Беседы с психологом Развивающие игры для детей до 4-х лет

Беседы с психологом

Развивающие игры для детей до 4-х лет



Многих родителей волнует вопрос: чем занять малыша дома, как отвлечь от капризов и баловства? Маленькие дети начинают себя «плохо» вести, когда им скучно. А так как пока они не могут сами себя занимать играми или, если могут, то недолго, предлагаю родителям поиграть вместе с малышом.


Развиваем память, внимание

  • «Найди куклу!»
    Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, взрослый в это время прячет куклу, потом говорит ребенку:
    Кукла Ляля убежала.
    Ах, куда она пропала?
    Петя, Петя (имя ребенка), поищи,
    С нашей Лялей попляши!
    (А. Ануфриева)
    Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.

  • «Какой игрушки не хватает?»
    Перед ребенком раскладывается 5-6 игрушек, он их рассматривает около минуты, затем отворачивается. Взрослый убирает одну или 2 игрушки, остальные можно переставить. Ребенок должен вспомнить, какой игрушки не хватает.
    В эту игру можно играть часто, меняя набор игрушек, усложняя (раскладывать бОльшее количество игрушек, убирать 2-3).


    Развиваем восприятие величины, формы

  • «Мячи»
    Берем мячи различной величины (для малыша 2-х лет достаточно 3-4 мяча, для ребенка постарше можно взять больше). Взрослый стоит вдалеке от ребенка (несколько метров) и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает и подает его. Если он не ошибся, обязательно похвалите и продолжайте игру, мячи снова перемешиваются и ребенок должен выбрать самый маленький. Если малыш ошибся, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать маленький и большой мячи, обвести по окружности. Так можно играть не только с мячами, но и с кубиками, мягкими игрушками, для детей после 2-х лет можно предложить картинки (бабочки, матрешки, куклы и т.д.).

  • Игры с мозаикой.
    Используйте элементы крупной мозаики, заранее откладывая необходимое для игры количество и цвет.

  • «Курочка и цыплята»
    Возьмите 6 элементов желтого цвета и один – белого, несколько элементов других цветов.
    Начинам с чтения потешки:
    – Курочка-рябушечка, куда пошла?
    – На речку.
    – Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?
    – За водичкой.
    – Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
    – Цыпляток поить.
    – Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?
    – Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
    Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета», демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки».
    В отверстие игровой панели взрослый вставляет белую мозаику, напоминая, что это – курочка, за ней идут цыплятки, ставит желтый элемент, затем просит ребенка еще поставить цыпленка следом за мамой – курочкой. Если малыш неуверенно выполняет задание, можно ему помочь. Ребенок должен выстроить всех «цыплят» желтого цвета. Потом взрослый предлагает малышу самостоятельно поставить курочку и цыплят. Эта игра хорошо тренирует знание и различие цветов.

  • «Елочки и грибочки»
    В этой игре малыш учится чередовать предметы по цвету.
    Необходимо взять 10 элементов зеленого цвета, 10 – красного, по 5 штук белого, желтого и синего. Взрослый показывает элементы мозаики и, объясняя, что елочки бывают зеленого цвета, размещает на панели «елочку». Потом показывает красный элемент, говорит, что грибочки бывают красными. Взрослый размещает на панели елочку – грибочек – елочку – грибочек, при этом читает: «Елочки нарядные встали все в рядок, и за каждой елочкой – красненький грибок!» Затем ребенок продолжает выкладывать ряд самостоятельно. Если он ошибается, взрослый говорит: «Проверь, все ли у тебя правильно. Почему два грибка вместе?» некоторые дети размещают 2-3 пары правильно, а затем начинают ошибаться. Если ребенку трудно выполнять задание, взрослый диктует последовательность элементов: «Елочка, грибочек, елочка, грибочек…» Постепенно ребенок должен выполнять задание самостоятельно.

