Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет).
При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор.
Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.
Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром.
По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли.
В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто.
Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика.
У троих возникли суицидальные мысли.
Пятеро испытали острые «панические атаки».
У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п.
Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента:
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать;
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире; — вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись; — убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах; — одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории
— еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор.
Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д.
Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой.
Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…
А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.
Этот эксперимент нужно проводить и взрослым, я так думаю...
Однажды я на себе испытала что значит жить без инета. Я почувствовала злость и досаду, пропало всё настроение делать что либо другое, состояние не из приятных… Телик помог отвлечься)))
Я все таки за детство, а не прозябание свободного времени в тырнете или пялясь в какой либо гаджет.
У нас такой апокалипсис наступает, когда выключают интернет, а уж когда света нет, как вообще, в прямом и переносном смысле КОНЕЦ СВЕТА.
Даже не всякий взрослый согласиться остаться один на один с собой и своими мыслями, а тут подростки,,,, конечно им тяжело, и не только из-за того что у них зависимость от интернета, телевизора и телефона, — просто в подростковом возрасте ведущая деятельность — это общение!!!
Конечно проблема есть и она нарастает, поэтому, приучайте своих детей играть в куклы и машинки, приучайте их любить рукоделие и читайте им книги))))
Мы даем детям смотреть телек вечером, но бывают сбои я с этим борюсь, непонемаю родителей у которых телевизор целый день включен и комп это ужасно
Была как-то у знакомых в гостях. Там мальчик 7 лет на обращения родителей мычал, отмахивался- и втыкался в планшет… И что толку им негодовать, если планшет ОНИ ему в руки дали… Посмотрела я-НЕЕЕ, НИФИГА ПОДОБНОГО У МЕНЯ ДОМА НЕ БУДЕТ. Есть другая семья- там комп только в ограниченное время, когда дома родители-И! НИКТО НЕ УМЕР, НЕТ ИСТЕРИК- потому что это ПРАВИЛО в этом доме… На предмет доберет у друзей- а парню (ему уже 12 лет! умеет думать самостоятельно)многое другое интересно, т.к родители с пеленок учили интересоваться, заниматься реальностью, а не виртуальностью… ДЛЯ МЕНЯ ЭТО ПРИМЕР..
отключение интернета и на меня такие чувства нагоняет) но главное первый день перетерпеть) признаю — у меня зависимость
я думаю не так это все плохо, если бы постепенно убирать из жизни все благо цивилизаций было бы проще детям, думаю в любой эпохи если бы у детей забрали все чем они пользовались и даже владели в совершенстве они бы тоже пришли в дикий ужс
НУ ТАК… ДОЛОЙ ПЛАНШЕТ ИЗ ДОМА, И ВСЕ!!
ужас...


а я с удовольствием уезжала в командировки на месторождения, где нет ничего — ни мобильных, ни инета
читала, изолирована я была от инета-много интересного есть и помимо, книги, гуляния