Подростковый возраст (кому интересно, развитие, примерный распорядок дня, питание и развитие подростков)

Подростковый возраст(синонимы: пубертатный https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/6653, старший https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/34811)

период жизни, продолжающийся в среднем https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/21531 10—12 до 15—16 лет у девочек и от 12—14 до 17—18 лет у мальчиков. Условно началом П.в. считают время появления оволосения на лобке. Во время П.в. происходит https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/24298/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5, сопровождающееся ускоренным физическим и психосоциальным развитием, перестройкой функций всех органов и систем. Полагают, что П. в. продолжается условно около 5 лет и заканчивается с прекращением бурного роста.

В физиологическом отношении П. в. обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из них являются https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/9462 роста (см.https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/8905/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5), Половые гормоны, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/9463 щитовидной железы (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/35042/%D0%A9%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F), Инсулин. Только их одновременное и взаимодополняющее действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит становление репродуктивной функции, сопровождающееся появлением вторичных половых признаков (изменение пропорций тела, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах и др.), развитием наружных и внутренних половых органов, появлением менструаций у девочек и поллюций у мальчиков.

В нормальных условиях https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/24298 и физическое развитие всегда протекают взаимосвязанно. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/27102 в длину, скорость роста составляет в среднем 9 см в год. Пик скорости роста в среднем приходится на 10—11 лет у девочек и 13 1/2—15 лет у мальчиков; к 16 годам у девочек и 18 годам у мальчиков скорость роста значительно замедляется. Масса тела (см. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/6240/%D0%92%D0%B5%D1%81) увеличивается в П.в. в среднем на 3—5 кг в год.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы, но темпы их роста неодинаковы, например рост конечностей опережает рост туловища. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений — появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15—16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период нужно внимательно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за столом, т.к. неправильное положение корпуса при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника (см. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/24043/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA, Сколиоз).

Продолжается интенсивное развитие коллагеновых и эластических волокон кожи. С определенной этапностью появляется вторичное половое оволосение. Подкожная https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/14452 наиболее интенсивно развивается у девочек: под влиянием эстрогенов заметно нарастает масса жировой ткани, за счет чего происходит https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/32648 фигуры, частично формируются молочные железы.

На фоне полового созревания активно протекают процессы дифференцировки костной ткани. Содержание кальция в скелете увеличивается с 296 г в 10 лет до 1035 г в 18 лет. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/19417 костной ткани подростка все более соответствует морфологии костной ткани взрослых. К концу П.в. зоны роста трубчатых костей в основном закрываются, постепенно прекращается «пубертатный» скачок в росте, т.е. интенсивный https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/27102/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82 в длину. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/27102 и развитие костей грудной клетки и позвоночника завершаются после 20 лет.

С 14—15 лет становятся более определенными половые различия в развитии мышечной системы — повышается сила сокращения мышц, заметно улучшается координация мелких движений. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/17520, выполняемая за 1 мин, увеличивается к 16 годам в 3—4 раза, возрастает диаметр мышечных волокон. У мальчиков интенсивно увеличивается масса мышц (в среднем за 2—3 года периода полового созревания на 12%, в то время как с момента рождения до 8 лет всего на 4%).

В подростковом возрасте отмечается дальнейшее морфофункциональное совершенствование органов дыхания. Завершается развитие придаточных пазух носа. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/9483, особенно у мальчиков, все больше напоминает по форме https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/9483 взрослого человека. Голосовые складки у мальчиков с 12 лет становятся длиннее, чем у девочек. Длина трахеи у подростков увеличивается в среднем с 6,3 см (в 10—12 лет) до 7,2 см(в 14—16 лет), ее диаметр с 11,3 мм до 14 мм соответственно. Удлиняются главные https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/5145, повышается их https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/26464 к спадению, увеличиваются количество и размеры альвеол легочной ткани. Происходит усиленный рост легочной ткани —к 14 годам их масса и дыхательный объем увеличиваются приблизительно в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденных. Одновременно резко возрастает диаметр грудной клетки. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/31063 дыхания у мальчиков брюшной, у девочек — грудной или смешанный (грудной и брюшной). Отмечаются интенсивное развитие дыхательных мышц, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/11198 легочной ткани, увеличение размеров ацинусов, развитие эластических и мышечных волокон. Улучшаются показатели функционального состояния легких, в результате чего https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/11458 становится глубже, реже и к концу П. в. достигает уровня взрослых (16—20 в 1 мин).

