Мы идём в детский сад.

Почему не все дети его любят? И где искать ответ – в особенностях малыша, личности воспитателя? Или есть что-то ещё, чего мы не замечаем или не учитываем?
Известно, что для одних малышей ходить в детский сад – мука мученическая. Другие, наоборот, «посещают дошкольное учреждение» даже с удовольствием. Реально ли сделать так, чтобы ребёнок шёл в детский садик если не с радостью, то без явного отвращения, без слёз и истерик?
Наверное, вы уже заметили, что способность ребёнка адаптироваться к детскому саду во многом зависит от того, как к этому вопросу относится мама. Одно дело, если у мамы есть уверенность в том, что садик – дело хорошее (это какой-то этап взросления, человеческого роста малыша). Если же мама изначально сомневается, даже боится (вдруг кроху будут обижать?) – это другое. У ребёнка тревожной мамы меньше шансов успешно влиться в коллектив.
На самом деле детский сад (причём почти любой!) действительно может принести малышу большую пользу. Потому что это мини-социум.
Семья – тоже мини-социум, но у близких родственников к малышу особое отношение. Здесь нет сверстников. В семье у ребёнка нет возможности учиться жить с чужими людьми, искать своё место в социуме. А это очень нужно человеку! Нужно уже в 4 года, а некоторым детям – и раньше. Если нет условий для поиска себя среди своих сверстников, для тесного общения с ними, то не происходит чего-то очень важного в личностном развитии ребёнка.
Есть страны, где посещение малышами детских садов строго обязательно. Там нельзя не отдать малыша в садик, как нельзя жить без паспорта или ставить машину в неположенном месте, — за это полагаются определённые санкции.
Наше представление о детских садах как о «камерах хранения для детей» иронически выразил Борис Павлович Никитин. Дескать, садики нужны потому, что не с кем оставить ребёнка, пока родители на работе. Детские сады нужны и для этого тоже, но это не главное. Основное, что даёт ребёнку детский сад, — коллектив сверстников. Кстати, очень плохо, что в наших садиках нет разновозрастных групп. Нехорошо и то, что есть группы слишком маленькие (по 5-6 человек) или слишком большие (по 25 детей). Идеальная группа – 15 детей, где примерно поровну мальчиков и девочек.
В маленьком коллективе не хватает разнообразия и слишком велико влияние взрослых. Их часто почти столько же, сколько малышей, и они успевают сами всё решить, уладить конфликты, что плохо для социального и личностного развития детей.
В большом коллективе, наоборот, воспитатель часто теряет нити управления, и ребятишки оказываются предоставлены сами себе. А как известно, социальное поведение маленьких детей подобно социальному поведению, извините, дикарей.
И всё же при всех минусах чрезвычайно важно, что у ребёнка появится свой коллектив сверстников, где придётся искать друзей и строить отношения с теми, кто неприятен; где нужно найти свою роль (тихони или шалуна, ведущего или ведомого), освоить навыки общения. Если мама сумела понять главное: детский сад для малыша – выход в большой мир, к настоящему общению со многими людьми, непохожими по характеру, привычкам, воспитанию, половину проблемы можно уже считать решённой. Тогда и ребёнок будет уверен если не в том, что детский сад – это хорошо и приятно, то хотя бы в том, что это неизбежно. Раз назад дороги нет, приходится идти вперёд. Раз есть решимость идти только вперёд, человек обязательно к чему-то придёт, найдёт что-то хорошее.
Важно увидеть в своём малыше отдельного человека. Заинтересоваться его чувствами, внутренним миром.
К сожалению, на подсознательном уровне женщина может ощущать своё дитя именно как часть себя – хотя и физически отделённую от себя, но всё равно несамостоятельную. Причина такого отношения к своему малышу – в эмоциональной и человеческой незрелости.
Любить ребёнка и любить себя – разные вещи. Очень часто любовь родителей к своему чаду – это всего лишь себялюбие, продолженная на сына или дочь, вынесенная вовне любовь к себе. Себе хочу здоровья, благополучия – и своему ребёнку. Себя оберегаю от опасностей – и ребёнка. А вот научиться любить малыша как отдельного от себя человека бывает непросто.
Кстати, лишь тот, кто научился ТАК любить своё дитя, и сам окончательно становится взрослым человеком.
Если же родители, особенно мать, подсознательно воспринимает ребёнка как свою собственность, то их отношение к детскому саду (и вообще к социуму: к обществу, государству и всему миру) чисто потребительское. Моему ребёнку должно быть хорошо! Причём «хорошо» в каком-то довольно примитивном смысле (чтобы не обижали, нравилась еда, чтобы не болел, чтобы хорошо развивали и учили – не более того). Всё остальное неважно. Отсюда – желание найти садик получше.
Однако детский сад – не магазин или курорт. Это важная часть жизни вашего ребёнка. И вы не можете предвидеть, найдёт ли он себе настоящего друга в этом садике или в другом; не знаете, как сложатся у него отношения с другими детьми и с воспитателями. А суть-то в этом. В новых человеческих отношениях, которые ждут малыша в садике.
Всё остальное, что мы действительно можем оценить и выбрать (развивающие программы, материальная база, квалификация педагогов), — второстепенно.
Способность ребёнка адаптироваться вообще в любом социуме во многом зависит от психологической установки родителей. Понимают ли они, признают ли, что этот малыш – отдельное существо, призванное прожить свою особую жизнь, в которой ему самому придётся искать себя и свой путь? Или для них это маленькое существо – всё-таки скорее «часть себя», «кусочек себя»?
Если ребёнка приучают к совместной деятельности, к коллективу с того времени, как он начал ходить и говорить, у него вряд ли будут проблемы в детском саду, т.к. для ребёнка ситуация, когда нужно делать что-то не индивидуально, а коллективно – привычна и не вызывает отрицательных эмоций.
И наоборот, если же ребёнок привык «вариться в собственном соку», для него ситуация, когда нужно делать что-то не самому по себе, как ему хочется, а со всеми – крайне необычна и болезненна. А в детском саду постоянно приходится вместе гулять, есть, играть, спать, даже ходить в туалет – это коллектив.
Ещё один момент – отношения в семье. Возможно, вы удивитесь, но полная бесконфликтность тоже вредна. Все знают, что плохо, когда близкие постоянно ссорятся. Но если не ссорятся совсем, тоже плохо. Ведь малышу в садике ссориться придётся. Такого коллектива нет, где не происходят конфликты.
Поэтому приучение крохи к полной бесконфликтности ведёт к тому, что ребёнок становится на редкость ранимым и в то же время беспомощным. Такой малыш мало способен адаптироваться в детском да и в любом социуме.
Вадим Слуцкий, педагог."

дорогие мамочки.в каком возрасти лучше отвести дитя в сад.просто моя принцесса не скем кроме меня не остается.со слезами с папой своим… а кокда я рядом сним играет кушает купаться бежит кричит папи папи куп куп.она его папи называет я мами


Наталья Шестова
Наталья Шестова
Владимир
8 лет
Виктор
6 лет
Новотроицк
02535

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ольга Беляева
Ольга Беляева
Варвара
12 лет
Лев
14 лет
Михаил
19 лет
Тимофей
25 лет
Санкт-Петербург

мы рано в садик пошли, в полтора года и легко адаптировались

Пожаловаться
МатьИХ
МатьИХ
Мандаринка
19 лет
Маняша
12 лет
Москва

Моя дочка тоже всегда была только со мной… но вот мы уже третью неделю в сад ходим до обеда и обе довольны))