  • «Гуси с гусятами»
    Задача усложняется: нужно выбрать три цвета из пяти предложенных.
    Взять 10 элементов желтого, 10 белого, по 5 синего, красного, зеленого. Взрослый показывает синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем размещает все элементы синего цвета на панели слева, сверху вниз – получилась речка. Показывая один белый и один желтый элементы, взрослый говорит, что это гусь и гусенок. Размещаем на панели белый элемент, за ним – желтый: «Гусь пошел и гусенка повел». После ребенку предлагается самому найти гуся и гусенка, разместить их на панели. Во время выполнения взрослый читает стихотворение про гусей, например:
    Белые гуси на речку идут,
    Белые гуси гусяток ведут.
    Белые гуси вышли на луга,
    Крикнули гуси: «Га-га-га!»
    (Н. Клокова)
    Затем ребенок выполняет все самостоятельно (от речки и до гусей), сам выбирает нужные цвета, расставляет. При затруднении взрослый может помочь либо продиктовать очередность элементов.

    Таким образом, можно самим придумывать сюжеты, подбирать стишки, цветовые сочетания. Фантазируйте!


    Развиваем двигательную активность, координацию

  • «Мы ногами топ-топ-топ!»
    Дети поют вместе со взрослым и повторяют за ним движения:
    Мы ногами топ-топ-топ,
    (ходим по комнате, высоко поднимаем ноги)
    А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!
    (хлопаем в ладоши)
    Ай да малыши, ай да крепыши!
    По дорожке мы шагаем
    (идем по комнате)
    И в ладошки ударяем.
    (хлопаем в ладоши)
    Топ-топ, ножки, топ!
    (стоя на месте, топаем)
    Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!
    (и хлопаем)
    Ай да малыши!
    (руки на пояс, кружимся)
    Ай да крепыши!
    (А. Ануфриева)

  • «Вот сидит наш пес Барбос»
    Взрослый сиди на стуле, в руках у него игрушечная собачка, она «спит». Взрослый говорит:
    Вот сидит наш пес Барбос,
    В лапы спрятал черный нос.
    (ребенок подходит к собачке)
    Ну, Барбос, скорей вставай!
    И Наташу догоняй!
    (Е. Тихеева)
    Взрослый с собачкой бежит за ребенком, говорит «Гав, гав!», ловит его. В игре могут принимать участие несколько детей.

    Подобные игры можно придумать и самим, подбирая стишки и придумывая движения. У нас, например, любимая игры была «Паровоз», мы «ездили» по комнатам, напевая песенку. Полезно изображать разных животных: зайчика, лягушку, лисичку, птичку; как они двигаются, «говорят». Для детей постарше можно попробовать изобразить паровоз, самолет, какие-либо неодушевленные предметы.


    Развиваем кисть, мелкую моторику

    Про пальчиковые игры я уже упоминала
    , приведу еще несколько. Напоминаю, что взрослый говорит слова и показывает, малыш повторяет, потом ребенок сам, без помощи, рассказывает и показывает.
  • «Мой Мизинчик»
    Мой Мизинчик, где ты был?
    С Безымянным щи варил,
    А со Средним кашу ел,
    С Указательным запел.
    А Большой меня встречал
    И конфетой угощал.
    Указательный на правой
    Вел в поход нас всей оравой.
    Средний брат несет рюкзак,
    Безымянный ходит так,
    А Мизинец стал играть:
    Братьев слушать приглашать.
    Правый же Большой плясал
    И на танец приглашал.
    Раз-два-три-четыре-пять!
    (М. Кальцова)

  • «Пальчик о пальчик»
    Пальчик о пальчик тук да тук!
    (ладошки сложены вместе, пальчики стучат,
    указательный по указательному)
    Хлопай, хлопай, хлопай!
    (хлопки в ладоши)
    Ножками топай, топай!
    (топаем 2 раза)
    Спрятались, спрятались
    (закрыть лицо руками)
    Пальчик о пальчик тук да тук!..
    (повторяем)

    Можно использовать это упражнение для отвлечения, при усталости малыша.

  • Наталья Орлова
    Наталья Орлова
    Сергей
    14 лет
    Воскресенск
    101820

    Комментарии

    Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
    правила сообщества