Значительные морфологические и функциональные изменения происходят и с сердечнососудистой системой, при этом отдельные ее элементы созревают неравномерно. В течение П.в. размеры сердца удваиваются, его масса возрастает со 140—150 г в 10 лет до 230—260 гв 16 лет. Желудочки увеличиваются более интенсивно, чем предсердия, особенно левый желудочек, в результате чего соотношение между левой и правой половинами сердца возрастает с 1,5:1 в раннем детском возрасте до 3:1 в конце П. в. Объем камер сердца увеличивается быстрее, чем толщина образующих их мышечных стенок и диаметр отводящих сосудов. Развитие и дифференцировка волокон миокарда протекают интенсивнее, чем проводящей системы сердца. В течение П. в. в миокарде повышается количество соединительной ткани, эластических волокон, вкраплений жира. Вены растут быстрее артерий, поэтому к 16 годам их просвет вдвое шире просвета артерий. Частота пульса в П. в. достигает показателей взрослых — 80 ударов в 1 мин. Артериальное давление увеличивается до 120—125/75—80 мм рт. ст. Нарастает ударный и минутный объем крови, а общее периферическое сосудистое сопротивление и скорость кровотока уменьшаются.

В подростковом возрасте завершается морфологическое и функциональное развитие слюнных желез и пищевода (11—13 лет), постоянных зубов (14—15 лет). https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/6856 в пищевод в 12 лет находится на уровне VI—VII грудных позвонков. Длина пищевода увеличивается с 18 см в 10 лет до 19 см в 15 лет. В этот же возрастной промежуток расстояние от зубов до входа в https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/11709 возрастает с 27—33 см до 34—36 см, диаметр с 15 мм до 18—19 мм. Темп роста объема желудка опережает темп роста тела. Морфологически желудок достигает показателей взрослого человека в 10—11 лет: объем желудка составляет 1500 мл, заметно нарастает число желудочных желез, стабилизируется базальнаяhttps://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/27816. Вместе с тем отмечается некоторая функциональная незрелость желудка — https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/15969 стимулированной секреции желудочного сока и его протеолитической активности. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/14260 желудочного сока у большинства подростков по сравнению со взрослыми показателями снижена. Длина кишечника в П. в. увеличивается, но медленнее, чем рост тела, его функциональные показатели постепенно приближаются к уровню взрослых.

В подростковом возрасте отмечается второй пик возрастания размеров поджелудочной железы, продолжается совершенствование ее экзокринной и эндокринной части, нарастают секреция инсулина и ее ферментативная https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/1800.

Увеличиваются размеры печени, ее масса— с 900—930 г (в 10—11 лет) до 1160—1200 г (в 14—15 лет). Завершается развитие желчевыделительной системы, но ее функциональное состояние характеризуется лабильностью.

В течение П. в. масса почек увеличивается с 82—84 г (в 11 лет) до 115—120 г (в 15 лет), продолжаются рост и развитие мочевыводящих путей. К 12—14 годам основные функциональные показатели деятельности почек достигают уровня взрослых. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/11180 повышается в среднем с 1100 мл (в 8—10 лет) до 1500 мл (в 11—15 лет).

Определенные сдвиги отмечаются и со стороны гемограммы — https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/16314 с 12 лет мало отличается от показателей взрослого человека, содержание лимфоцитов постепенно снижается.

Заметные изменения происходят в эндокринной системе. Масса щитовидной железы возрастает, к 15 годам она полностью морфологически сформирована. Нарастает масса паращитовидных желез. В среднем к 12 годам заканчиваются формирование и дифференцировка коркового слоя надпочечников, масса надпочечников увеличивается с 6,6 г (в 6—10 лет) до 8,6 г к 15 годам. Значительно повышается активность гипоталамо-гипофизарной системы и половых желез.

Изменения гормонального статуса, характерные для П. в., обусловливают перестройку иммунной системы. Соматотропный гормон иhttps://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/31068 стимулируют функцию вилочковой железы, лимфоидной ткани, образование Т-лимфоцитов. Их действие уравновешивается адренокортикотропным гормоном и глюкокортикоидами, угнетающими Т-лимфоциты и https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/12499. При этом в начале П.в. в надпочечниках преобладает https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/27329 минералокортикоидов, обладающих противовоспалительным действием, а затем увеличивается синтез глюкокортикоидов.

