Про игру и занятия с ребенком

Читаю книгу амер. нейро-физиолога Дж. Медины… Останавливаюсь на каждой странице. Изложение популярное, простое, но очень важное для меня. Решила поделиться и с вами.

Я как психолог понимаю важность сюжетно-ролевой игры для ребенка, свободных игр, предметов заместителей и пр. вещей, позволяющих ему развиваться, фантазировать и творить. Но как мама я постоянно попадаюсь на удочку общества потребления: я покупаю массу игрушек и развивающих пособий. И потом снова как психолог я думаю: это потому, что у меня не было в детстве многих игрушек, и ими я кормлю своего внутреннего, голодного ребенка. Это потому, что я боюсь бессознательно остаться наедине с дочерью, без палочек-выручалочек (игр, пособий, карточек, книжек). Я спрашиваю себя: «Что так меня пугает? Почему я так боюсь посмотреть на своего ребенка и посмотреть на себя? Наверное, я боюсь, а вдруг не получится, а вдруг я ей неинтересна, а вдруг у меня не хватит фантазии, вдруг безо всех этих развивающих игр я останусь просто не очень хорошей матерью…

На самом деле все эти желания заполнить пространство игрушками, планшетами, развивающими методиками похожи на желание взять с собой книгу в туалет (пардон!). Мы боимся остаться наедине с собой. Не даем себе шанса остановиться, задуматься, посмотреть со стороны. Потому что боимся.

А потом я вспоминаю один фильм один танцы и прочую романтику. Там была цитата „Страх отнимает у человека половину жизни“.

Мамы, не бойтесь быть вдвоем с ребенком, не бойтесь просто играть, не таскайте трехлетнее чадо по занятиям 7 раз в неделю и не включайте тв/комп/телефон при первой минуте тишины. Просто посмотрите в глаза своему ребенку, понаблюдайте, как он играет, послушайте, что он вам говорит, подержите его за руку, посадите на колени. Это гораздо важнее занятий по системе Домана, фигурного катания или подготовки к школе.

Ну и вот цитата из вышеуказанной книги, которая меня вдохновила на пост.

»Сегодня мы знаем, что «неограниченная» деятельность важна для роста нейронов ребенка так же, как протеин. В действительности коробка, в которой лежат карточки с буквами, вероятно, для двух-трехлетнего ребенка более полезна, чем сами карточки. В зависимости от того, чему вы учитесь и как измеряете успех, польза может быть огромной. Исследования показывают что, в сравнении с контрольной группой дети, которым давали время играть в «самопроизвольные игры» конкретного типа, обладали следующими чертами. Они были:
• Более творческими. В среднем они придумывали в три раза больше нестандартных, творческих способов использования конкретных объектов, чем контрольная группа.
• С более развитыми языковыми навыками. Использование языка этими детьми было более гибким. Они обладали большим словарным запасом и разнообразнее использовали слова.
• Способны лучше решать проблемы. Это подвижный интеллект — один из базовых ингредиентов интеллектуального рагу.
• Менее подверженными стрессу. У детей, регулярно занимавшихся подобной деятельностью, уровень тревожности был в два раза ниже, чем у детей из контрольной группы. Это может объяснять улучшение навыков решения проблем, поскольку эти навыки, как известно, очень чувствительны к состоянию тревожности.
• Обладали лучшей памятью. Игровые ситуации улучшали показатели памяти. Например, дети, игравшие в «супермаркет», помнили в два раза больше слов, обозначающих продукты, чем дети из контрольной группы.
• Обладали более развитыми навыками общения. Польза от социально-буферной функции игры отражается в криминальной статистике детей, живущих в городе. Среди детей из бедных семей, которые в раннем возрасте посещали
дошкольные заведения, ориентированные на игровую деятельность, показатель арестов за тяжкие преступления к возрасту 23 лет составлял менее 7%. У детей- посещавших школьные заведения, ориентированные на обучающую деятельность, этот показатель составлял 33 %".
Речь о спонтанной игре. Но не любой тип игры принесет ребенку экстраординарные открытия. Необходима полноценная сюжетно-ролевая игра. Чтобы получить преимущества описанные выше, такой игрой нужно заниматься по много часов в день.
«Выготский был одним из нескольких исследоватедей своей эпохи, изучавших сюжетно-ролевые игры у детей. Он предсказал, что способность детей до 5 лет задействовать воображаемую активность будет самым лучшим показателем будущей академической успеваемости в сравнении с любым другим видом деятельности, включая знания счета и речи. Причина этого, по убеждению Выготского, состоит в том, что такое действование позволяет ребенку научиться своего социального поведения.
В отличие от беззаботной активности, как мы воспринимаем игру в Соединенных Штатах, Выготский видел в воображаемой сюжетно-ролевой игре деятельность, обладающую наиболее строгими рамками поведения из всех, которые знакомы ребенку. Если маленький Саша собирался быть шеф-поваром, то он должен был следовать всем правилам, ожиданиям и рамкам роли шеф-повара. Если это воображаемое упражнение проводится совместно с друзьями, им тоже придется следовать неким правилам. Они могут препираться и спорить друг с другом, пока не придут к соглашению о том, каковы должны быть эти правила и как их следует выполнять. Именно так вырабатывается самоконтроль, утверждает он. В групповых условиях такая задача требует много интеллектуальных усилий, даже от взрослых. Если для вас это звучит как прелюдия к более современному представлению об исполнительных функциях, вы попали в точку. Последователи Выготского продемонстрировали, что дети, разыгрывающие воображаемые сцены, контролируют свои побуждения гораздо лучше, чем в неигровых ситуациях. В то время как другие элементы работы Выготского начали демонстрировать некоторый интеллектуальный артрит, эта идея о саморегуляции держится прочно».


