Беседы с психологом
Развивающие игры для детей до 4-х лет
Многих родителей волнует вопрос: чем занять малыша дома, как отвлечь от капризов и баловства? Маленькие дети начинают себя «плохо» вести, когда им скучно. А так как пока они не могут сами себя занимать играми или, если могут, то недолго, предлагаю родителям поиграть вместе с малышом.
Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, взрослый в это время прячет куклу, потом говорит ребенку:
Кукла Ляля убежала.
Ах, куда она пропала?
Петя, Петя (имя ребенка), поищи,
С нашей Лялей попляши!
(А. Ануфриева)
Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.
Перед ребенком раскладывается 5-6 игрушек, он их рассматривает около минуты, затем отворачивается. Взрослый убирает одну или 2 игрушки, остальные можно переставить. Ребенок должен вспомнить, какой игрушки не хватает.
В эту игру можно играть часто, меняя набор игрушек, усложняя (раскладывать бОльшее количество игрушек, убирать 2-3).
Берем мячи различной величины (для малыша 2-х лет достаточно 3-4 мяча, для ребенка постарше можно взять больше). Взрослый стоит вдалеке от ребенка (несколько метров) и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает и подает его. Если он не ошибся, обязательно похвалите и продолжайте игру, мячи снова перемешиваются и ребенок должен выбрать самый маленький. Если малыш ошибся, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать маленький и большой мячи, обвести по окружности. Так можно играть не только с мячами, но и с кубиками, мягкими игрушками, для детей после 2-х лет можно предложить картинки (бабочки, матрешки, куклы и т.д.).
Используйте элементы крупной мозаики, заранее откладывая необходимое для игры количество и цвет.
Возьмите 6 элементов желтого цвета и один – белого, несколько элементов других цветов.
Начинам с чтения потешки:
– Курочка-рябушечка, куда пошла?
– На речку.
– Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?
– За водичкой.
– Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
– Цыпляток поить.
– Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?
– Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета», демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки».
В отверстие игровой панели взрослый вставляет белую мозаику, напоминая, что это – курочка, за ней идут цыплятки, ставит желтый элемент, затем просит ребенка еще поставить цыпленка следом за мамой – курочкой. Если малыш неуверенно выполняет задание, можно ему помочь. Ребенок должен выстроить всех «цыплят» желтого цвета. Потом взрослый предлагает малышу самостоятельно поставить курочку и цыплят. Эта игра хорошо тренирует знание и различие цветов.
В этой игре малыш учится чередовать предметы по цвету.
Необходимо взять 10 элементов зеленого цвета, 10 – красного, по 5 штук белого, желтого и синего. Взрослый показывает элементы мозаики и, объясняя, что елочки бывают зеленого цвета, размещает на панели «елочку». Потом показывает красный элемент, говорит, что грибочки бывают красными. Взрослый размещает на панели елочку – грибочек – елочку – грибочек, при этом читает: «Елочки нарядные встали все в рядок, и за каждой елочкой – красненький грибок!» Затем ребенок продолжает выкладывать ряд самостоятельно. Если он ошибается, взрослый говорит: «Проверь, все ли у тебя правильно. Почему два грибка вместе?» некоторые дети размещают 2-3 пары правильно, а затем начинают ошибаться. Если ребенку трудно выполнять задание, взрослый диктует последовательность элементов: «Елочка, грибочек, елочка, грибочек…» Постепенно ребенок должен выполнять задание самостоятельно.
Задача усложняется: нужно выбрать три цвета из пяти предложенных.
Взять 10 элементов желтого, 10 белого, по 5 синего, красного, зеленого. Взрослый показывает синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем размещает все элементы синего цвета на панели слева, сверху вниз – получилась речка. Показывая один белый и один желтый элементы, взрослый говорит, что это гусь и гусенок. Размещаем на панели белый элемент, за ним – желтый: «Гусь пошел и гусенка повел». После ребенку предлагается самому найти гуся и гусенка, разместить их на панели. Во время выполнения взрослый читает стихотворение про гусей, например:
Белые гуси на речку идут,
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: «Га-га-га!»
(Н. Клокова)
Затем ребенок выполняет все самостоятельно (от речки и до гусей), сам выбирает нужные цвета, расставляет. При затруднении взрослый может помочь либо продиктовать очередность элементов.
Таким образом, можно самим придумывать сюжеты, подбирать стишки, цветовые сочетания. Фантазируйте!
Дети поют вместе со взрослым и повторяют за ним движения:
Мы ногами топ-топ-топ,
(ходим по комнате, высоко поднимаем ноги)
А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Ай да малыши, ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем
(идем по комнате)
И в ладошки ударяем.
(хлопаем в ладоши)
Топ-топ, ножки, топ!
(стоя на месте, топаем)
Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!
(и хлопаем)
Ай да малыши!
(руки на пояс, кружимся)
Ай да крепыши!
(А. Ануфриева)
Взрослый сиди на стуле, в руках у него игрушечная собачка, она «спит». Взрослый говорит:
Вот сидит наш пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос.
(ребенок подходит к собачке)
Ну, Барбос, скорей вставай!
И Наташу догоняй!
(Е. Тихеева)
Взрослый с собачкой бежит за ребенком, говорит «Гав, гав!», ловит его. В игре могут принимать участие несколько детей.
Подобные игры можно придумать и самим, подбирая стишки и придумывая движения. У нас, например, любимая игры была «Паровоз», мы «ездили» по комнатам, напевая песенку. Полезно изображать разных животных: зайчика, лягушку, лисичку, птичку; как они двигаются, «говорят». Для детей постарше можно попробовать изобразить паровоз, самолет, какие-либо неодушевленные предметы.
Про пальчиковые игры я уже упоминала
, приведу еще несколько. Напоминаю, что взрослый говорит слова и показывает, малыш повторяет, потом ребенок сам, без помощи, рассказывает и показывает.
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре-пять!
(М. Кальцова)
Пальчик о пальчик тук да тук!
(ладошки сложены вместе, пальчики стучат,
указательный по указательному)
Хлопай, хлопай, хлопай!
(хлопки в ладоши)
Ножками топай, топай!
(топаем 2 раза)
Спрятались, спрятались
(закрыть лицо руками)
Пальчик о пальчик тук да тук!..
(повторяем)
Можно использовать это упражнение для отвлечения, при усталости малыша.