В подростковом возрасте могут возникать функциональные расстройства различных органов, что во многом обусловлено перестройкой нервной, иммунной и эндокринной систем. В связи с усилением функции сальных желез кожи их протоки могут закупориваться, что приводит к появлению угрей (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/31982/%D0%A3%D0%B3%D1%80%D0%B8). Стимулируемое половыми гормонами увеличение массы жировой ткани, особенно у девочек, предрасполагает к развитию ожирения (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/20796/%D0%9E%D0%B6%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5).

Вследствие активно протекающих процессов морфологической перестройки легочной ткани в П. в. отмечается лабильность процессов газообмена, поэтому подростки менее устойчивы к гипоксии и тяжелее переносят https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/14270, особенно девушки.

Неравномерный рост левых и правых отделов сердца снижает адаптационные https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/29805 сердечно-сосудистой системы подростка к повышенной нагрузке. Вследствие того, что по темпам развития https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/24891https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/29004 сердца отстает от миокарда, нередко у подростков развиваются функциональные нарушения сократительной способности сердца. Увеличение ударного объема сердца при относительной узости кровеносных сосудов может обусловливать развитие гипертрофии миокарда и так называемого юношеского сердца, или юношеской артериальной гипертензии. В условиях повышения активности гипоталамо-гипофизарной системы и, соответственно, уровня катехоламинов и других биологически активных веществ сердечно-сосудистая система подростка функционирует неэкономно, что способствует развитию транзиторной юношеской гипертрофии левых отделов сердца, появлению систолического шума. Могут отмечаться раздвоение тонов, дополнительные III и IV тоны, функциональные нарушения ритма — синусовая аритмия, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/35331, на ЭКГ — удлинение или укорочение интервала Р — Q. Эти изменения более выражены у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно спортом, или, наоборот, при чрезмерных, не соответствующих возрасту физических нагрузках. Нередко возникают также https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/27951, учащение пульса (иногда https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/1406 может понижаться, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/25614 урежаться), возможны https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/20779, головная боль в области лба.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении у подростков могут появляться https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/9326, неприятное https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/21765 в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение, иногда развивается даже обморочное состояние (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/16935 бледнеет, кисти рук холодные, могут приобретать синюшный оттенок), может быть https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/26294. Эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков нередко наблюдаются повышенная https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/24497, красный https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/10500/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC, быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, характерная для этого возраста, а также психическое и https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/32866.

Лабильность функционального состояния пищеварительной системы предрасполагает к развитию различных нарушений вследствие эмоционального или физического напряжения, погрешностей в питании. Особенно часто наблюдаются нарушения перистальтики кишечника и продвижения по нему кишечного содержимого (ускорение или замедление). Нередко отмечаются дискинезии желчных путей (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/10999/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F). При переохлаждении у девочек-подростков могут развиваться воспалительные заболевания мочевыводящих путей (см.https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/23272/%D0%9F%D0%B8%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%80%D0%B8%D1%82, Цистит).

Нередко в П. в. при интенсивном чтении и чрезмерной умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения, поэтому необходимо строго следить за соблюдением подростком режима и правил чтения.

Перестройка, происходящая в ц.н.с. подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его психики. Отмечаются снижение порога возбудимости, лабильность вегетативных реакций. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим, застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. Именно в этом возрасте интенсивно формируются https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/27480, способность к анализу окружающих явлений. Повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мышлении подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается половое https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/6501, что нередко вызывает сложные конфликтныеhttps://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/22924.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, связанная с неравномерностью психического и физического созревания, которая особенно выражена в условиях акцелерации (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/1871/%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F). В результате черты «детскости» (повышенная https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/6546, подчиняемость постороннему влиянию) сочетаются у них с проявлениями «взрослости», поэтому https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/23863 часто выглядит непоследовательным, возможны его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т.п.) без учета его склонностей и способностей нередко возникают реакции протеста, которые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление избавиться от трудностей или привлечь к себе https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/6518, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/24484 привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (например, при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Одна из характерных реакций подростка — желание освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит повышенное стремление к самоутверждению, достижению самостоятельности. В этих случаях подросток старается в любой ситуации поступать по-своему, как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т.п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют его стремление к самостоятельности. Это может стать причиной тяжелых конфликтных ситуаций в семье. При этом страдают и родители, и подростки, у которых легко развиваются https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/19983. В поисках самоутверждения подростки иногда подражают определенному лицу, литературному образу, киногерою (так называемой реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что отрицательно сказывается на поведении подростка.

