Ребенок играет

Ну вот, еще одна статеечка созрела) Написано в результате ежедневных наблюдений за Геной в течение всей его жизни.

1. Улыбка

Слово «игра» находит у взрослых ассоциации с «забава», «несерьезно», «шутка», «времяпровождение», «отдых». Для взрослого человека это действительно так. Компьютерные игры одни чего стоят. Никакого развития ум и душа человека не получают. Мы справедливо ассоциируем игру и ребенка. Но переносить несерьезность игры со взрослого на ребенка — несправедливо и вредно.

Вспомните, когда ваш ребенок улыбнулся в первый раз. Он улыбнулся, глядя на вас. А почему? Потому, что он вас узнал. Он понял, что ваше лицо видит не в первый раз, а видел много раз до этого, что ваше лицо каким-то удивительным (совершенно непонятно, каким) образом связано с мягкой и вкусной грудью и с обнимающим его теплом.

Он совершил величайшее открытие, первое в своей жизни. Что делает взрослый, когда совершает открытие? Например, какой-нибудь (схематически) сумасшедший ученый. Он встает с рабочего места, начинает ходить по комнате, воздевая руки к небу, что-то бормочет под нос, и на его лице играет идиотская… улыбка!

В каких ситуациях мы улыбаемся? Чаще всего — когда шутим, рассказываем анекдоты, иронизируем. Юмор. Хорошо известно, что юмор возникает, когда что-то (объект смеха) не соответствует своей природе, тому, как должно быть. Совершенно ясно, что эта улыбка и этот смех не являются первичными, свойственными природе человека. Они являются производными цивилизации. Мы улыбаемся и в других ситуациях — когда радуемся. Это случается реже (по крайней мере, искренняя радость, идущая от сердца). И, наверное, величайшая, наиболее высокая радость — это радость открытия. И именно эта радость становится доступной ребенку в первую очередь.

Позже у ребенка появляется чувство юмора — но оно не похоже на чувство юмора у взрослых. Игра в прятки, например. Ребенок смеется в первую очередь потому, что радуется появлению мамы, рад каждый раз снова видеть ее лицо, хотя открытие уже давно сделано.

2. Серьезность

Вы легко можете представить сцену: бабушка тайком наблюдает за внуком, пытающимся разобраться с пирамидкой, от усердия выпятившим губу, а потом поворачивается к его маме и со смехом шепчет:

-Ты посмотри, какой серьезный! Ну, прям профессор!

В этих словах и эмоциях — высмеивание серьезности ребенка: зачем он так серьезен, если это игра?

Чем моложе человек, чем младше ребенок, тем грандиознее процессы, протекающие в его мозгу, тем огромнее скачки и барьеры, которые преодолевает его сознание, познавая мир. В первые годы жизни ребенка эти процессы идут даже при неблагоприятных для этого условиях, хоть и медленнее; внешний мир пока еще не способен сдержать их течение. Если бы мы жили не в квартирах, если бы не сидели за компьютерами, а проводили весь день на свежем воздухе, работая, а дети сопровождали бы нас — игрушки не были бы им так необходимы, важная для развития информация сама окружала бы их и прилипала к ним. Если большую часть дня ребенок видит одни и те же стены, один и тот же маршрут на прогулке, ему обязательно нужны дополнительные объекты, дающие ему информацию о том, как устроен мир, по каким законам мы живем. Предметы бывают большие и маленькие, мягкие и твердые, они могут кататься, а могут и нет, в некоторые из них можно увидеть отражения предметов, некоторые прозрачные, в одни можно класть другие.

3. Простота

С одной стороны, ребенок нуждается в большом количестве информации. Для новорожденного это необходимый опыт, да и подросшему ребенку очень легко становится скучно, если обстановка не меняется какое-то время, если его окружают одни и те же неподвижные, давно знакомые предметы.

Но с другой, каждый предмет сам по себе обладает множеством свойств, с которыми ребенку необходимо знакомиться и с которыми его надо знакомить. Если игрушка светится разноцветными огнями или играет двенадцать мелодий, то она обладает ЛИШНИМИ свойствами. Это отвлекает внимание ребенка на какое-то время, но не способствует его развитию и познанию окружающего мира.

