Взаимоотношения в семье и психика ребенка
От стилей взаимоотношений в семье во многом зависит душевный покой и состояние психики ребенка, его поведение в обществе, отношения со сверстниками.
Внешне спокойная семья, но супруги испытывают чувство неудовлетворенности и скуки, возникает ощущение зря потраченных лет. Общаются между собой они мало, стереотипно. Подавленные негативные чувства губительно сказываются на их здоровье. Супруги чувствуют себя усталыми, бессильными. Родители и дети в такой семье испытывают ощущение постоянной тревоги, не понимают ее источника и не могут ослабить собственного нервного напряжения.
Вулканическая семья. Вечное выяснение отношений, то сходятся, то расходятся. Спонтанность преобладает над чувством ответственности. Оба супруга боятся показаться быть смешными. У детей в таких семьях сильные эмоциональные перегрузки. Из-за ссор родителей, принимающих катастрофические размеры, нарушаются основы стабильности детского мира.
Семья-санаторий. У одного из супругов повышенная тревожность. Он требует к себе особого отношения, любви и заботы. Только внешне такая семья кажется солидарной. Один из членов семьи значительно ограничивает свои обязанности, заставляя близких все больше и больше окружать себя заботой и вниманием. Иногда такой позицией один из супругов мстит другому («Ты была ко мне так безжалостна, теперь я страдаю и вынужден просить у тебя поддержки»). У детей в такой семье позиция бывает различна. Если эта семья – санаторий для матери или отца, то дети рано привыкают к выполнению домашней работы, годами живут в состоянии нервной и физической перегрузки. К родителям чаще относятся тепло и с любовью. Если в центре санатория бабушка или сестра, то у детей фиксируется внимание на здоровье, забота о здоровье начинает носить характер особо ценной деятельности. Дети в такой семье часто бывают запуганными, ограниченными, у них в подростковом возрасте часто возникает реакция протеста и ухода из семьи.
Семья-крепость. В основе лежит представление об угрозе агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях, носителях зла. Негативные эмоции, возникающие в семье, ради стабильности семьи переносятся на мир в целом. Хотя на бессознательном уровне у супругов существует постоянное желание направлять этот гнев друг на друга или на себя самого. В такой семье ярко выраженное чувство «мы». Члены семьи вооружены против всего мира, круговая оборона против него — это часто камуфляж душевной пустоты или нарушенных сексуальных отношений. Один из супругов в семье доминирует, вся жизнь жестко регламентирована. Ребенок принимается только тогда, когда оправдываются возложенные на него надежды. Воспитание приобретает черты гиперопеки, родители поступают излишне принципиально. У ребенка формируется безынициативность, упрямство, негативизм. У него возникает внутренний конфликт между семейным и собственным опытом. Отсюда трудности в общении со сверстниками в общении, изоляция, перенапряжение нервной системы.
Семья-театр. Театрализованный образ жизни сохраняет видимость благополучия и близкую дистанцию. Один из супругов испытывает острую потребность в признании, внимании, любовании и т. д. В отношении детей применяются запреты-поощрения, которые быстро декларируются и быстро забываются. Любовь к ребенку заменяется модным воспитанием или, материальными благами. При посторонних такие родители любят демонстрировать свою любовь к ребенку, однако у родителей нет подлинного контакта с детьми. Дети становятся эгоистичны, у них ослаблен самоконтроль, отсутствует внутренняя дисциплина.
Третий лишний. Супружеские отношения очень значимы для мужа и жены, а родительские обязанности воспринимаются как помеха супружескому счастью. Это бывает при психологической (или душевной) незрелости родителей или скрытым неприятием ребенка. Детям внушается чувство неполноценности. Возможно соперничество между матерью и подрастающей дочерью. Внимание детей фиксируется на собственных слабостях, они с трудом переносят разлуку с родителями.
Семья с кумиром. Ребенок скрепляет супружеские отношения. Забота о нем — единственная сила, способная сохранить семью. Родители особенно внимательны к ребенку, переносят свои нереализованные чувства на него, не останавливаясь перед самоограничением и жертвенностью, отказывая себе зачастую даже в необходимом. Ребенка постоянно опекают, ограничивают самостоятельность, преувеличивают его достоинства. Такие дети не самостоятельны, не способны без посторонней помощи принять решение. Их поведение часто носит демонстративный характер, носят в себе постоянное ощущение несправедливости и жестокости окружающего мира. Семья-маскарад. У родителей различные жизненные цели. они ставят ребенка в ситуацию различных требований, несогласованных оценок, требования родителей зачастую взаимоисключают друг друга. Воспитание носит непоследовательный характер. Родители редко бывают искренни, напуская на себя ту или иную роль. Разнообразные маски родителей повышают у ребенка тревожность, приводят к раздвоению самооценки, неспособности к волевым усилиям. Любая ситуация в которой нужно принять решение вызывает у них растерянность и панику.
а мы нормальная семья! Даже не знаю к какой категории себя отнести)))))
когда возникают конфликты, конечно не всегда удается их спокойно решить, но я не позволяю мужу и себе повышать голос при ребенке, резко и грубо ему говорю — «Замолчи!».и все. я стою на своем, но внутри себя и не спорю дальше с мужем, т.к. для меня на первом месте ребенок, и я не могу позволить дочке видить наши эммоции. нечего не поделаешь, ради ребенка можно пожертвовать и своим мнением и своей гордостью!
А я очень боюсь, что буду мамой «наседкой». уже сейчас решила, что некоторых членов семьи не подпущу к ребенку без справок о состоянии здоровья, и не дай бог, буду влазить в воспитание и сильно баловать, да по рукам таскать, и целовать. Брррр, аж бесит прям. Наверное, я схожу с ума.
я очень переживаю за психику моей дочери(((( она такая нервная сейчас, псих такой… насмотрелась на скандалы и драки наши с мужем, надеюсь она забудет, ведь мы уже не живем вместе((((((((
спасибо)
а в каком возрасте вы это видели?
Точный возраст когда начала все это запоминать не помню, тк все это продолжалось практически с рождения в течение многих лет. Может лет 5 было, не помню, поэтому есть вероятность, что у вашей девочки это не отложится в памяти и по возможности сходите к психологу
аналогичная история.