Нередки и так называемые реакции компенсации, когда подростки на глазах у окружающих стремятся совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/12471 и себе «силу воли», «храбрость» и т.д. Огромную роль в формировании стиля поведения играют подростковые группы, подчиняющиеся определенным лидерам, причем вне стен учебного заведения лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания.

Гигиена подростков. В подростковом возрасте необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/29799 и отдых. Ночной https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/29472 должен быть не менее 8—9 ч, он необходим для восстановления работоспособности.

Примерный режим для подростков, посещающих школу, представлен в табл.1. посещающих профтехучилище — в табл.2.

Таблица 1

Примерный режим дня подростков 12—17 лет, посещающих школу

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

| Режимные моменты | Время в часах |

| |–––––––––––––––––––––––––––––––-|

| | 12—13 лет | 14—17 лет |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––|

| Пробуждение | 7.00 | 7.00 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––|

| Утренняя гимнастика, водные процедуры. | 7.00—7.30 | 7.00—7.30 |

| Уборка постели, туалет | | |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––|

| Завтрак | 7.30—7.50 | 7.30—7.50 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––|

| Дорога в школу (прогулка) | 7.50—8.20 | 7.50—8.20 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––|

| Учебные занятия в школе | 8.30—14.00 | 8.30—14.00 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––|

| Дорога из школы домой (прогулка) | 14.00—14.30 | 14.00—14.30 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––|

| Обед | 14.30—15.00 | 14.30—15.30 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––|

| Пребывание на воздухе, прогулка | 15.00—17.00 | 15.30—17.00 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––|

| Приготовление уроков | 17.00—19.30 | 17.00—20.00 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––|

| Ужин и свободные занятия (чтение, | 19.30—21.00 | 20.00—21.30 |

| помощь семье, музыка и т.д.) | | |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––|

| Приготовление ко сну (проветривание | 21.00—21.30 | 21.30—22.30 |

| комнаты, вечерний туалет) | | |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––|

| Сон | 21.30—7.00 | 22.30—7.00 |

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Таблица 2

Примерный режим дня подростков, обучающихся в профтехучилище.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

| Режимные моменты | Время в часах |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Дни теоретических занятий |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Пробуждение | 7.00 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Утренняя гимнастика, водные процедуры, | 7.00—7.30 |

| уборка постели, туалет | |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Дорога в училище (прогулка) | 7.30—8.00 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Завтрак | 8.00—8.30 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Вводная гимнастика | 8.30—9.00 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Занятия в училище | 9.00—15.00 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Обед | 11.35—12.30 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Дни производственного обучения |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Подъем | 6.30 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Утренняя зарядка, водные процедуры, | 6.30—7.00 |

| уборка постели, туалет | |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Дорога в училище (прогулка) | 7.00—7.30 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Завтрак | 7.30—8.00 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Вводная гимнастика, инструктаж, работа, | 8.00—14.00 |

| уборка рабочего места, личная гигиена | |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Обед | 11.00—11.45 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Отдых, занятия по выбору в кружках, | |

| спортивных секциях, дорога домой, | |

| свободное время: | |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| в дни теоретических занятий | 15.00—17.00 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| в дни производственного обучения | 14.00—17.00 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Полдник | 17.00—17.30 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Приготовление домашних заданий | 17.30—21.30 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Ужин | 19.30 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Свободное время, прогулка | 21.30—22.00 |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Приготовление ко сну (гигиенические | 22.00—22.30 |

| мероприятия, чистка одежды, обуви, | |

| умывание) | |

|––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––-|

| Приготовление ко сну (гигиенические | 22.30—7.00 |

| мероприятия, чистка одежды, обуви, | |

| умывание) | |

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Питание играет важную роль в течении физиологических процессов организма подростка, повышении его сопротивляемости воздействию болезнетворных факторов (см. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/23453/%D0%9F%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5). С пищей подросток должен получать все вещества, которые входят в состав его органов и тканей,https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/4418, жиры, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/31951, минеральные соли, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/6436, воду. В норме соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4.