Игрушки должны быть максимально простые, но с ребенком при этом нужно играть, и играть регулярно. Нужно помогать ему развивать фантазию.

Например, игрушечный телефон или ноутбук может занять ребенка на полдня. Он позволит маме заниматься своими делами, изредка поглядывая на ребенка. Но в какой-то момент ребенок устанет от бесконечного нажимания кнопок, от громких, навязчивых, однообразных мелодий, с плачем захочет выбросить игрушку — и снова подберет, потому что все внимание притянуто к ней, и тут же снова устало выбросит. Психика у маленьких детей в основном здоровая и крепче, чем у взрослых, но и для нее такая игрушка — серьезное испытание.

Или обычные кубики. Если ребенок еще маленький и не умеет строить замки и прочее из кубиков, то их можно вытаскивать из коробки и складывать обратно; класть в другую коробку; ставить себе и друг другу на голову; просто разбрасывать; учиться сортировать по цветам и формам; относить и отдавать другим членам семьи; прятать; все-таки пытаться поставить кубик на кубик… Все новое, что делает мама и что удается ребенку, сопровождается улыбкой, смехом. И не говорите, что игрушки всякие нужны, всякие важны. Современные игрушки в большинстве своем можно разделить на хорошие и на вредные.

Поиграв пятнадцать минут вместе с мамой в кубики, ребенок легко отвлечется на другое: например, кот пришел, свет зажегся, громкий звук раздался с улицы. Нет болезненной привязанности к игрушке, как ко многим музыкальным, от которых можно отвлечь только через истерику.

(К «хорошим» звучащим игрушкам я бы отнесла погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты).

И еще. Из написанного выше легко сделать вывод, что мультики — это яркий пример «плохих» игрушек. Это так — но только если мультики не являются сами по себе художественными произведениями. Я бы оценивала мультики именно с духовно-эстетической точки зрения. Основной задачей их просмотра должно быть не развлечение ребенка, не отвлечение его на них, пока мама занята, а обогащение внутреннего мира. Но о мультиках я напишу как-нибудь в следующий раз.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Ольга
Ольга
Средний
8 лет
Крошка
6 лет
Москва
15536

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Александра
Александра
Сыночек
6 лет
Индианаполис

Оля, как все хорошо ты написала и разложила по полочкам, я бы на форум эту статью помесила

Пожаловаться
Полкило Изюма
Полкило Изюма
Котлас

Согласна. Я против сложных игрушек. Во первых сломает, чтобы узнать как устроено, во вторых надолго ли хватит у мамы нервов выслушивать одну и ту же мелодию, причем как правило жутко раздражающего качества. В третьих такими игрушками можно играть только одним способом, что не способствует развитию малыша, В четвертых — да, у мамы много дел, но насколько честным будет откупаться от малыша очередной навороченной игрушкой вместо того, чтобы научить его играть тем, что у него уже есть?

пы сы. У племянника долгое время любимой игрушкой был набор бабушкиных кастрюль. Он просто с упоением подбирал к ним крышки и перекладывал маленькие предметы из кастрюли в кастрюлю

Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
блин, я сейчас занимаюсь своими делами, изредка поглядывая на ребенка, смотрящего мультик..
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Средний
8 лет
Крошка
6 лет
Москва

Ну у меня один ребенок — мне легко рассуждать)))))

Пожаловаться
Марина
Марина
Москва
Очень хорошая статья! Согласна, что игра для ребенка часто бывает серьезным занятием, т.к. через игру он познает мир.
И по своему детству помню, что мне нравились именно простые игрушки- деревянный конструктор(могла часами сосредоточенно что-то строить)и мягкая игрушка-кошка, которая была сделана как человек, т.е. «ходила на задних лапах».И в детском саду нравилась кукла с мягким тельцем, так что у нее сгибались ручки и ножки, и она могла «ходить» и «сидеть». Жаль, что мне не разрешали эту куклу брать домой))