все равно если бы автор написала сокрушающую статью на погремушки и мобиль, что они скучны для ее ребенка, не указав, что ребенку 1-7 лет
Пожаловаться
Настёнка

Развивающие игрушки типа пирамидка и сортёр нужны только маленьким.А старшим реально это не надо.У нас любовь огромная к конструктору, пластилину, рисованию и мягким игрушкам и то не всем.Стоят 2 корзины всяких игрушек, ей и не надо.Сделаем ремонт, уберу всё на фиг.

Пожаловаться
Olga
Я все таки за жизнь с игрушками. Из не должно быть слишком много, но полезные развивающие много чему учат, люблю вместе с дочкой поиграть
Пожаловаться
Olga
+ у нас все нужные, во все играем, только мягких игрушек завал и пока с ними не играет. Лежат пыль собирает, их надарили
Пожаловаться
Мама

Да, пыли сборники эти мягкие игрушки понимаю)Тоже надарили)Я как-то большого медведя прям на скамейки в парке оставила)))Или как вариант «потерять»)Ну а если дороги, перестирать)Или еще дезинфицируют холодом, в пакет и в морозилку на сутки)

Пожаловаться
Olga

у нас есть две любимые мягкие собака и большой медведь- его любит кормить, а в остальном игрушками очень пользуемся. как-нибудь сделаю запись с картинками про наши любимые игрухи)

Пожаловаться
Anna
отличная статья!!! сама часто ловлю себя на мысли, что игрушек просто горы, а играет только обычными кубиками и еще парочкой самыых обычных… а все дорогущие супер интерактивные валяются ппо углам…
Пожаловаться
Мама

да, я тоже поняла что нет смысла тратить на них деньги)

Показать ещё
Актуальные посты