Мамам об игрушках

Эксперты рассказали, какие игрушки не развивают фантазию у детей.

Современные интерактивные игрушки блокируют креативное мышление детей, поэтому их должно быть не много, надо отдавать предпочтение традиционным куклам и солдатикам, которые позволяют в каждом конкретном возрасте развивать у ребенка фантазию и способность что-то сделать самостоятельно, заявили РИА Новости накануне Всемирного дня ребенка опрошенные эксперты.

Интерактивные игрушки блокируют креатив

Ситуация на рынке современных игрушек довольно сложная: с одной стороны их огромное количество, а с другой стороны выбрать хорошую игрушку очень непросто, считает заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института Российской академии образования, профессор Елена Смирнова.

«Хорошей я называю ту игрушку, с которой удобно играть, которая развивает у ребенка игровую деятельность. Как известно, игра — это самый важный и полезный вид деятельности для ребенка», — отметила она.

Чтобы играть с игрушкой, она не должна быть наделена собственной активностью, считает Смирнова.

«Она не должна кричать, петь, махать руками, сосать и издавать какие-то собственные звуки. А современная игрушечная промышленность идет как раз в направлении технологизации. Эти игрушки бессмысленны для игры. Они сводят игру к примитивному нажимаю кнопок, к восприятию активности самой игрушки», — сказала профессор.

Такого же мнения ведущий эксперт Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек при МГППУ (Московском городском психолого-педагогическом университете), лауреат премии Грант Москвы, педагог — психолог высшей категории Елена Абдулаева.

«Родители часто ценят яркость, броскость игрушки, а потом очень разочарованы, когда она валяется, и ребенок выпрашивает новую. Все дело в скуке. Засилье интерактивных игрушек, которое сейчас есть, крайне неполезная вещь», — добавила она.

Говорящие интерактивные игрушки, во-первых, заменяют ребенку воображение, в то время как он может сам наделить куклу или зверя определенным тоном, интонацией, словами. «Во-вторых, они вытесняют и подменяют настоящее общение», — сказала Абдулаева.

Кроме того, сейчас появилось огромное количество «страшных игрушек», которые никак не ассоциируются у ребенка ни с образом человека, ни с образом обычного животного, отметила Смирнова.

«Постоянное искажение образа человека — это современная тенденция культуры не только в игрушках, но и в фильмах и даже в учебниках. Сейчас стало модно снимать фильмы о привидениях, вурдалаках, инопланетянах, вампирах», — сказала педагог.

«Кроме того, сейчас продаются игрушечное сердце, печень, много конструкторов, где нужно собрать человека из его внутренних органов. Для маленьких детей расчленение человеческого тела — это не предмет игры. И когда ребенок собирает, а потом разбирает человека — это ведет к разрушению его представлений о целостности самого человека, как будто его органы живут самостоятельной жизнью», — добавила профессор.

Место для фантазии

Полезные игрушки — это традиционные игрушки, в которые дети играли испокон века.

«Обычные куклы, мягкие игрушки, детские столовые приборы, солдатики, машинки. Потому что игра — это создание воображаемого пространства, мира и игрушка не должна ребенку в этом препятствовать», — сказала Смирнова.

Дети плохо играют в готовых домиках, поскольку это пространство неизменно и не предполагает подстраивания под нынешние нужды ребенка, оно быстро теряет новизну и ценность, считает Абдулаева.

«Ребенку нужны специальные предметы для конструирования „своего“ пространства. Это могут быть ширмы, доски, подушки, покрывала», — добавила она.

В Англии, например, есть специальные магазины, где продаются «бросовые» материалы как предметы творческой игры и конструирования, отметила Абдулаева.

Если хотим, чтобы у ребенка развивалось воображение, у него должно быть мало игрушек, но для многих вариаций игры, считает она.

«Дети, которые живут среди избытка однообразных игрушек, они страдают от этого. Они все время неудовлетворенные, хотя у них, казалось бы, все желаемое есть. От того, что ребенок не может формировать творческий потенциал, умственные и волевые способности в свободной игре, он все время вял и недоволен», — сказала Абдулаева.

Сейчас игрушка перестала быть элементом игры, а стала свидетельством достоинства и элементом его имущества, отметила также Смирнова.

«Игрушки сейчас покупают не для того, чтобы играть, а для того, чтобы похвастаться. Детство охвачено этой рыночной стихией, у ребенка все больше и больше игрушек, в которые он не играет, которые просто лежат в его комнате как его имущество», — сказала она.

Смирнова считает, что сейчас родители откупаются количеством игрушек из-за недостаточного внимания.

«И по нашим подсчетам у ребенка в среднем в комнате более 200 игрушек. Реально использует он в игре порядка 5-6% от того добра, что у него есть», — пояснила Смирнова.

Она считает, что если у ребенка есть любимые игрушки, то их ему достаточно.

«Помощь взрослых не заканчивается предоставлением правильных игрушек. Важно дать игрушке жизнь, то есть ввести ее в игру, тогда ребенок с удовольствием подхватит это. Когда у ребенка получается что-то сделать самому, у него появляется блеск и радость в глазах», — заметила в заключение Абдулаева.

Источник: RIA. RU

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Татьяна
И я согласна со статьей! Все правильно!
Пожаловаться
Катюша

хорошая статья! К нам в город недавно приезжали разные мастера, среди них была женщина, которая делала кукол из ткани, натуральных материалов и очень жаловалась на то, что сейчас дети совсем не хотят что-то делать своими руками, что им интереснее покупные барби, у которых есть всё — от дома, до косметички, так вот играя в современные игрушки ребенок не ищет предметов для замещения (например, если чего-то нет для игры, ребенок не придумывает вещь, которая могла бы заменить отсутствующий предмет), так как сейчас всё продается, а следовательно, его воображение не развивается.

Но! также эта женщина рассказала, что приходится насилком практически заставлять ребенка делать самим куклы под ее руководством, так как ребенка это не интересует и что вы думаете — дети начинают втягиваться в процессе работы!

А на выставке от таких кукол девченки воротили нос, так как у них нет нарисованного лица, гардероба и уж тем более косметички....

Разбаловали мы детей, граждане!)))

Пожаловаться
МамочкаПринцессы

для того, чтобы ребенок искал предметы для замещения, мы должны показывать ему, что это можно делать и как это делать. у нас же нет времени. проще купить умную игрушку. хотя у меня например в основном книжки и куклы из разных материалов. правда некоторые говорят мама-папа. а родственники нам всяких домиков надарили музыкальных. но у меня дочка еще маленькая, думаю для развития такие игрушки можно использовать...

Пожаловаться
Катюша

у нас в городе в детском центре развития есть комната Монтессори — в ней стеллажи с игрушками из натуральных материалов, причем там и головоломки есть разные и просто на развитие мелкой моторики, игрушки для разных возрастов. Так вот заходишь в эту комнату и сама не поймешь как играть в ту или иную игрушку. А детки подходят сами, берут то, что им приглянулось и сидят играют, причем правильно играют и не спрашивают даже помощи у педагога. Так интересно наблюдать за этим))) потом поиграют, ставят на место и берут другую игрушку...

Сейчакс всё больше магазинов появляется с игрушками из дерева, например, причем это и традиционные игрушки...