Наталия
Наталия
Москва
110652

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Елена МамаМаЛеНьКоГоУмНиКа
Елена МамаМаЛеНьКоГоУмНиКа
Липецк

Наташа, спасибо за пост.

Он реально как напоминалочка о том, что в нашей жизни, полной гаджетов и круговорота дел, есть место фантазии и «детскости».

Я читаю и понимаю, что для сына очень важно в самом деле то, чему я уделяю меньше времени… хотя фантазии на это предостаточно.

Мы любим просто танцевать вместе, играть в стрелялки, прятки, пиратов, залезать в большую коробку и представлять, что это крепость или машина )))

Но когда начинаешь делать «домашние дела», на все это остается так мало времени....

А еще очень хочется привлекать к этому папу… а он… либо стесняется… либо не хочет… не могу понять...

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Москва

Лена, про папу напишу: папу важно привлекать! у мужчин это хуже получается, потому что им кажется порой, что все равно хуже мамы будет, боятся себя некомпетентными почувствовать. Поэтому, когда они с детьми играют им важно не давать советов, не дергать, и потом похвалить — типа как здорово у тебя получилось!

Пожаловаться
Елена МамаМаЛеНьКоГоУмНиКа
Елена МамаМаЛеНьКоГоУмНиКа
Липецк
папа наш на самом деле молодец, но при мне он видимо стесняется...
Пожаловаться
Катерина
Катерина
ПервыйМалыш
12 лет
ВторойМалыш
12 лет

Я видимо отношусь к тем родителям, что имеют уйму игрушек, а играть с детками разучились((

Если бы быть честным, то игры с использованием фантазии мне даются тяжело. Наблюдаю как дочка играет с мальчишками и радуюсь, что она выполняет мою работу.


Пожаловаться
Катерина
Катерина
Анна
9 лет
Одинцово

Наталья, как здорово, что делитесь, напоминаете такие важные истины. Все мы где-то читали что-то такое, да под давлением общества потребления это отходит назад, забывается. Для себя открыла, что с ребенком оставаться наедине не боюсь — просто обожаю бродить с сыном по лесу, без всяких заданий и упражнений. А еще часто нужно «тискаться»! Любому человеку нужны тактильные ощущения, а ребенку особенно. У моего малыша столько восторга вызывает, если я оказываюсь с ним на полу, делаю вид, что упала с дивана, ползаю с ним на четвереньках, догоняю так его, мяукаю и рычу… В-общем, веду себя как ребенок.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Москва

Да, Кать, это здорово, что получается так! Ведь с детьми мы получаем уникальную возможность и своего внутреннего ребенка побаловать, поиграть, полюбить :)

Пожаловаться
Елена МамаМаЛеНьКоГоУмНиКа
Елена МамаМаЛеНьКоГоУмНиКа
Липецк
И моему зайке тоже нравятся такие игры!
Я очень люблю утром, не вылезая из кровати, поиграть с ним в игру типа, кто кого поборет, или прячемся от выдуманных героев под одеялом!
Такой заряд эмоций на весь день!!!
Пожаловаться
Полина
Полина
Станислав
10 лет
Обнинск
многое из того что я покупаю или дарят из развивающего нравится дочери, тот же доман ей интерейсней мультов, но все же обычные повседневные вещи типо тряпки и воды, сначала разлить и потом вытереть куда интересней и я просто обожаю наблюдать за тем как она пыхтит и ползает с этой тряпкой, делая взрослый вид типоьона как мама моет)
Пожаловаться
Полина
Полина
Станислав
10 лет
Обнинск
а вообще оч интересный пост, Наташ, и как всегда права
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Москва

точно :)