Рекомендуется https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/11979/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5. Воздушные https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/5984 принимают в помещении при температуре не ниже 14—15°, сначала их продолжительность не более 3—5 мин, затем прибавляют по 1 мин каждый день, доводя длительность процедур до 15—20 мин. Полезно ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин, через каждые 5—7 дней прибавляют по 1 мин, доводя продолжительность ходьбы до 10—15 мин. В теплое время года рекомендуются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях — ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала не ниже 34—35°, затем через каждые 2—3 дня ее снижают на 1°, доводят до 17—18° и продолжают делать обтирания и обливания в течение 2—3 мин. При отсутствии нежелательных реакций (воспалительных процессов верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, расстройства сна и т.д.) переходят к закаливанию водой более низкой температуры: начинают с 17—18°, снижая температуру через каждые 10 дней на 1°, доводят ее до 10—12° (обычная температура холодной водопроводной воды). https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/32865 в учебных заведениях проводится по программам, соответствующим подростковому возрасту. Ежедневная утренняя https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/8446(см. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/12042/%D0%97%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0) должна войти у подростка в привычку.

В подростковом возрасте велика роль полового воспитания. Необходимо своевременно и тактично разъяснять подростку https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/33544физиологических изменений организма, сопутствующих наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков эти естественные явления могут вызвать невротические реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, имеющих уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни. Важно занять правильную позицию при возникновении личных симпатий между мальчиком и девочкой. Недопустимо говорить об этом в насмешливой форме, прибегать к запретам. Следует помнить, что именно в этом возрасте закладываются основы подлинно нравственных взаимоотношений между полами. Бестактное вмешательство может неблагоприятно сказываться на психике подростков.

Серьезное внимание следует уделять профилактике психических заболеваний (см. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/25510/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0). https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/23863 подростков окружающие нередко ошибочно расценивают как пробелы воспитания, результат неблагоприятного влияния среды и т.д., в связи с чем к ним применяют меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться под наблюдением психоневролога и получать соответствующее https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/16487. Особого внимания требуют подростки с остаточными явлениями после перенесенных инфекционных болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

Охрана здоровья подростков является одной из важнейших государственных задач. Медико-санитарное обеспечение подростков включает систематическое наблюдение за их здоровьем и физическим развитием путем проведения ежегодных углубленных медицинских осмотров, а также организацию и своевременное проведение лечебно-профилактических мероприятий по укреплению здоровья. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/18085 подросткам оказывается поликлиниками для взрослых и сетью специальных подростковых кабинетов, организованных в составе медсанчастей, больниц и поликлиник (1 https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/6774 и 1 медсестра на 1500 подростков) и на фельдшерских здравпунктах (1 https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/32370 на 500 подростков). Подростковый врач обеспечивает систематический учет работающих подростков и учащихся, проводит https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/18089, осуществляет связь со специализированными отделениями, диспансерами, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/30452, администрацией школ, общественными организациями по месту работы и учебы, по вопросам охраны здоровья, режима учебы и труда, анализирует https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/11931 с временной утратой трудоспособности, отбирает больных на санаторное лечение, занимается трудоустройством, осуществляет контроль за занимающимися спортом. Специализированную медицинскую помощь подросткам оказывают врачи соответствующих специальностей районных поликлиник. Особое место в медицинском обеспечении подростков занимают гигиеническое и https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/24277, пропаганда здорового образа жизни, подготовка к семейной жизни.


1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.


Ольга Борисова
Ольга Борисова
Виктория
20 лет
Ева
14 лет
Орехово-Зуево
024570

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ольгунчик
Ольгунчик
Тамбов

спасибо, а то моему сыну скоро 12, а уже начинается…

Пожаловаться
Ольга Борисова
Ольга Борисова
Виктория
20 лет
Ева
14 лет
Орехово-Зуево

Пожалуйста! Дааа дети в этом возрасте неуправляемые! Если у меня девчонки постоянно психуют, то что уж мальчишки вытворяют!..